Методическая разработка занятия «Ознакомление с окружающим миром» для детей с тяжелым нарушением речи подготовительной группы по теме: «Моя большая и малая Родина»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению детей с городами нашей Родины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_bolshaya_i_malaya_rodina.docx | 45.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия «Ознакомление с окружающим миром» для детей с тяжелым нарушением речи подготовительной группы по теме: «Моя большая и малая Родина»
Автор: Гребенюк Алла Владимировна
Воспитатель
(высшая квалификационная
категория)
2017
Аннотация
Организация занятия «Ознакомление с окружающим миром», направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса, получение новых знаний и представлений. Дети осваивают сложные для восприятия понятия «Родина», «малая Родина», «большая Родина», закрепляя полученные знания наглядной и практической основой. Данное занятие предусматривает интеграцию всех образовательных областей.
Содержание
Пояснительная записка 4-5стр
Оборудование 6стр
Предварительная работа 7стр
Основная часть 8-12стр
Пояснительная записка
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о понятиях «Родина», «малая Родина», «большая Родина». Формировать представления об особенностях некоторых городов России и их расположении на карте России.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
Познавательное развитие
- Формировать простейшие географические представления о России, городах: Санкт-Петербург, Ярославль, Краснодар, Якутск и Москва.
- Закреплять знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
- Знакомить детей с интересными фактами о других городах России.
- Развивать мелкую моторику рук в работе с фольгой.
- Учить соотносить пространственно-временные отношения.
- Формировать умение возводить постройку с опорой на порядок расположения цифр.
- Совершенствовать умение узнавать предметы, основываясь на тактильных ощущениях.
Социально-коммуникативное развитие
- Формировать умение внимательно слушать воспитателя, сохранять познавательный интерес.
- Воспитывать желание помогать другим участникам занятия выполнять задания.
- Уточнить и расширить представление детей о родном городе , где он родился и живет, как о малой Родине.
- Знакомить с понятиями «Родина», «Малая Родина», «Большая Родина».
- Углублять и уточнять представления о России, ее городах, столице России.
- Воспитывать любовь, гордость и уважение к своей Родине.
Речевое развитие
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Обогащать словарь детей.
- Закрепить у детей понятия слов «купол», «урожай».
- Формировать умение высказывать предложения, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Развивать воображение, речь и мышление в процессе дидактической игры.
- Помогать детям складывать буквы в слоги, а слоги в слово.
- Поощрять детей эмоционально высказывать свое отношение к увиденному.
Художественно-эстетическое развитие
- Формировать эстетическое отношение и интерес к памятникам архитектуры.
- Учить конструировать из нового материала – фольги.
- Совершенствовать навыки выразительного исполнения песни коллективно.
Физическое развитие
- Закреплять умение детей выполнять движения разминки ритмично, в нужном темпе, с максимальной амплитудой.
- Продолжать учит детей координировать речь с движениями.
- Использовать динамические паузы как средство смены деятельности
- Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Условия и особенности реализации целей и задач занятия:
Занятие включает в себя много нового для детей познавательного материала, предполагает освоение абстрактных понятий. Для реализации данных целей и задач необходимо наличие у детей стойкого уровня познавательного интереса, высокой концентрации внимания и памяти. Занятие проводится с детьми 7 лет у которых сформированы предпосылки к учебной деятельности.
Используемые методы:
Словесные - беседа, коментарии слайдов, вопросы, уточнения и похвала
Наглядные - показ на карте, просмотр слайдов
Практические – конструирование из фольги и пластмассовых кубиков, игра «Чудесный мешочек», динамические паузы, логоритмические упражнения, пение
Планируемые результаты:
У детей сформированы представления о понятиях «малая и большая Родина», они могут назвать особенности знакомых городов, показать их расположение на карте.
