Образовательный проект "Домашние животные"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Марьясова Наталья Петровна

Образовательный проект "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_domashnie_zhivotnye.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» МБДОУ №15 «Ромашка»

Образовательный проект для детей
подготовительной к школе группы №6

«Домашние животные»

                                    Разработчик:

                                                                 Марьясова Н.П.,1 кв.категория,

г.Шарыпово, 2017г.

Аннотация:

Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных.

Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.

Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".

Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Цель проекта: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».

Задачи проекта:

  1. Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)
  2. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  3. Развивать мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную диалогическую и монологическую речь.
  4. Познакомить детей  с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.
  5. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.

Вид проекта – информационно-практический

Время реализации проекта: 09.11.2017г. – 20.11.2017г.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №6 «Смородинка», родители воспитанников, воспитатели, учитель логопед.

Предполагаемый результат:

В результате проектной деятельности у детей:

-сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека,  родители примут активное участие  в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.

Этапы проекта.

Этап выбора темы.

В процессе обсуждения предстоящей темы недели  нам стало понятно, что дети знают о домашних животных недостаточно и многое хотели бы ещё узнать. На общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели « трёх вопросов».

Что мы знаем о домашних животных?

Что хотим узнать?

Где мы можем это узнать?

-Домашние животные живут в доме, сарае.

-Животных  кормит хозяин и ухаживает за ними.

-Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей.

- Лошадь может перевозить грузы.

-Корова даёт молоко.

-Породы собак.

-Как молоко появляется в магазинах?

- Профессии собак.

- Как изготавливают шерсть?

- Предки домашних животных.

- Роль домашних животных в жизни человека.

- В садике, у воспитателя

- Из книг, мультфильмов.

-Спросить у мамы, у папы.

Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:

  • Каких животных можно назвать домашними?
  • Каких животных человек приучил первыми?
  • Внешний вид животных: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д)
  • Чем питаются домашние животные?
  • Повадки, условия содержания домашних животных.
  • Как называются жилища домашних животных?
  • Профессии людей, ухаживающие за домашними животными
  • Как ухаживать за домашними животными?
  • Какова роль домашних животных в жизни людей?
  • Что мы можем дать домашним животным?

Этап сбора сведений.

На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)

Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т.д.

Источники информации:

Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов»,  презентации, мультфильмы.

Художественная литература:

  • Л. Толстой «Пожарные собаки»
  • М. Кривич «Что за служба у собак»
  • Г.Х. Андерсен Гадкий утёнок.
  • С. Михалков Три поросёнка
  • С. Маршак Сказка о глупом мышонке
  • С.Маршак Усатый – полосатый
  • Братья Гримм  Бременские музыканты
  • Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран»
  • Э.Успенский  Дядя Фёдор, пёс и кот
  • Р.Киплинг  Кошка, гулявшая сама по себе
  • С.В. Михалков «Как старик корову продавал»
  • К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
  • А.Барто Котёнок
  • И.Васильева «Ферма»
  • Е.Благинина Корова
  • Н.Костарёва «Щенок»
  • В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»
  • В.Сутеев «Кот рыболов»
  • В.Сутеев « Три котёнка»
  • Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Видеотека мультфильмов:

  • «Кошкин дом»
  • «Домашние животные и их дети»
  • «Котёнок по имени Гав»
  • «Просто так»
  • «Твои первые животные»
  • «Кот, который гулял сам по себе»
  • «В стране домашних животных»
  • « Волк и семеро козлят»
  • «Волк и телёнок»
  • «Доктор Айболит»
  • «Кот в сапогах»
  • «Хаврошечка»
  • «Кот в сапогах»
  • «Белка и Стрелка»
  • «Альма и Мурка»

Аудиозаписи:

«Звуки природы», «Голоса животных»

Этап реализации проектов

Проект осуществлялся с учётом  принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.

Интеграция образовательных областей

в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности

«Безопасность»

Закрепить  правила при обращении с домашними животными.

