«Волшебные свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»
ООД по окружающему миру на тему:
«Волшебные свойства бумаги»
Подготовили воспитатели:
Джафарова З.А..Пихтилева А.В.
2019 г.
Цели: формировать у детей интерес к свойствам окружающих предметов, желание их исследовать.
Задачи:
Образовательные:
– создать условия для познавательно-исследовательской деятельности и творчества детей;
– формировать и закреплять представления о свойствах и видах бумаги;
– провести опыты с бумагой – научить обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Развивающие:
– развивать умение выражать мысли, отвечать на вопросы;
– развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательность, аккуратность.
Оборудование: картонный домик; вырезанный из бумаги цветок, сугробы (из мелко нарезанной бумаги); разная бумага (салфетки, писчая бумага, тонкая бумага, калька, гофрированная бумага, картон, гофрокартон); мольберт с таблицей «Свойства бумаги»; снежинки с липким слоем; белая «перина» (полотно размером 2×2 м), ножницы (по количеству детей); мисочка с водой; кубики; для оркестра: калька, бумажные султанчики, гофрированная бумага с палочками (можно карандаш), листы бумаги, сложенные гармошкой.
Предварительная работа: Просмотр презентации «Откуда пришла бумагу. Провести беседу с детьми, рассказать о значении бумаги в жизни человека, о том, из чего и как делают бумагу (просмотр видео); изготовить поделки из бумаги на зимнюю тематику в технике оригами, квиллинга, аппликации и рисования на мятой бумаге, украсить ими зал.
Ведущие встречают детей в музыкальном зале.
Воспитатель в образе Госпожи Всезнайки:
Приветствие
Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь Вам в ответ, чтобы весь день у нас было хорошее настроение!
Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждет необычное приключение, но прежде отгадайте загадку. Тогда вы поймете, о чем мы с вами сегодня будем говорить и что исследовать.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадались сами?
Дети:
Бумага.
Герой Почемучка:
А у вас в группе есть что-нибудь из бумаги?
Дети:
Да, это салфетки, книги, коробки, открытки, тетради, обои, туалетная бумага.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Правильно. Предлагаю небольшую игру-разминку.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Называет разные предметы: книга, стул, кораблик, оригами, обувь, полотенце, газета, тетрадь, альбом, салфетка, деньги. Дети хлопают в ладоши, если предмет из бумаги. Тот, кто ошибается, дальше в игре не участвует. В конце игры ведущий отмечает самых внимательных детей, которые не допустили ни одной ошибки. (Раздать фишки)
Пока Госпожа Всезнайка проводит игру с детьми,
Второй воспитатель в роли Почемучки обращает внимание на мольберт.
-Ребята, а хотите посмотреть ,что там? А там на мольберте – таблица с символами, которые означают разные свойства бумаги.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
А теперь посмотрите на мольберт. Перед вами таблица со свойствами бумаги. Нам с вами нужно ее заполнить.
Под музыку П. И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»
из домика выходит Госпожа Метелица и хрустит бумагой.
Госпожа Метелица:
Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Меня зовут Госпожа Метелица! Как красиво украшен ваш музыкальный зал – весь в снежинках. Вы сделали их из бумаги? Все мои владения тоже из белоснежной бумаги. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения.) Бумага обладает разными свойствами. Я вам помогу узнать про свойства бумаги, только сначала взбейте хорошенько мою перину. Мои помощники снеговики вам помогут.
Выходит Почемучка, выносит «перину» – полотно из белой ткани (2×2 м)
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки
–Ребята, а давайте мы поможем Почемучке
и начинают тихонько ее подкидывать.
Герой Почемучка:
Ребята, возьмите в руки салфетки, рвите их потихонечку и бросайте кусочки на перинку. А теперь давайте взобьем перинку Госпожи Всезнайки.
Госпожа Всезнайка и дети рвут салфетки и бросают их на ткань.
