Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую»
Автор проекта: Смирнова Марина Владимировна воспитатель МДОУ №1 «Росинка».
Руководитель проекта: Козлова Н.Г. заместитель заведующей МДОУ №1 «Росинка».
База реализации проекта: МДОУ №1 « Росинка» (подготовительная группа).
г. Козьмодемьянск,2 микрорайон д.26, тел.7-79-38.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: кратко - срочный (с 1.02.2014г. по 30.04.2014г.).
Предмет исследования: берёза.
Участники проекта: дети подготовительной группы.
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Реализация проекта:
Начальный этап | |
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?». 2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?» 3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу». | |
Технологический этап | |
Работа с детьми: Образовательная область «Познание»: 1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса) . 2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» 3. Выбор березки на территории детского сада. 4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы. 5. Разгадывание кроссвордов. 6. Исследование бересты под лупой. 7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды…». Образовательной область «Чтение художественной литературы» 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…» В.А. Злоказова; « Секреты горы Трех Братьев» В.А.Трусов; «Ода берёзе» Н.И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три Берёзки под окном» Г.Н. Рахимов и т.д. 2. Разучивание пословиц, поговорок. 3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».
Образовательной областью «Физическая культура» 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».
Образовательной областью «Художественное творчество»: 1. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста). 2. Создание панно «Березка» (из соленого теста). 3. Рисование: «Белая береза» (использование различных техник). 4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток) 4. Оформление уголка «Береза – символ России». Образовательная область «Коммуникация» 1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает". 2. Проведение совместного праздника «Русская березка» с детским садом № 1 «Росинка».
Образовательной область «Музыка» 1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера. 2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек. 3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко 4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла” Образовательной область «Труд» 1. Акция «Посадим березку на своем участке» | Работа с родителями: 1. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!» 2. Помощь в оформлении: «Паспорта березы», центра в группе «Белоствольная красавица»; альбома «Люблю русскую красавицу»; 2. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке». 3. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство». 4. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”. |
Рефлексивный этап 1. Оформление газеты «Люблю березку русскую». 2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике. 3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу». 4. Конкурс «Читаем стихи о березке». 5. Организация совместного праздника «Русская березка» с детьми из МДОУ №1 «Росинка». 6. Экскурсия «Встреча с русской красавицей» и распространение бюллетеня “Береги Зелёного друга” среди прохожий. |
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Березка русская моя"
Экологический проект....
Экологический проект «Люблю березку русскую»
Экологический проект «Люблю березку русскую»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познават...
Экологический проект "Люблю березку русскую"
Экологический проект "Люблю березку русскую"...
Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую ! »
Данный проект разработан с целью реализации экологического воспитания дошкольников через приобщение любви к природе родного края....
Экологическое развлечение для детей "Люблю березку русскую"
Экологическое развлечение для детей "Люблю березку русскую" направленое на формирование у детей представления о дереве – береза, ее характерном строении, полезных с...
Проект на тему Люблю березку русскую
Актуальность: Образ березы окружает нас повсюду. Березки растут у нас в лесу, на улицах нашего города, о березах слагают стихи. Люди, уехавшие в другие страны скучают именно по березкам. А почему?...
Проект по экологическому и патриотическому воспитанию «Люблю березку русскую»
Ознакомление детей с берёзой, как экологическим объектом.Приобщение дошкольников к истории русского народа.Дать знания о символе славянского культа России – березе....