Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим. «Деревья - не только украшения Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лежнева Надежда Михайловна

Программное содержание:

Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости ветвей, цветом и особенностям коры, формы листьев, расположению хвоинок на ветке).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lezhneva_derevya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим.

«Деревья - не только украшения Земли»

Программное содержание:

Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости ветвей, цветом и особенностям коры, формы листьев, расположению хвоинок на ветке).

Цель;

Учить детей относить конкретное дерево в той или иной разновидности леса (осину в Осинники, ель - до ельник и т.д.).

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предварительная работа:

- Наблюдение за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;

- Чтение литературы естественного характера; разучивание стихов о природе;

- рассматривание иллюстраций о Лесе;

Словарная работа:

Березовая роща, березняк, Осинники, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Оборудование:

Ветви березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;

Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняки в разное время года;

хвоя сосны и ели в тарелочках;

шишки сосны и ели в контейнерах;

иллюстрация с изображением сосновой ветви с шишками;

мяч для игры;

раздаточные карточки с изображением редких деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Словно сказочной книги страница

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу

И они понимают меня.

***

Может быть, на тропинка звериных

В непроглядной лесной глубине

Вдруг избушка на ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

***

Может, в этом краю, ненароком,

Избегая проезжих дорог,

Заблестит подрумяненным боком

Средь высокой травы колобок.

***

И нельзя мне в лесу заблудиться,

Хоть брожу от людей в далеке.

Потому что и звери и птицы

На родном говорят языке.

В. Орлов

- Ребята !Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Я вам сейчас расскажу почему. Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

- А вы можете объяснить, что означает слово Лес?

«Лес - это место, где растет много разных деревьев (каких?) - ответы детей.

Живут разные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, так как в нем растет много деревьев .

- Ребята, а вы знаете какие-либо пословицы о лесе? - ответы детей.

«Лес-богатство и красота, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Многие леса-не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

- А кто хозяин леса?

- Лесник.

- Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить?

- Правильно, правила поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветви деревьев, обрывать листву, царапать кору.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Не будем шуметь, и обижать животных.

Физминутка " Поход в лес"

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели: вправо,влево.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,тоже покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

- Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях?

"Жили - были деревья - подружки:

Елка - Зеленушка.

Береза ​​- Веселушка.

Рябина - Краснощечка.

Сосна - Стройнушка.

Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка - Зеленушка : "Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иглы свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я гораздо лучше и нужнее вас всех.

Сосна - Стройнушка : "Что бы вы там ни говорили, это я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иглы длиннее чем у ели. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина - Краснощечка : "Хвалитесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, кисти моих ягод видно издалека, а в них много витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! И люди не прочь полакомиться ими. Так вот!

Береза - Веселушка : "А о ком стихи и песни составляют? Такие, например: "Белая береза под моим окном ..." Как звучит! И ствол у меня белый, не то чтоб у вас! А почками моими можно от простуды вылечить, настоем натирать суставы чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева! "

Что произошло дальше мы узнаем позже.

Ну что не боитесь отправиться в лес? Но вот беда, в наше лес можно попасть только в заколдованном виде. Я знаю волшебные слова. Давайте мы с вами вместе их произнесём :

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись !

А по пути, чтобы нам было веселее мы споем песенку про друзей.

Звучит песня " Если с другом вышел в путь"

(В это время в группу влетает самолетик - письмо. Воспитатель читает.)

- Ой ребята смотрите, что это ?

"Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы снова попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундуки. Отгадайте и дорога домой вам открыта ".

- Ну что, ребята, давайте думать, домой придётся возвращаться.

( на столе три конверта с цифрами 1,2,3.)

- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (С цифрой 1). В этом конверте задание, в котором нужно показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев?

задание 1

1) Солнце - источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листочки в зеленый цвет. Находиться В них особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают письмо зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал - надо готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев ( набухание почек весной)

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: дождь, снег, роса, иней, град. Снег покрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, поэтому их называют " Лёгкими планеты".

5) Ветер - переносит пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы - в жизни различных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

- Интересно, а слышал нас старичок-лесовичок? (Звучит музыка)

- Ну, вот он подал нам знак. Пора раскрывать другой конверт. А какой по счету? (Второй)

задание 2

Вам нужно ответить на следующий вопрос: чем отличается береза ​​от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- белоствольная береза.

- Береза ​​- единственное в мире дерево с белой корой.

- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

- Оказывается, береза ​​через них дышит, и называются они Чечевички.

- Чем еще отличаются эти деревья?

- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви крепкие, сильные. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветви у березы, как косы, заплетаются.

Рассматриваем иллюстрацию с изображением берёзовой рощи.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок - подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняки.

Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называется - Осинники.

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющих листья, называется лиственные.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На этих ветвях деревьев растут листочки.

- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второй задачи.

Физминутка:

"Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь новому дню. (руки вверх, помахать ими).

- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (Три). Какой по счету? (Третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

- Пойдем дальше. И на нашем пути - хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

- Сосны, ели.

- Кто знает загадку о ели или сосне

***

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая, как еж,

Зимой в летнем платье. (Ель)

У меня длиннее иглы

Чем у елки

Очень просто я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна)

- Ребята, а кто знает почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листья.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельником.

- Что вы можете рассказать о ели ?

- Верхние ветви у деревьев ели короткие, а внизу длинные. Кора темная, шероховатая.

- Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола гола. Сосны растут обычно выше облаков.

- Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

- Чем они похожи?

- Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы.

«Даже елки мы сначала

От сосны НЕ отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елки.

А когда на ветку ели

Мы ближе посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна ».

- Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой?

- Правильно, иголочками.

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- А у ели?

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображен ветку ели с шишкой).

- Какие шишки у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете о сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

- Засиделись мы с вами на поляне, давайте поиграем в игру «Каждый дерева свой листочек».

- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева лист и найдите каждом листочке свое дерево. (В процессе игры спрашиваем, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, на мой лес сохраняет еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдете его в ящике.

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты оказажись.

- Ребята, а как же наша сказка о деревьях - подружках ? Давайте узнаем.

"Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосны, елки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они снова стали жить дружно.

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне нравится только то,

Мир лесной кто бережет

Тот, кто ветвей не сломит,

Тот, кто птичку не испугает,

Мухомор сбивать не станет,

И костер НЕ разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину ».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - ВЕДЬ МЫ - частичка ее! (Все вместе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯПо ознакомлению с окружающим и развитию речив старшей логопедической группе.Тема: «Беседа об овощах». Цель:Продолжать обогащать представление об овощах.Закрепить умени...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие по городу»

На занятии мы вспомнили с детьми, всё что видели во время экскурсии по городу, ёще раз закрепили знания о родном городе,...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим "Человек и деревья"

конспект подходит для старших дошкольников по ознакомлению с темой "Деревья"...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)

Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Земля – наш общий дом»

Ход занятия. Воспитатель: - День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. Флаг Земли представляет собой семь белых пересекающихся колец на синем фоне. Семь колец в центре флага образуют...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»

       Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,          о пользе и вреде насекомых.      ...