Затем дети берут ткань за края и вместе и звучит
песня «Лети перышко» (муз. С. Сысоева, сл. М. Шевчука).
Госпожа Всезнайка:
Это был первый опыт с бумагой. Какой вывод из него можно сделать?
Дети:
Бумага легкая, как перышко.
Герой Почемучка:
Правильно. Давайте отметим первое свойство бумаги на таблице с помощью снежинки. Кто поможет мне прикрепить снежинку?
Госпожа Всезнайка дает одному из детей снежинку.
Тот прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисовано перышко.
При необходимости ему помогает.
Таблица с символами «Свойства бумаги»
Герой Почемучка:
Молодцы, теперь можно и поиграть.
Почемучка раздает детям писчую бумагу.
Количество листов должно быть по количеству детей.
Герой Почемучка:
Как вы думаете, как с ней можно поиграть?
Дети:
Можно ее смять и поиграть, как в снежки.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Здорово вы придумали! Давайте играть.
Игра в снежки
Дети делятся на две команды и встают друг напротив друга. Посередине лежит веревка – она служит границей. У каждой команды по 10 (по количеству участников) листов бумаги. Дети мнут бумагу и бросают ее на территорию команды соперников. Побеждает команда, на чьей территории окажется меньше снежков. Снеговики участвуют в игре вместе с детьми.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Здорово мы повеселились, ребята! Это был второй наш опыт. Что мы узнали из этого опыта?
Дети:
Что бумага мнется.
Герой Почемучка:
Правильно, давайте отметим это в таблице.
Дает одному из детей снежинку.
Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы,
где нарисована мятая бумага.
При необходимости Снеговик ему помогает.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
А сейчас я Вам предлагаю познакомиться еще с одним видом бумаги (гофрированная) и мы с ней будем танцевать.
Почемучка, наши ребята как раз выучили новый танец и могут исполнить его для тебя.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Вот только для танца нам нужны ленты, а мы их не взяли.
Герой Почемучка:
Может, нам поможет в этом бумага?
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Действительно, давайте нарежем ленты для танца из бумаги. Лучше всего подойдет гофрированная бумага. Подходите к столам.
Дети подходят к столам, на которых лежат рулоны гофрированной бумаги и ножницы. Каждый отрезает себе по две ленточки. Снеговики и ведущие им помогают.
Герой Почемучка:
Теперь у нас есть с чем для танцевать. Музыка!
Звучит вальс из балета Л. Делиба «Коппелия».
Дети берут бумажные ленточки и танцуют.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Это был третий опыт с бумагой. Что мы узнали из этого опыта?
Дети:
Бумага легко режется.
Герой Почемучка:
Правильно, давайте отметим это в таблице. Кто мне поможет?
Дает одному из детей снежинку.
Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисованы ножницы.
При необходимости ему помогает.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Ребята, вы уже увидели, что бумага мнется, рвется и легко разрезается. А как вы думаете, бумага прочная или нет?
Дети:
Нет.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
А давайте мы сейчас это проверим.
Воспитатель проводит эксперимент с бумагой и кубиком.
Эксперимент с кубиком
Ведущий ставит на стол два кубика, между ними кладет лист бумаги и сверху на лист пытается поставить еще кубик. Лист не выдерживает, и кубик падает. Далее ведущий сворачивается этот же лист гармошкой, кладет на кубики и сверху ставит еще один кубик, и бумага его выдерживает.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Смотрите, кубик не падает. Бумага его держит.
Дети:
Значит бумага прочная? (Дети начинают сомневаться.)
Герой Почемучка:
Подождите, подождите, сейчас мы с детьми сами проверим. Госпожа Всезнайка, помогите нам провести эксперимент.
Эксперимент с бумагой
Почемучка и Госпожа Всезнайка берут лист бумаги за углы и крепко держат, Снеговики размахиваются и рвут лист ребром ладони.
(Вместе): Ну, что мы говорили?
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Что мы узнали из этого опыта?