Оборудование
Стулья для детей
Стол
Магнитная доска
Карта России
Экран
Проектор
Электронный носитель со слайдами
Записи музыкального материала
Маркер
Луковица
Фольга 11 листов
Атрибуты для дидактической игры «Чудесный мешочек» (мешок, пластиковые овощи и фрукты, колос, подсолнух, контейнер)
Пластмассовые кубики с цифрами и буквами
Парик, кепка и рюкзак для героя «Кузи»
Предварительная работа
Организация занятий по теме «Петербурговедение»
Проведение бесед по теме «Родина- Россия», «Москва- столица России»
Занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию по теме «Петербурговедение»
Проведение проекта «Мосты Санкт-Петербурга»
Разучивание и использование логоритмических упражнений «Гостья-Зима», «Поезд», «Самолет»
Разучивание песни «Санкт-Петербург- гордая белая птица»
Основная часть
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, проходите, давайте поздороваемся с гостями (дети здороваются), садитесь на стульчики и мы начнем наше занятие.
Вводная часть
Ребята, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать:
Сердцу место дорогое
Буду я любить всегда
Место это знаю я,
А вы знаете друзья? (ответы детей)
Да, это место – Родина. А кто может сказать, что такое Родина? (ответы детей)
Правильно ребята, Родина-это то место, где ты родился, где ты живешь, где живут твои родители, друзья.
(слайд) Посмотрите на экран. Вы узнаете этот город? (ответы детей)
Это наш родной город Санкт-Петербург. Мы с вами можем его назвать нашей Родиной? (ответы детей) Почему? (ответы детей)
Да, правильно, Санкт-Петербург наша Родина, малая Родина.
Основная часть
(показ карты России) Взгляните на карту. (дети рассматривают карту)
Вот здесь находится наш город. (отметить на карте маркером)
А кто может сказать, что это за карта? Какая страна на ней обозначена границей? (ответы детей)
Верно, это Россия. Посмотрите, какая большая у нас страна, в ней более 1000 городов и деревень. И для каждого жителя нашей страны, Россия это Родина, большая Родина, а город или деревня, где родился и вырос человек это его малая Родина.
Назовите нашу малую Родину(дети отвечают), а большую Родину (дети отвечают). Если мы с вами поедем путешествовать в другую страну, и нас спросят: «Откуда вы приехали?», то мы ответим: «Из России». Мы назовем нашу большую Родину. А если у нас уточнят: «Откуда из России?», то мы назовем нашу малую Родину, наш город – Санкт-Петербург.
Итак, в России более 1000 городов и все они отличаются друг от друга, как мы с вами отличаемся цветом глаз, волос, формой носа и голосом, так и города, у каждого города свое лицо. И у нашего города свое. Скажите, если бы к вам приехали гости из другого города, куда бы вы их повели, что бы показали в первую очередь? Почему? (ответы детей)
Молодцы, вы знаете много достопримечательностей нашего города. А сейчас я хочу пригласить вас в небольшое путешествие по нашей большой Родине. Мы побываем в нескольких городах России и узнаем о них самое интересное. Готовы?
(появление героя с рюкзаком в руках)
Кузя- Подождите, подождите, я тоже хочу с вами в путешествие.
А кто ты такой?
Кузя- Я Кузя, юный путешественник. Возьмете меня с собой?
Конечно, возьмем, ты наверное многое знаешь о разных городах и поможешь нам.
Кузя- Ну, я….Вообще-то я плохо учился в школе юных путешественников и не смог справиться с заданиями на экзамене, может вы мне поможете.
Ребята, возьмем с собой Кузю? Поможем ему? (дети отвечают)
Тогда садись рядом с ребятами.(герой садиться рядом с детьми)
Начинаем наше путешествие. Но Кузя, обещай быть внимательным и все запоминай.
Кузя- Обещаю!
Первый город, куда мы отправимся называется Ярославль и находится вот здесь.
(отметить маркером на карте).
Близко, ребята? (ответы детей) (слайд) На поезде ехать до Ярославля надо 12 часов, с вечера до утра – всю ночь.
Поезд к отправлению готов? Поехали.
Динамическая пауза.
Поезд мчится и свистит – ту-ту-чи, ту-ту-чи (круговые движения рук, хлопки)
И колесами стучит – ту-ту-чи, ту-ту-чи
Я стучу, стучу, стучу – ту-ту-чу, ту-ту-чу
До вокзала прокачу- ту-ту-чу, ту-ту-чу
Вот мы и в Ярославле. (слайд)
Основал этот город на берегу реки Волги князь Ярослав Мудрый. В центре города стоит памятник князю. (слайд)
По легенде Ярославу Мудрому пришлось сразиться с медведем и победить его.
