Конспект занятия по окружающему миру "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия по окружающему миру "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 11 «Светлячок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности №8 «Ромашка».
Тема: «Насекомые»
Подготовили:
учитель – дефектолог Томашова М.В.
воспитатель Казакова Е.Л.
Таганрог 2019 г
Цель: создать условия для развития у детей познавательного интереса; закрепить и систематизировать знаний о многообразии и разновидностей насекомых и их отличительных признаках.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о жизни насекомых;
- вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
- формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
- активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
- развивать связную речь и логическое мышление;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
- продолжаем развивать умение отгадывать загадки;
- развивать общую моторику, координацию;
- развивать художественные навыки при выборе цветового решения;
- развивать мелкую моторику, фантазию.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
- продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Предварительная работа с детьми:
- рассматривание иллюстраций, картин по теме;
- чтение энциклопедической литературы;
- заучивание стихов о насекомых;
- отгадывание загадок о насекомых;
- просмотр мультфильмов.
Оборудование: цветущий луг (цветы, сделанные из бумаги), картинки насекомых, макеты насекомых, письмо с загадками, вырезанные картинки насекомых, шаблоны бабочек, карандаши, краски, салфетки, кисти, вода.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дефектолог:
- Весна пришла, всех разбудила
От зимней спячки, холодов.
Душа проснулась и раскрылась
Весну встречать весь мир готов!
- Ребята, а вы рады приходу весны? (ответы детей). А кто еще в природе радуется весне?
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
Дефектолог: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», «насекать» и произошло название «Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов): головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, то есть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель).
Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки - насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и
письмо педагог обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет.
Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и
спасти их можно, если отгадаем загадки паука.
2. Основная часть.
Письмо.
Помогите! Помогите!
Нас заколдовала злой паук, и мы теперь в опасности.
Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.
(подпись) Насекомые.
- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)
1. У нас четыре крыла.
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют её ……(Стрекоза)
(педагог выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)
Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё? (Голова, грудь, брюшко). Сколько крыльев у стрекозы? (Четыре). Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Чем она питается? (Оказывается, стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых и очень быстро летает). А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых? Потому что у неё две пары крыльев.
2. Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Муравей)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? А как называется дом муравьёв? Муравейник. А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?
Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева). Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают друг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, не зря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.
А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам) А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
3. Этот маленький скрипач,
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик)
Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги). Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они? Длинные, три пары.
Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их, друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда) .
4. Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
На спине кружочки,
Черненькие точки. (божья коровка)
Ребята, посмотрите на божья коровка – это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля – это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели.
Дефектолог: Молодцы! А сейчас мы с вами превратимся в насекомых и полетаем.
Физкультурная минутка на паласе: « Прилетела к нам вчера»
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Садятся на стул.)
Дефектолог: Молодцы! Мы освободили с вами насекомых. Посмотрите сколько, много насекомых на лугу. А теперь ребята, давайте поиграем!
Д/и «Один – много».
Дефектолог: Ребята мы рассказали, сколько много насекомых на лугу. А теперь давайте их посчитаем.
Д/и «Веселый счет».
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Четвертый лишний»
Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым.
- Дети, скажите пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?
Бабочка, жук, паук, медведь.
Муравей, кузнечик, червячок, снегирь.
Божья коровка, волк, лиса, заяц.
- Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.) У некоторых есть крылья, а есть еще и такие у которых есть жало – это пчела, оса и шмель. Почему их так называют - насекомые. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки.
Воспитатель: Ребята мы совсем забыли отгадать еще одну загадку.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок,
Пьёт хоботком душистый сок (бабочка).
С чем в загадке сравнивают бабочку? (С цветком). Какие крылья у бабочки?
Воздушные, лёгкие, большие. Сколько пар крыльев у бабочки? (Две) А ног? Три пары. А как вы думаете, чем питаются бабочки? (Нектаром цветов).
Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть бабочек. Бабочки бывают разной окраски, размера. Педагог с детьми рассматривает изображение бабочек и задает детям наводящие вопросы об окраски бабочек.
Посмотрите, к нам прилетели бабочки. Но почему-то они у нас все белые. Наверное, они еще спят. Давайте поможем им проснуться. Как мы можем это сделать?
- Раскрасим.
Перед тем, как начать работу, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
С кем дружит цветок
(Для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)
Цветочек дружит с бабочкой,
(большие пальцы переплетите в замок — ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)
Цветочек дружит с пчёлами,
(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)
Цветочек дружит с солнышком, (поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)
С дождинками весёлыми.
(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя)
Дети берут бабочек и проходят за столы, где раскрашивают их.
Воспитатель: посмотрите, какие яркие и красивые у нас получились бабочки. Отнесем их на нашу поляну. Дети относят своих бабочек на поляну.
В завершении занятия с детьми проводится рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.
Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам
Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура
Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...
Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»
В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...