Статья "Экологическое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа) по теме

Коршунова Ольга Александровна

Статья посвещена экологическому воспитанию. В статье раскрываются наиболее важные ценности природы; деятельности, которые можно организовать с детьми в детском саду и дома, представлен дидактический материал: опыты и дидактические игры. Статью можно использовать как консультацию для педагогов и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Экологическое воспитание дошкольников»

Подготовила : воспитатель Коршунова О.А.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и осознанной деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от общения с ним.

Главная задача – показать ребёнку, что всё окружающее пространство, все объекты в нём – живые, и к ним необходимо относиться бережно, любовно, научиться понимать их и сохранять.

Познакомимся с наиболее важными ценностями природы, что должны узнать и понять на собственном опыте дети.

1.        Природа, как среда обитания.

Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить вне её условий: без условий неживой природы (воды, воздуха, земли, огня), без других живых существ (людей, растений, животных). Человек взаимосвязан с природой.

2.        Оздоровительно-гигиеническая ценность.

Природные условия помогают человеку:

- выполнять гигиенические правила;

- человек использует воду, чтобы содержать в чистоте себя, жилище, одежду, есть чистые продукты, готовить еду;

- укреплять здоровье с помощью воды, солнца, воздуха;

- сохранять здоровье: растения задерживают пыль, вредные вещества, защищают от ветра, очищают воздух;

- общение с домашними животными, растениями поднимают настроение, помогают снять усталость, стресс;

- многие растения и продукты жизнедеятельности животных и насекомых имеют лекарственные свойства и используются человеком для лечения.

3. Практическая ценность природы:

- домашние животные помогают в хозяйстве, люди получают от них продукты, из стриженой шерсти изготавливают тёплые вещи;

- из деревьев получают древесину, из которой строят дома, изготавливают мебель, игрушки;

- из глины делают посуду, сувениры;

- используют минеральные и драгоценные камни.

4. Познавательная ценность природы.

Человек учится у природы:

- наблюдая за природными явлениями и особенностью строения растений и животных он создаёт для жизни необходимые предметы (лампа – аналогия с солнцем, душ – с дождём, самолёт – крылья птиц, зонт – с грибом, парашют – семена растений);

- по поведению животных и растений человек научился предсказывать погоду.

5. Эстетическая ценность.

Общение с природой доставляет эстетическое наслаждение, вызывает положительные эмоции и чувства (пение птиц, красота пейзажа, ласка и любовь животного).

Эстетические свойства объектов и явлений природы человек отражает в предметах и произведениях искусства (создаёт игрушки и сувениры в виде животных, использует растительные узоры в росписи, плетении кружев, делает парфюмерию с запахом цветов и трав, писатели и поэты пишут рассказы и стихи, художники рисуют картины).

6. Нравственная ценность.

Общение с природой развивает человека нравственно: замечая состояние и потребности живых существ, помогая им, охраняя их, человек становится внимательнее и добрее.

Деятельности, которые можно организовать в детском саду и дома.

1.Наблюдения. Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдения формируют у детей:

- знания о природе и о природных объектах;

- наблюдательность и заинтересованность;

- умение рассматривать, видеть своеобразие и красоту;

- замечать различные признаки и состояния.

Мы организуем наблюдения  за различными природными объектами и в группе (комнатные цветы, аквариумные рыбки) и на улице (деревья, кустарники, цветы, птицы, насекомые, неживые объекты, природные явления). Свои наблюдения мы фиксируем в дневнике наблюдений, создаём книжки, дети рисуют рисунки, придумывают рассказы. Чтобы проследить за развитием какого-либо растения мы организуем длительное наблюдение, где фиксируем все стадии развития данного объекта, сравниваем.

2.Исследования и опыты.

Опыты используются для ознакомления детей со свойствами различных предметов, их изменениями, взаимоотношениями, установлениями причин различных явлений.

Опытная деятельность.

1.        Весит ли воздух (палочка, два воздушных шара, шило).

Ход: Два надувных воздушных шара прикрепляются по обе стороны палки. Палку держать на весу. Один шар прокалывается шилом. Палка опускается в сторону надутого шара. Затем весы уравновешиваются – прокалывается другой шар.

Вывод: Воздух имеет свой вес.

2.        Утопи предмет (резиновые игрушки, таз с водой).

Ход: попросить попробовать ” утопить” в воде игрушки. Не получается. Игрушки поднимаются на поверхность воды.

Вывод: Игрушки заполнены воздухом. Воздух легче воды и вода выталкивает игрушки на поверхность.

3.        Загрязнение воздуха (свеча, стеклянная чаша).

Ход: Зажечь свечу и держать над огнём чашку. Вскоре на чашке покажется копоть.

Вывод: когда что-либо горит, в воздух попадает копоть, грязь и воздух  загрязняется.

Экспериментируя дети учатся:

- устанавливать последовательности и взаимосвязи;

-активно действовать и получать результат;

- анализировать и делать выводы;

- устанавливать качества и свойства различных знакомых предметов и явлений окружающей среды;

- тренируют мыслительные процессы;

- решают познавательные задачи.

3.Труд.

Труд – это средство воспитания таких важных качеств как:

- ответственность за выполнение поручения;

- обязательность, целеустремлённость;

- бережное и заботливое отношение к природе;

- умение устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного и растения, способами ухода за ними;

- приобретение трудовых навыков и умений.

При выполнении коллективного труда формируются такие важные умения, как:

- принятие и следование общей цели;

- умение договориться и согласовать свои действия;

- сообща спланировать и даже распределить работу;

- помочь товарищу, оценить его труд;

- удовлетворённость своим вкладом в общее дело, понимание своей важности.