(слайд) Вот и памятник медведю, который каждый час рычит на всю площадь и пугает туристов.
Город Ярославль очень древний, ему более 1000лет и очень красивый. (слайд) Много-много лет назад в Ярославле было очень много церквей и храмов. Каждый богатый купец строил церковь в городе, но они были все деревянные и если случался пожар, сгорали полностью. Позже и дома и церкви стали строить из камня и кирпича. Сегодня в Ярославле более 30 храмов, а сколько куполов и не пересчитать, ведь только на соборе Иоанна Предтечи их 15 штук! (слайд)
Кузя- А что такое купола?
Ребята, давайте расскажем Кузе. (ответы детей)
Посмотри на экран- эти зеленые маленькие крыши и есть купола.
Кузя – Так вот что я должен был сделать из этой фольги! (достает из рюкзака фольгу мнет ее) Вот это купол?
Нет, Кузя. Купола напоминают по форме луковку. (достать луковку)
Потрогайте ее, обратите внимание, что круглая форма вытягивается кверху и заостряется. (дети обследуют луковицу и передают ее друг другу) (проектор выключается)
Кузя, мы поможем тебе, давай фольгу, ребята подходите к столу, сворачиваем фольгу и формируем луковицу.
Конструирование из фольги. (показ и выполнение действий детьми)
Вот теперь это настоящие купола.
Кузя- Большое спасибо ребята, с первым заданием вы мне помогли справиться, очень красивые купола! (убирает поделки в рюкзак)
Садитесь на места. Нам пора прощаться с городом Ярославль и отправляться дальше в город Краснодар. (отметить на карте).
(слайд) Мы опять сядем на поезд, и из Ярославля до Краснодара будем ехать 21 час. Почти весь день и всю ночь. (проектор выключается)
Поезд готов к отправлению? Поехали!
Динамическая пауза.
Повторение логоритмического упражнения.
(слайд) Вот и Краснодар.
И встречает нас памятник Екатерине 2 (слайд), которая 224 года назад передала эту землю местным жителям, а они основали здесь город.
Краснодар главный город Краснодарского края (показ на карте). С одной стороны мы видим Черное море, с другой Азовское море. (слайд) Летом здесь очень тепло и со всех городов России сюда едут отдыхающие. В Краснодарском крае теплая зима, а лето долгое и жаркое.
(слайд) Летом здесь можно не только купаться и загорать, но и запастись витаминами. Земля в Краснодарском крае очень плодородная,(слайд) здесь выращивают много овощей и фруктов и собирают большой урожай. (слайд)
Кузя- Урожай! Так вот, что обозначает это слово. (достает мешок с надписью «Урожай») Смотрите, что у меня тут есть.
Подожди, Кузя, мы сейчас с ребятами поиграем в волшебный мешочек и угадаем фрукты и овощи, которые растут в Краснодарском крае. (проектор выключается)
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (дети обследуют на ощупь предметы и выкладывают отгаданные овощи и фрукты в контейнер)
Молодцы ребята, посмотрите, сколько вкусных и полезных продуктов выращивают в Краснодарском крае.
Кузя – Смотрите, что-то еще здесь осталось. (достает колосок)
Смотрите, колосок. Почему он здесь? (ответы детей)
Да в Краснодарском крае выращивают рис, гречу, пшеницу.
Проверим, что еще в мешочке осталось? (достаю подсолнух)
Ребята, что это?(ответы детей) Посмотрите, какие бескрайние поля подсолнухов. (слайд)А для чего их выращивают? Что делают их подсолнухов? (ответы детей)
Да, и подсолнечное масло и семечки изготавливают их подсолнухов, которые растут в Краснодарском крае.
Кузя, помогли мы тебе?( ответ героя)
Кузя- Конечно, урожай – это все плоды, которые вырастили и собрали.
Молодец, убирай урожай.
