«Традиции и инновации в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Традиция как способ передачи информации закрепляет у детей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов и знаний. Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, также воспитывают чувство осторожности, знакомят с правилами поведения в природе. Пословицы и поговорки лаконично обобщают самые разнообразные знания, о сезонных явлениях, предсказаниях погоды. Их запоминание развивает память, мышление, смекалку, а так же расширяет кругозор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Традиции и инновации в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
В наши дни экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сберечь Землю, детей необходимо научить любить и бережно распоряжаться её богатствами, воспитывать защитников природы. Ведь земля – наш общий дом не только для людей, но и для всего живого на планете Земля.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Процесс экологического образования и воспитания будет успешным, если он осуществляется непрерывно и продолжается в течение всей жизни человека.
Традиция как способ передачи информации закрепляет у детей определенное отношение, которое со временем приводит к формированию стереотипов и знаний. Сказки воспитывают в детях доброту, трудолюбие, терпение, смелость и верность, также воспитывают чувство осторожности, знакомят с правилами поведения в природе. Пословицы и поговорки лаконично обобщают самые разнообразные знания, о сезонных явлениях, предсказаниях погоды. Их запоминание развивает память, мышление, смекалку, а так же расширяет кругозор.
Методы экологического воспитания дошкольников сегодня во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами.
Мы хотим обратить внимание на использование инновационных форм и методов экологического образования в непрерывном воспитании дошкольников.
Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, мы стараемся реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Одной из форм инновационного экологического образования и воспитания дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно - целостное развитие личности. Проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).
Хотелось бы подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе нашего детского сада, открывающее широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о взаимозависимости человека и природы.
Занятия в экологическом театре предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Еще одна из новых технологий, которую мы активно используем в работе с нашими воспитанниками -кейс-технология.
Кейс - технология – это метод, способствующий коллективному обучению (группа, подгруппа), где взаимный обмен информацией, способствует решению проблемы.
Кейсы, иллюстрирующие проблему, применяются в основном при закреплении экологических знаний и умений, а также в непосредственно образовательной деятельности. Такие примеры лучше сохраняются в памяти детей, объединяют знание и практику, требуют от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.Конкретная ситуация должна отражать реальный сюжет, соответствовать потребностям детей, а так же отличаться «драматизмом» сюжета и должна бытьпо силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы. Основное в задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
Например:
- кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
- метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.
Также ежегодно мы проводим природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Проводятся они совместно с родителями.
В ходе акции дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Ребята видят отношение родителей к проблеме экологии. Ведь дети дошкольного возраста очень впечатлительны и восприимчивы, они копируют поведение взрослых, учатся у родителей отношению к окружающему, и то, что они видят, воплощают в жизни.
Природоохранные акции помогают родителям самим научиться правильно относиться к природе и показать пример своим детям. Дети и взрослые совместно организуют различные мероприятия и получают незабываемый опыт.
А самое главное, в ходе акций детям показывают и дают возможность самим исправить последствия экологически неграмотных действий людей. Итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
В саду мы организовывали и проводили :
- акции: «Покорми птиц зимой», экологический субботник «Зелёная весна 2017»,«Весенняя неделя добра», «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц),«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников),«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками), «Цвети земля»;
- конкурсы, викторины развлечения, праздники, экологического характера
таких как «Пернатые помощники», спортивного развлечения в форме КВН
"Будь природе другом"; экологический досуг «На лесной полянке»,
конкурсы рисунков: «Мы-друзья природы», «День земли», «Осенние истории»;
- экологическая тропинка, которая позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
- Так как 2017 год - год экологии, то в период с 17 апреля 2017 года по 21 апреля 2017 года в детском саду проходила "Неделя экологии". Каждый день был посвящен определенной теме вокруг которой были организованы детские виды деятельности. Итоговым мероприятием «Недели экологии" стало тематическое развлечение «День Земли» в форме игры по станциям - «Звуки природы», «Чистые пруды», «Экологические сказки», «Тайны природы. Вижу, слышу, чувствую».
В своей работе мы активно используем мультимедийные презентации в программе mimio. Хотим отметить, что mimio – в отличие от обычных досок – является устройством очень мобильным. Его легко переносить из помещения в помещение, крепить на любую ровную поверхность: на стену или обычную классную доску. Mimio может работать даже на горизонтальных поверхностях, например, на рабочем столе, вокруг которого строится учебная деятельность. Все это позволяет организовать интерактивную учебную среду там и тогда, где и когда это необходимо по педагогическим соображениям.
Обучение детей проходит более привлекательно и захватывающе. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют овладеть новыми, более качественными, знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. С помощью программы mimio можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.).А так же позволяет делать поправки во время занятия маркером (стилусом)в непосредственно проецируемый текст на доске, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог.Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проводить интегрированные занятия.
Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают.
В работе с родителями мы также используем: традиционные и нетрадиционные формы общения: родительские собрания, конференции, "Круглые столы", "Посиделки" и др. суть которых-обогатить их педагогическими знаниями.
Наглядно- информационные методы-видеофрагменты акций, конкурсов, викторин, фотографии, выставки детских работ, папки-передвижки.
Особенно актуальны нетрадиционные формы общения с родителями. Они строятся по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, с педагогами. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Можно с уверенностью сказать, что взаимодействие семьи дошкольного учреждения очень важно и должно происходить в различных формах, приемлемых для педагога и родителей. Результаты такого взаимодействия от активности обеих сторон.
Сопоставляя факты из опыта нашей работы - можем с уверенностью сказать, что многообразие традиционных и нетрадиционных метод в работе с детьми по экологическому воспитанию позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на развитие дошкольников. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность экологического образования воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.
Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке л...
Консультация для воспитателей "Национальные традиции как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Из опыта работы...
Педагогические условия использования народных традиций в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей....
ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Программа межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании»...
Презентационные материалы "Традиции и инновации в образовательном пространстве дошкольной организации"
Материалы представлены на методической выставке "От традиций к инногвациям в образовании" в рамках августовского педсовета...