Познавательное развитие (Экспериментирование) "Пять секретов воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательное развитие (Экспериментирование) "Пять секретов воздуха"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17 «Малютка»
Городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
(Эксперементирование) «Пять секретов воздуха»
2019 учебный год
Тема: «Пять секретов воздуха»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Развивающие:
-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Словарная работа: кляксография.
Используемое оборудования : воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).
Форма организации деятельности: групповая.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Как ваше настроение?
Дети: (ответы)
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.
(ИГРА на общение) коммуникация
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький
Дети: (ответы).
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
(шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.
(дети садятся)
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?
Дети: (он пуст).
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Дети: (ответы) .
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух.
Дети: (ответы)
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Вывод- воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух?
Дети:(ответы)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Дети: (ответы) .
Воспитатель: А давайте проверим!
Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети: (ответы) .
Воспитатель: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: Вывод- когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Дети: Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Дети: (воздух)
Воспитатель: Вывод- Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка. “Мыльные пузыри”
Воспитатель: У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
( Выполняется игра.)
Воспитатель: А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Дети : (ответы)
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
Дети: (Звук, воздух).
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .
Воспитатель: Вывод - воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? Дети:(ответы )
Эксперимент № 5 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: Посмотрите, а в них что - ни будь есть? Дети:(ответы) .
Воспитатель: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?
Дети:(ответы)
Воспитатель: Действительно, пахнет апельсином.
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этой баночке?
Дети:(ответы) .
Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному.
Дети: (ответы) .
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Дети:(ответы )
Воспитатель: Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты.
Дети: (ответы )
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Секреты дружбы"
Закреплять знания стихов и пословиц о дружбе;Познакомить детей с правилами дружеских отношений, обогащать словарный запас вежливыми словами;Формировать положительное взаимоотношение между дошкол...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»
- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-900549-1488438408.jpg)
КОНСПЕКТ занятия по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Секреты обыкновенной бумаги» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/05/picture-1018115-1688570847.jpg)
Конспект ООД по ОО "Познавательное развитие" на тему: "Секрет Бабушки - Рукавички" с детьми средней группы
КонспектООД по ОО "Познавательное развитие"на тему: "Секрет Бабушки - Рукавички"с детьми средней группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию старшей группе «Секреты лимона»
https://youtu.be/GN7XOvHe44g?si=mK4ctt3D_N5evVrP...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/16/picture-1423119-1710560270.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Секреты маленьких человечков"
Занятие с применением метода ТРИЗ "Маленькие человечки"....