Ребята, понравилось вам в Краснодаре? (ответы детей). Море, солнце, витамины.
А мы продолжаем наше путешествие и из теплых краев нашей большой Родины-России мы отправимся в город, который находится в зоне вечной мерзлоты – Якутск. (отметить маркером на карте)
Как вы думаете на поезде мы быстро туда доедем? (ответы детей)
Нам придется ехать 6 дней – это почти целая неделя, поэтому в Якутск мы полетим. Но даже на самолете нам понадобиться 10 часов, чтобы туда добраться.
К полету готовы? (Да) Заводим моторы (дррррррррррррр) и летим. (проектор выключается)
Динамическая пауза.
Самолет построим сами – ррррр, шшшшш (бег, руки в стороны, приседаем)
Понесемся над лесами- ррррр,шшшшш
Над полями, городами – ррррр,шшшшш
Приземлимся тоже сами – ррррр,шшшшш
Вот мы и в Якутске. (слайд) Этому городу почти 400 лет. Он является главным городом Якутии. Якутия – край, который занимает вот это место.(показ на карте) Якутию называют алмазным краем, здесь из-под земли добывают алмазы (слайд), алмазы применяют при строительстве самолетов ……..???????, а еще алмазы обрабатывают и делают очень красивые украшения. (слайд)
А еще в Якутске находится единственный в мире музей мамонта и памятник мамонтенку. (слайд) До сих пор в этих краях находят под землей скелеты мамонтов и мамонтят.
В Якутске очень холодная и длинная зима и температура воздуха зимой опускается до -40 градусов (слайд), поэтому одежда жителям Якутии нужна очень теплая. (слайд) Вот так идут дети зимой в детский сад, а гуляют в саду они не на улице, как мы с вами, а на первом этаже детского сада, где все оборудовано для прогулок – песочницы, качели, горки. Ведь на улице в такой лютый мороз можно и замерзнуть.
Кузя- Ой, ой, я очень не люблю холод, я всегда свернусь в клубочек и трясусь.
Кузя, но так ты только еще больше замерзнешь. Ребята, а что вы делаете на улице, чтобы не замерзнуть? (ответы детей)
Давайте научим Кузю веселой разминке.(проектор выключается) (дети встают врассыпную)
Логоритмическое упражнение.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем (имитируем игру в снежки)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем (высоко поднимаем колени )
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим (махи руками, ногами пружинку)
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим (скользят ногами)
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы ( имитируем лепку снегурочки)
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы (хлопки в ладоши)
Молодцы ребята, садитесь. Кузя, ты запомнил движения.
Кузя- Да, спасибо, теперь я могу ездить в самые холодные места и не боятся замерзнуть. Надо просто сделать разминку. Спасибо, ребята.
Понравилось вам в Якутске? (ответы детей) Нам пора покидать этот холодный край, но перед тем как вернуться на нашу малую Родину, в Санкт-Петербург, мы посетим еще один город нашей бескрайней России, а какой?- вам придется угадать.
Это- Красная площадь,
Это- башни Кремля,
Это- сердце России,
Это- город ……. (Москва).
Правильно, ребята. Вот здесь находится Москва (отметить на карте).
И нам снова нужен самолет, 7 часов мы будем лететь из Якутска в Москву. Заводим моторы (дррррррррррррррррррр), взлет. (проектор выключается)
Динамическая пауза.
Повторение логоритмического упражнения
Вот и наша столица (слайд). Кто знает, какой город называют столицей? (ответы детей) В столице работает президент (слайд). Вы знаете нашего президента? Как его зовут? (ответы детей) В Москве принимают законы и важные решения для всей нашей страны. Москва самый большой город в России и здесь очень много и музеев и театров и памятников, но главная достопримечательность Москвы- красная площадь (слайд) и Кремль.
