Статья "ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "
статья по окружающему миру
Статья была написана для выступления конференции по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста и дальнейшего опубликования в сборнике статей по итогам конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dsyolochka.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 ТИТУЛЬНИК
ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Удалова Ольга Николаевна
Воспитатель
Лебедева Галина Робертовна,
старший воспитатель
МБДОУ № 8 детский сад «Ёлочка»
Уренский район Нижегородская область
СЛАЙД2
«Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать»- писал русский писатель и путешественник Н.Г.Гарин-Михайловский. [1]. На возникший вопрос: «Как изучать? Для чего? В каком возрасте?» - можно ответить словами К.Д.Ушинского, который отводил природе одно из основных мест в первоначальном обучении детей, видя в ней средство развития наблюдательности и логики ума: «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей", "Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».[2].
В дошкольных учреждениях знакомству воспитанников с природой всегда уделялось большое внимание. С введением ФГОС ДО при организации образовательного процесса в детских садах на первый план выходит развитие познавательной активности ребенка. Помочь ребенку в решении познавательных задач в знакомстве с природой помогает фиксация наблюдений.
СЛАЙД 3 «ФОТО И ВИДЕОФИКСАЦИЯ»
Педагоги и воспитанники детского сада «Ёлочка» используют различные виды фиксации наблюдений. Одним из самых популярных способов фиксации является фотографирование. Фотографировать можно объект наблюдения на разных стадиях развития, в разное время года, при любой погоде. Каждая группа детского сада оснащена мультимедийным оборудованием, что позволяет вывести фотоизображение на экран и более тщательно рассмотреть все особенности объекта наблюдения. Применение ИКТ позволяет разместить на экране несколько изображений рядом и сравнить их. Можно рассмотреть объект на разной стадии развития или в разное время года , в разных условиях обитания.
СЛАЙД 4 «ФОТОФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПОЧКАМИ СИРЕНИ »
При решении познавательной задачи « На какой ветке быстрее появятся почки, в помещении или на улице ?» воспитанники старшей группы выдвигали разные гипотезы.
СЛАЙДЫ 5-8 Прием фотофиксации позволил детям наглядно увидеть рядом 2 объекта, находящихся в разных местах и условиях, определить общие и отличительные признаки сравниваемых объектов и сделать верные выводы.
Формы работы с фотографиями разнообразны: рассматривание, «оживление» воспоминаний, составление рассказов, выполнение различных заданий при наличии нескольких фотографий объекта – « Сложи по порядку», «Какая фотография исчезла» и др., нахождение установлении сходства и различия между объектами, решении экологических и логических задач, проведении дидактических игр.
СЛАЙДЫ 9-12 «Ментальные-словесные способы фиксации»
Ментальные-словесные способы фиксации применяют в основном в наблюдениях со старшими дошкольниками: рассматривание объекта и составление о нем рассказа;
СЛАЙД 13 описание объекта после рассматривания без опоры, возможно с закрытыми глазами;
СЛАЙД 14 Сравнение шишек, СЛАЙД 15 Сравнение черепах, сравнение объекта с уже известным, акцентируя детей средней группы на отличительные признаки объектов, а воспитанников старшей группы на сходство.
СЛАЙД 16 Математический способ фиксации
В детском саду пользуются и математическим способом фиксации – подсчетом количества объектов на участке деревьев, кустарников, птиц, прилетевших на кормушку.
СЛАЙД 17 Изобразительные способ фиксации
Традиционно используются и изобразительные способы фиксации наблюдений: зарисовки, использование условных знаков. Педагоги поощряют инициативу воспитанников в придумывании своих способов зарисовки или изображения условных знаков. Такое поощрение поддерживает интерес детей к ведению личных дневников наблюдений и календарей погоды.
Для формирования у дошкольников реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов иногда применяют рисунки – прогнозы. К примеру, замочив семена бобов, дают задание нарисовать, как они будут выглядеть через определенное количество дней.
СЛАЙД 18 При фиксировании наблюдений с использованием готовых форм самостоятельны даже малыши - они сами выбирают картинки-изображения из нескольких предложенных и вставляют их в большие листы с прорезями или располагая их с помощью магнитов. Детям предлагаются такие формы как различные птицы и кормушка, насекомые и листочек, цветы и поляна и другие.
СЛАЙД 19 ЛЭПБУК
При выполнении различных лэпбуков на тему природы дети, педагоги и родители используют в них сочетание различных способов фиксации своих наблюдений. В лэпбук «Ворона» они включили зарисовку следов вороны, фото вороны, записи детских рассказов о вороне и придуманных загадок о ней же, детские рисунки, перо птицы, сравнение ворона и вороны, игру « Найди ворону» и многое другое.
Использование разных способов фиксации наблюдений в детском саду развивает у детей умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные логические операции: анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, делать умозаключения и доказывать.
СЛАЙД 20
Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон говорил: «Изучение и наблюдение природы породило науку». [3]. Перефразируя это изречение в отношении пользы знакомства детей с природой, получим такое выражение «Изучение и наблюдение природы рождает мыслителей» .
1. Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты. Инженеры. М., "Художественная литература", 1977, с. 389
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968, с.187.
3.http://www.aphoristic-world.ru/oblasti-zhizni/nauka/3328-izuchenie-i-nablyudenie-prirody-porodilo-nauku.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольниковЛогическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологи...
Математические игры как средство развития логического мышления дошкольников
Использование различных игр во время образовательной деятельности при изучении математики....
Круги Эйлера как средство развитие логического мышления дошкольников
Педагогический проект. Тема по самообразованию педагога....
дидактическая игра как средство развития логического мышления дошкольников
Самообразование педагога...
Презентация "ФИКСАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "
Презентация подготовлена для участия в конференции по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста....
Ребусы и головоломки как средство развития логического мышления дошкольников
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Интеллектуальное р...
Использование занимательного материала как средства развития логического мышления дошкольников
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...