Путешествие на родину картофеля
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ КАРТОФЕЛЯ
Оборудование: Письмо от индейца, туннели, канат, 10 следов, костюм индейца, зуб на нитке, вигвам, глобус, костер, повязки на голову каждому ребенку, индейское имя на повязке, лунки из бумаги 10 штук,2 мешка, 10 кортошин, бубны- 14 штук, печеная картошка 16 штук, костер, Сорняки-кубики, 2 лейки, тотем картофелина из колготок, презентация «История картофеля», балалайка, ковер на пол, два ведерка.
Фонограммы. Индейская музыка на вход и ритуальный танец, мелодии «Дух прерий, мелодия песня «Антошка», минусовка «Ах, картошка» Шаинского, веселая музыка на конкурсы.
Ход организованной деятельности
Воспитатель. Нам пришло письмо – приглашение от вождя индейского племени КЕЧУА. Он приглашает нас погостить у него, обещает много приключений. Хотите отправиться в поход? (ответы детей, встают паровозиком, спускаются на первый этаж, останавливаются, на двери картинка индейца и надпись).
Но попасть туда можно только, пройдя через эту пещеру (остановиться перед входом в зал). Но она закрыта. Чтобы открылась пещера нужно произнести магические слова («Папас арругадас откройся»).
Звучит таинственная индейская музыка
Дети произносят слова, дверь открывается. Дети лезут в «пещеру» и, по тоннелю пройдя, попадают в отгороженную часть зала.
Встречает индеец, рассаживает вокруг «костра».
Индеец: Приветствую вас, бледнолицые братья и сестры. Я – вождь индейского племени Папас Аругадас. Наше племя самое древнее на нашей земле. Зовут меня Тигровый зуб. Когда-то я победил сильного тигра и всегда ношу его зубы на груди, как талисман.
А вы кто такие? Как называется ваша страна? У меня в вигваме есть вот такая вещь. Мне его шаман подарил. А вы знаете, что это?
Дети: Глобус.
Индеец. ДА, это наша земля, мне рассказывал наш шаман. Покажите на глобусе, откуда вы, где ваша Родина? (ответы детей).
Индеец: А почему много зеленого цвета? Что обозначает зеленый цвет на глобусе? (ответы детей).
А я живу вот здесь, в Южной Америке. Но у нас много коричневого цвета. Знаете, почему? Правильно, наше племя живет среди скал.
Сейчас мы отправимся в путь к священной горе. Но для того, чтобы она приняла вас за своих, вы должны стать индейцами! А вы хотите некоторое время побыть индейцами? (Ответы детей)
Для начала нужно раскрасить лица.
Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.
1. «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.
2. «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.
3. «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.
4. «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.
5. «Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.
6. «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
7. «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды».
Сейчас нужно пройти обряд посвящения. Но обряд невозможен без шамана. Шаман это самый мудрый член нашего племени. О великий и мудрый шаман, приди к нам. Наверное, он меня не услышал, помогите мне. (Если не услышал, кричим вместе, В ходит шаман ритмично ударяя по барабану )
Вождь. О, великий шаман, эти дети готовы принять обряд посвящения в индейцев племени ПАПАС АРУГАДАС?
Шаман. Эта повязка одевается на голову только индейцам нашего племени. (Одевает повязки на голову детям).
….
Каждому ребенку по очереди одеть повязку на голову.
Вождь. Отныне тебя зовут (читает на повязке) ты индеец племени Папас арругадас (Примерные имена: Орёл, парящий в облаках, Ручеёк, бегущий с горы, Волк, крадущийся в темноте, Ива, склонившаяся над озером, Солнце, греющее душу, Луна, спрятавшаяся за облако, Кукуруза, веселящая живот, Медведь, ловящий рыбу, Рысь, спящая в горах, Лиса, выслеживающая зайца, Камень, лежащий на тропе, Дуб, шумящий листвой, Птица, летящая над водой, Мотылек слетевший с цветка)
Шаман. А теперь, перед дальней дорогой я предлагаю вам совершить священный ритуал, который называется «Трубка мира».
Мир – это дружба, спокойствие, согласие, тишина. Мир – это когда нет войны, голода, разрухи, слез. Пусть будут мирными отношения между девочками и мальчиками, не обижайте друг друга, не ссорьтесь по пустякам. Пусть все у вас будет хорошо.