Дети:
Бумага непрочная.
Герой Почемучка:
Правильно, давайте отметим это в таблице. Кто мне поможет прикрепить снежинку?
Почемучка дает одному из детей снежинку.
Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисована рваная бумага.
При необходимости ему помогает.
1-й ведущий:
Ребята, эта гармошка пригодится нам. Мы используем ее в нашем бумажном оркестре.
Ведущие раздают детям кальку, бумажные султанчики,
гофрированную бумагу с палочкой, листы бумаги,
сложенные гармошкой. Звучит пьеса В. Селиванова «Шуточка».
Дети «играют» на бумажных гармошках (из методики Т. Э. Тютюнниковой).
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Ребята, а это был наш пятый опыт. Что мы узнали из этого опыта?
Дети:
Бумага издает звук.
Герой Почемучка:
Правильно, давайте отметим это в таблице.
Почемучка дает одному из детей снежинку.
Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисована нотка.
При необходимости Почемучка ему помогает.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Какая хорошая музыка, в ней слышны птичьи трели. А вы знаете, ребята, что бумага тает, как снег? Вот смотрите. (Мочит салфетку.) Почему размокла эта бумага? (Дети отвечают.) Эта бумага быстро размокла, потому что она тонкая. Посмотрите, что произойдет с бумагой потолще.
Госпожа Всезнайка кладет в миску с водой вырезанный из бумаги цветок,он намокает и начинает распускать лепестки.
Дополнительно в ходе этого опыта можно показать детям,
что бумага легко окрашивается. Для этого Госпожа Всезнайка
опускает в миску с водой кисточку с краской.
Или этот опыт дети могут провести самостоятельно.
Воспитатель в роли Госпожи Всезнайки:
Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Дети:
Бумага боится воды.
Герой Почемучка:
Правильно, давайте отметим это в таблице.
Почемучка дает одному из детей снежинку.
Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисована капелька.
При необходимости Почемучка ему помогает.
Игра на релаксацию
Дети подходят к сугробам из мелко нарезанной бумаги. Когда включается веселая ритмичная музыка (по выбору музыкального руководителя), они играют со «снегом» из бумаги. Снеговики следят за безопасностью. Когда включается медленная спокойная музыка (по выбору музыкального руководителя), дети садятся на «снег» и отдыхают.
Снеговики:
Повеселились мы на славу!
Рефлексия
Ребята, давайте поблагодарим Госпожу Метелицу и ее помощников Снеговиков за то, что показали нам, какими свойствами обладает обычная бумага. Что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилось выполнять? Какие выводы мы можем сделать по нашей схеме-таблице?
Дети подходят к таблице и еще раз повторяют,
какими свойствами обладает бумага.
При необходимости Снеговики им подсказывают.
Дети:
Бумага бывает тонкая и толстая. Она мнется и рвется. Бумагу можно резать. Бумага намокает и впитывает воду. Когда сминаешь бумагу, она издает звук. Бумага легкая. Из нее можно делать поделки.
Госпожа Метелица:
Совершенно верно, ребята. Вы справились с заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебные свойства бумаги
Презентация...
ООД по окружающему миру на тему: «Волшебные свойства бумаги»
Цель: формировать у детей интерес к свойствам окружающих предметов, желание их исследовать....
"Волшебные свойства бумаги"
quot;Волшебные свойства бумаги"...
Проект "Волшебное свойство бумаги
Проект Волшебное свойство бумаги.Цели: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятел...
Проект в первой младшей группе на тему: "Волшебные свойства бумаги".
Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.Экс...
Взаимодействие с детьми и родителями Проект "Волшебные свойства бумаги"
Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение – одно из величайших достижений человечества. И, как бы стремительно не развивалось общество, современные технологии, бумага ос...
Конспект НОД в средней группе «Дюймовочка» по экспериментированию «Волшебные свойства бумаги».
Конспект,в котором описываются опыты с бумагой в средней группе...