Статья: "Экологическое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Хмелевских Наталья Анатольевна

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на дошкольный период  жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на дошкольный период  жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

И поэтому наш детский сад «Чебурашка» выбрал экологическое направление и разработал программу в части, формируемой участниками образовательных отношений, связанная с экологическим воспитанием «Природа родного края»; за основу взяты программы: Н.А.Рыжова «Наш дом природа» (для старшего дошкольного возраста) и программа Николаева С.Н. «Юный Эколог» (для младшего и среднего дошкольного возраста) , направленная на развитие детей в нескольких образовательных областях: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое».

Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться её богатствами. Одним из методов экологической работы используемых в дошкольной организации являются уголки экологического воспитания. Для улучшения развивающей среды в детском саду был организован конкурс среди групп на лучший уголок природы, в целях обогащения экологического содержания в уголках природы.

Конкурс прошёл по следующим критериям:

  • Соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду»
  • Разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. Наличие материала инновационного характера.
  • Наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы.
  • Эстетическое оформление уголка природы.
  • Место размещения уголка природы и его доступность.
  • Отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей.

Средняя и старшая группа детского сада приняли активное участие в конкурсе.

В каждом уголке природы присутствуют зоны для трёх основных видов деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, познавательно – ознакомительную и общение с природой.

В уголках есть место для труда по ухаживанию за комнатными растениями (уголок дежурства, фартук, разбрызгиватель для воды, лейки, тряпочки, кисточки, полочки для рыхления, клеёнка, контейнеры для рассады, горшки).

Цветы ухоженные, отсутствуют растения угрожающие здоровью детей.

В зоне  по познавательно – ознакомительной деятельности в старшей группе присутствует глобус, карта, художественная и энциклопедическая литература.

В средней и старшей группе собран и оформлен материал:

  • Экологические сказки и проблемные ситуации;
  • Дидактические игры по экологии;
  • Опыты юного эколога;
  • Лекарственные растения;
  • Гербарий «Листья деревьев»

В старшей группе оформлена выставка под названием «Зелёная аптечка», в средней группе создан фито-бар.

В уголках природы создана  лаборатория юного эколога. Собран необходимый материал (колбочки разной формы, увеличительное стекло, песочные часы, различный бросовый и природный материал, семена растений, набор минералов, шарики, вата, трубочки и т.д.).  В старшей группе функционирует кружок «Юные исследователи» под руководством Соболевой Л.И.

Хочется отметить, что наши воспитанники ежегодно участвуют в окружной конференции исследовательских работ  дошкольников  и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир» в  городе Отрадном и постоянно занимают призовые места. Такие работы как:                                                                                     «Таинственная невидимка» в 2014году -3 место руководитель Фёдорова Т.Ф.

 «Откуда варежки пришли» в 2015году – 2 место руководитель Фёдорова Т.Ф.                                                                                                                                                                                                                      В уголках природы представлен разнообразный дидактический материал, игрушки - зверюшки заняли своё место в мини-ферме, собраны животные жарких стран, нашей местности, динозаврики, насекомые. Дидактические куклы встали в хоровод в разноцветных платьях, украшенные прекрасным растительным орнаментом, на которых изображены жостовская, гжельская, полховская, городецкая, хохломская росписи.

Игровая деятельность позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.                                                                                                                               В каждом уголке ведётся работа по наблюдению за сезонными изменениями в природе, закрепляются знания дней недели с помощью цветика-семицветика, наблюдение за погодой фиксируются условными обозначениями на специальных карточках. Календари природы сохраняются для того, чтобы впоследствии можно было проводить сравнительный анализ погоды по месяцам.                                                            Привлекает детей и эстетическое оформление уголков природы. Организуются с помощью родителей выставки поделок из природного материала, в старшей группе оформляется окно по временам года.           Конкурс закончен, но у каждого воспитателя ещё много новых идей, а значит будет обогащаться экологическое пространство и развиваться экологическая культура у дошкольников.                          

                                                                                                   

                 

   

                                                                                                         

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Экологическое воспитание дошкольников"

Статья посвещена экологическому воспитанию. В статье раскрываются наиболее важные ценности природы; деятельности, которые можно организовать с детьми в детском саду и дома, представлен дидактический м...

Статья Экологическое воспитание дошкольников - это так важно!

Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы....

Статья "Экологическое просвещение старших дошкольников"

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся организации  экологического просвещения дошкольников в детском саду в виде анимационно-игровой программы. Учтены возможности дошкольников - нравственные, ...

Статья "Экологическое мышление старших дошкольников"

Автор: Евсюкова Анна ДмитриевнаОрганизация: МКДОУ»Яйский детский сад «Чайка»Кемеровская область, поселок городского типа Яя.Название статьи: экологическое мышление у детей старшего д...

Статья Экологическая акция для дошкольников "Ёлочка - зелёная иголочка"

Материал будет полезен всем педагогам и родителям....