(в знак дружбы передаем друг другу трубку мира, деревянную ложку, украшенную кусочками меха, перьями, крупными бусинами и прочим «этническим» материалом. Каждый говорит, как он понимает слово мир).
Вождь. Ну а теперь мы можем, отправляемся на поиски всеми почитаемого, и уважаемого Папа. ( Если дети спросят, что такое папа, загадать загадку про картошку).
Встаньте друг за другом. Будьте внимательны, тропинка очень узкая. Впереди большая пропасть. Спокойно идем через пропасть по узкому мостику. Наконец-то перешли. Никто не пострадал?
Теперь перед нами топкое болото. Идем след в след. Иначе вас засосет болото.
А вот глубокая река, на чем нам переправиться через неё. Вы знаете, как называется индейская лодка (пирога). Садимся в пирогу, берем весла, нагнулись вперед, назад, повторяем движения.
Индеец: Вот мы и приплыли прямо к священной скале. Она сейчас нам покажет одну историю священного папа. Что такое папа узнаете, когда отгадаете загадку.
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)
Священная гора вам расскажет историю про картошку. Слушать надо очень внимательно. Соблюдать тишину. Потому, что для нашего племени картошка священное растение. А потом великий шаман проверит ваши знания.
Показ презентации «История картофеля».
Викторина в презентации.
Шаман. Давайте попросим Тигровый зуб, чтобы и нас научил растить картофель.
Индеец. Сначала вам надо разделиться на два племени: Племя «Ирокезы» и племя «Могикане»
Первое задание «Посади картошку». Слушаем правила. Кольца это лунки. (раскладывает кольца). Первым бежит капитан, берет из мешка 1 картофелину, сажает картофелину, бежит назад, Передает мешок следующему.
Индеец. Молодцы. Чтобы картошка выросла, надо прополоть сорняки. (разбрасывает султанчики. Дети собирают в корзины «сорняки»-султанчики.)
Индеец. Без чего не вырастит урожай? Ну конечно, без дождя. А когда нет дождя, то можно поливать огород из лейки. (Дети по очереди бегут с лейкой в руках до «кустика», имитируют движения полива и возвращаются обратно).
Ребята, мы картошку сажали, сорняки убирали, огород поливали. Не пора ли собирать урожай?
(Нескольким ребятам даётся по одному ведру. По сигналу дети собирают разбросанную на земле картошку в ведёрки. Подсчитывается количество собранной картошки каждым ребёнком и определяется, кто больше всех собрал.)
Индеец. Ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы посевы овощей не склевали птицы? Правильно, установить чучело. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Чучело».
Дети становятся по кругу, а в середине стоит, индеец надев на голову шляпу и расправив руки в стороны. Играющие, выполняя соответствующие движения, проговаривают слова:
«В огороде чучело
Шляпу нахлабучело,
Рукавами машет
И, как будто, пляшет,
Чтобы птицы не летали,
Наши зёрна не клевали.
Раз, два, три- лови!» -
После этих слов дети разбегаются по площадке, а «чучело» старается шляпой поймать как можно больше играющих.
Индеец: А теперь я научу, как приготовить самое вкусное индейское блюдо! В горячую золу надо положить картошку.
Индеец разжигает костер. Дети хлопают в ладоши и приговаривают:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!»
(Положить в костёр заранее испечённые в духовке 8-10 картошек в мундире.)
Индеец. А пока картошка печётся, я предлагаю спеть веселую песню про картошку.
Поют песню «Ах картошка, картошка», Шаинского
Ну, картошка наверно уже испеклась. Но прежде, чем его съесть, нужно станцевать ритуальный танец. Я научу вас за это танцевать наш танец. Он несложный. Повторяйте за мной. (раздаем детям бубны).
Танец под удары барабана.
Едят картошку, запевают киселем.
Индеец: Вот молодцы! Все справились. Вам понравились приключения на моей земле? Что вы узнали нового, какие слова запомнили? И вы мне очень понравились, поэтому я вам решил подарить волшебный тотем. Может кто-нибудь знает, что такое тотем. (Достает из вигвама тотем).