Кремль – старинная крепость, у нее 20 башень, 4 ворот. (слайд)
Сегодня Кремль – это главная резиденция президента России. В Кремле открыты музеи, их можно посетить, купив билет.(слайд) Красивая крепость? (ответы детей) А мы с вами сможем построить такую в группе из кубиков? (ответы детей)
Кузя- А вы хорошо строите из кубиков? (ответы детей)
Поможете мне? (достает из рюкзака кубики) Мне пообещали, если я правильно построю из этих кубиков башню, то узнаю, где можно найти настоящие сокровища. А это мечта каждого юного путешественника! Но у меня ничего не получается, какие-то цифры и буквы. (проектор выключается)
Мальчики, подойдите, посмотрите, надо поставить кубики по порядку, девочки смотрите, что получается из букв.
Конструирование из кубиков. (мальчики строят, девочки читают) «Москва».
Кузя – Ну, разве в Москве можно найти сокровища? Я думал, что это должно быть какое-то таинственное место. Может это ошибка.
Кузя, здесь нет ошибки. (слайд)
Смотри, до сих пор у стен Кремля археологи ведут раскопки и находят очень древние сокровища.
Кузя- Да, а я не знал. Вот спасибо.
Убирай кубики в рюкзак.
Время нашего путешествия подошло к концу. Я предлагаю вам сесть на скоростной поезд Сапсан и домчаться до Санкт-Петербурга за 4 часа. Поезд готов и отправляется в путь. (проектор выключается)
Динамическая пауза.
Повторение логоритмического упражнения
Заключительная часть
Вот мы и дома (слайд). Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей) Давайте вспомним, где мы побывали. Первый город? Что вам запомнилось в Ярославле? Куда мы поехали потом? Что там узнали интересного? Потом где мы побывали? Чем необычен этот край? Где была следующая остановка? Что запомнили о Москве? (ответы детей, уточнения, весь маршрут сопровождается показом на карте)
Сегодня мы с вами посетили всего 4 города нашей большой Родины-России и узнали столько всего нового и интересного. А сколько еще городов мы и ты Кузя еще можем посетить!
Кузя- Да, вы мне очень помогли, ребята. Спасибо, что взяли меня с собой. Думаю, что мне надо возвращаться в школу юных путешественников и внимательно, как и вы, слушать учителей, тогда я смогу сам выполнять любые задания. И может быть я сам смогу пригласить вас в свои путешествия.
Замечательно, Кузя, мы будет очень рады поехать с тобой. А пока тебе надо учиться. До свидания, Кузя. (дети прощаются с героем)
Ребята, вы поняли, что такое большая Родина и малая Родина? (ответы детей). Я хочу вам сказать спасибо, вы молодцы, хорошо себя вели на занятии, внимательно слушали, отвечали и помогли Кузе. На прощанье я предлагаю вам и нашим гостям полюбоваться красотами нашего города и исполнить красивую песню о нашей малой Родине – о Санкт-Петербурге. (дети встают полукругом)
Исполнение песни «Санкт-Петербург-гордая белая птица» (показ слайд-шоу)
До свидания. (дети прощаются с гостями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ОО "Художественное творчество" в подготовительной группе по теме "Символика Большой и Малой Родины"
Знакомство детей с символикой большой и малой Родины, их обоначениями. Рисование тамбовского герба на ткани с помощью стружки восковых мелков....
Конспект музыкального занятия с использованием презентации ppt для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы
Занятие состоялось 17 декабря 2013г. Форма работы-подгрупповая. Основная цель - вывзвать у детей эмоциональный отклик, создать предпраздничную атмосферу радости и ожидания Нового года. Закрепить...
Методическая разработка занятия по развитию окружающего мира для детей подготовительной к школе группы на тему "Откуда хлеб пришел?"
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей в подготовительной к школе группе о том, откуда берется и как получается хлеб...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста: кроссворд "Электрические помощники человека".
Решая кроссворд, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с электробытовыми приборами....
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Вода - источник жизни"...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие «Времена года»
Данные методическая разработка составлена с учётом возрастных особенностей детей пятого года жизни, проведённой педагогической диагностики в средней группе (1) МБДОУ №27 и предназначено для работы пед...
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста интегрированное (познание окружающего мира + развитие речи + изобразительная деятельность) «Зачем людям заборы?»
ПРОБЛЕМА «Зачем людям заборы?» Киноактёр Михаил Ножкин утверждал: «…Заборы мешают людям»...