Наши дети очень любят  помогать убирать опавшие листья на участке, зимой с удовольствием убирают снег и строят из него крепости, весной мы просматриваем все кусты, убираем сухие ветки, вскапываем клумбы и рыхлим землю. В группе дети ухаживают за комнатными растениями: поливают, протирают листья, рыхлят землю. В нашем живом уголке дети с удовольствием помогают воспитателям кормить животных: попугайчиков, морских черепах, сухопутных черепах, аквариумных рыбок.

Дети принимают посильное участие в наведении порядка в животном уголке. Помогая животным, дети чувствуют свою сопричастность, свою необходимость в организации благоприятных условий проживания живых существ. Учатся доброте, терпимости, пониманию.

4. Игра.

В игре дети накапливают чувственный опыт, осваивают и творчески проявляют приобретенные знания.

*Дидактические игры “Лото”, “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чудесный мешочек” и так далее (показываю коллекцию дидактических игр):

- уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях, растениях и животных;

- способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности

- обогащают словарь;

- воспитывают умение играть вместе;

- формируют умение по слову восстанавливать образ.

*Словесные игры, они развивают:

- связную речь, память, внимание;

- тренируют мыслительные способности;

- формируют быстроту реакции, сообразительность.

Дидактические игры:

1).”Угадай, кто я?”

Ребёнок стоит спиной к детям, к спине приклеена картинка с изображением.

Ребёнок задаёт вопросы, чтобы отгадать, что изображено на картинке. Дети отвечают на вопросы, не называя того, что нарисовано.

2).”Чудесный мешочек” (развитие тактильных ощущений).

В мешочке находятся разные предметы. Ребёнок не глядя просовывает руку в мешок и на ощупь пытается угадать, что там.

3).”Когда это бывает?” (с мячом).

Идёт снег…..зимой.

Радуга на небе…..летом.

Желтые листья…..осенью.

Прилетают снегири…..зимой.

4).”Что бывает круглое в природе” (с мячом).

Аналогично можно задавать любое качество или признаки.

5).”Я знаю пять названий”. Задаётся тема игры: животные, растения, природные явления, насекомые и т.д. появляется возможность сконцентрировать внимание и использовать багаж своих знаний.

6).Игры с животными.

Животные в доме – могучий фактор воспитания детей. Они приносят большую радость всем членам семьи, являясь предметом внимания и заботы. Самое главное – ребёнок учится правильному общению с животными, умению считаться с желаниями другого живого существа, чувствовать состояние животного, переживать за него.

5.Конструирование и изобразительная деятельность.

Развивает умение:

- использовать различные материалы;

- выражать настроение и чувства;

- развивает мелкую моторику;

- развивает творческие способности.

6.Просмотр диафильмов, телепередач, чтение книг и энциклопедий природоведческого характера.

Они дают возможность:

- расширить кругозор;

- познакомиться с незнакомыми явлениями природы и увидеть их с другой стороны;

- познакомиться с факторами из жизни животных и растений;

- способствует формированию у детей проникновенного, доброго и гуманного отношения ко всему живому;

- развивают познавательный интерес, образное мышление, воображение, эстетический вкус;

- помогают разбудить эмоциональное отношение к животным.

Стихотворение: “Бабочка”.

Мы каждый день вокруг порхаем,

В работе устали не знаем:

Пыльцу цветов мы переносим,

А вас мы очень-очень просим:

Нас не пугать и не ловить,

Чтоб мы могли спокойно жить!

Мы привлекательны, красивы

Но просим помнить, что должны вы

На нас лишь издали смотреть.

Ах, как нам нравиться лететь

К цветам, на речку и на луг

 И сделав там над нами круг,

Припав к цветку, нектар попить.

Цветы поможем сохранить:

У одного пыльцу возьмёт

И на другой перенесёт,

Летают рядом с нами пчёлы,

Для них открыты лес и долы

Над колокольчиком кружат

В цветок влезают и жужжат.

Живут у нас в лесу жуки,

Плетут капканы пауки,

Летают комары и мошки.

Здесь даже есть такие крошки,

Что сразу их не увидать.

За нами можно наблюдать.

Вся наша можно наблюдать.

Вся наша жизнь так интересна

И людям часто неизвестна:

Ведь вы живёте в городах,

А мы в лесах, полях, садах.

Мы грязный воздух не выносим

И о защите очень просим!

Вы видите сколько в одном стихотворении смысла. Сколько информации о бабочке, её образе жизни. Такие стихи помогают детям понять жизнь другого живого существа, почувствовать его проблемы, посочувствовать и сделать вывод о своём поведении и отношении к живым существам.

7.Упражнения на снятие напряжения и релаксацию под музыку.

Можно использовать картинки с изображением животных, чтобы дети могли изображать движение того или иного животного, картинки с изображением природных явлений.

Что нам дают такие упражнения:

- восстанавливают силы ребёнка;

- раскрывают творческий потенциал;

- воспитывают чувство единства человека и природы;

- помогает познать свои ощущения и чувства.

Вывод: Безусловно, все мы желаем, чтобы наши дети выросли всесторонне развитыми, гуманными, социально активными, творческими личностями, способными чувствовать, понимать и любить окружающий мир.

Что же нам может помочь в решении этих непростых задач? Конечно изучение природы и общение с ней. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Она делает каждого человека добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Общение с природой положительно влияет на человека, ведь все мы с Вами тоже являемся частичкой природы.

Большое внимание стоит уделять систематизации и обобщению накопленных знаний, формированию элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у детей развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.

Основная цель работы по экологическому воспитанию – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...