Тотем это маленькое божество. Я дарю вам эту волшебную картофелину-хранитильницу. Она будет вас оберегать, помогать в трудную минуту, защищать от неприятностей. Но вы должны за ней ухаживать, регулярно поливать. И тогда произойдет чудо. Ну вот и пришло время прощаться. При переходе через тоннель следите, чтобы никто не отстал, не потерялся. До свидания!
Мокасины – обувь.
Вигвам – жилище.
Томагавк – топорик.
Скво – женщина.
Лассо – веревка с петлей.
Скальп – трофей в бою.
Пирога, каноэ – лодка.
Тотем – существо, которому поклоняется племя.
«Картошка» Песня Шаинскго
Сколько раз на привале
Мы картошку пекли,
Пировать - пировали
Разговоры вели.
Припев:
Ах, картошка, картошка,
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
(припев повторяется дважды)
Очень тонкое дело
Даже для знатока:
Подрумянить умело
У картошки бока!
Припев.
Из ладошки в ладошку
Ты ее покидай!
А посолишь картошку -
Остывать не давай!
Припев.
Ключевою водою
Мы картошку запьем,
И, конечно, с тобою,
У костра запоем.
Припев.
Физкультминутканазывается:
«Картофельная грядка»
Как у нас на грядке все в порядке, (сначала растопырить пальцы, затем сжать в кулак, большой палец выставить вверх)
Взяли мы лопатки и вскопали грядку (как лопатой копают имитация)
В ямках маленьких с ладошку (ладошками делаем лодочку)
Посадили мы картошку (приседают, ручками обхватывают колени)
Мы пололи грядку (достают до пола ручками, наклоняются)
Грядку поливали (показывают)
наша картошка подросла, (на носочках тянем ручки вверх)
Осенью нас позвала, (сжаться)
И ботвой нам помахала (машем ручками над головой)
Мы отправимся с Антошкой,
В огород копать картошку! (шагаем на месте)
И если бы всюду действовал приказ Гайаваты: «Я устал от ваших распрей, Я устал от ваших споров, От борьбы кровопролитной, От молитв о кровной мести. Ваша сила — лишь в согласьи. А бессилие — в разладе. Примиритеся, о дети! Будьте братьями друг другу!»
«Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови,
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня, -
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите трубку Мира
И живите впредь как братья…»
Перевод И. А. Бунина.
Трубка мира
Надев «пернатые» головные уборы и наложив индейский грим, рассаживаемся у костра и совершаем священный ритуал – в знак дружбы передаем друг другу трубку мира (деревянную ложку, украшеннуюкусочками меха, перьями, крупными бусинами и прочим «этническим» материалом). Каждый индеец сообщает свое прозвище и название племени. На случай, если компании окажется несколько Соколиных Глаз и Чингачгуков, предлагаем новоиспеченным индейцам принять не такие известные, но не менее звучные имена: Яркая Заря, Мудрый Ворон, Меткая Стрела – кому-нибудь, да понравится!
АЯУАСКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие "Путешествие по Родине" - на конкурсе "Воспитатель года - 2014"
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с неофициальными символами РоссииЗАДАЧИ: Закрепить и дополнить знания дошкольников о государственных символах страны (герб, флаг, гимн). Достопримечательностями Москвы. Развива...
Конспект НОД "Целостная картина мира" Тема: «Путешествие по Родине»
Играя, знакомим детей с Родиной!...
Игра – путешествие «Россия – Родина моя»
Конкурс для родителей...
Сюжетное развлечение с элементами двигательной активности. Тема: "Путешествие на родину белого Мишки." Младший дошкольный возраст.
Тема: Путешествие на родину белого Мишки.Тип деятельности :сюжетное развлечение с элементами двигательной активностиВозраст воспитанников:младший дошкольный возраст.Интегрируемые и приоритетные област...
Конспект НОД «Путешествие по Родине»
Конспект итогового интегрированного занятия по развитию представлений об окружающем мире, развитию речи, первоначальным основам грамоты на тему «Путешествие по Родине»...
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе «Путешествие на родину овощей» (с использованием ИКТ)
Сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста, который позволит в увлекательной познакомить детей происхождением овощных культур. К данному конспекту составлена презентация....
Сценарий сюжетно-ролевой игры "Путешествие на родину картофеля
Сюжетно-ролевая игра организована основе познавательно-исследовательской деятельности «путешествие по карте» и является совместным творческим продуктом воспитателей, дефектолога, детей и и...