«Познание»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«Социализация»

Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.

Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.

«Чтение художественной литературы»

Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

«Физическая культура»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.

«Музыка»

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

«Труд»

Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.

«Художественное творчество»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)

Тема « Домашние животные» (возраст детей 6-7 лет)

Образовательные области

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Деятельность в ходе режимных моментов

Совместная деятельность с семьёй

Физическая культура

Эстафеты:

«Полоса препятствий»,

Подвижные игры: «Заболевшая кошка»,

«Пастух и овцы»

Игры – имитации «Разные собаки»,

«Изобрази, а мы угадаем»

Подвижные игры: «Лохматый пёс»,

«Кот и мыши», «Козёл и ребята», «Весёлые козлята»

Выполнение ОРУ, рассматривание  схем упражнений, выполнение физкульминуток: «Корова»,

«Козочка»,

«Кошка»,

Пальчиковых  гимнастик:

«Два козлика», «Поросята».

Консультация для родителей

« Что делать, если ребёнок боится животных?»

Здоровье

-Беседы: « Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?»,

«Гигиена животных»

-Практикум с детьми

« Оказание первой помощи»

-Сравнение человека и зверя «Чем мы похожи и чем отличаемся?»

- Д/и «У зверей и у людей» ( с мячом),

« Кто как умывается»,

«Витамины в нашей жизни»

Моделирование правил « Чего нельзя делать при общении с домашними животными?»

- Зарисовка правила « После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки»

Выполнение  ОРУ, рассматривание  схем упражнений, физкультминутки, пальчиковая гимнастика

Составление опросников для детей и родителей «Азбука вашей безопасности при обращении с животными»

Музыка

-Слушание «Как волк телёночку мамой был»

-Драматизация «Кошкин дом»,

- Музыкальные игры: «Лошадка»,

«Собачка и кошечка», «Угадай животное»

- Игры – имитации

« Пастушок и стадо»

- Слушание песен «Пропала собака» музыка Владимира Шаинского

Слова Аллы Ламм

-Прослушива-

ние аудиозаписи «Звуки природы», «Голоса животных»

Игра на музыкальных инструментах, рисование своих впечатлений после прослушивания музыкальных произведений

Помощь в оснащении музыкального уголка

Художественное творчество

-Составление коллажа

« Скотный двор»

-Рисование отгадок

« Домашние животные»

Панно «Домашние животные» (аппликация и дорисовывание деталей)

- Рисование «На лугу пасутся...»

- Оригами

« Собачка», «Кролик».

Поросенок» 

-Лепка домашних животных

-Рисование

« Дымковский конь»

-Лепка

« Весёлая ферма»

Конструирование из конструктора «Домашнее подворье

Изготовление книжек малышек и плакатов

« Домашние животные»

- Создание макета «Ферма»

Коммуникация

- Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?»

-«Какую пользу приносят человеку домашние животные?»

- Составление рассказа по серии сюжетных картин «История о кошке»

-Рассказ – описание «Моё любимое животное»

-Рассматривание картин:

« На ферме»,

«Кошка с котятами»,

« Собака со щенятами» и другие из серии «Домашние животные»

- Дидактические игры: «Один – много»,

-« Скажи ласково»

- «У кого кто?»

-«Чем накормить?»

-« Чего не хватает?»

- « Чехарда» (складывание животных из 3-х разрезных картинок

-«Отгадай кто это?»

-«Помоги найти маму»

-« Где чей хвост?»

- «Кто кричит?»

-«Чьи следы?»

- Придумывание сказки о животном по ряду картинок.

Дидактические игры: «У кого что?»,

«Отгадай слово»,

«Назови жилище»

-Ситуативный разговор: «Какие домашние животные есть у вас?»

-«Как нельзя обращаться с животными?

- Игра «Доскажи словечко»

-этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки животных)

- Беседа-обсуждение

«Зачем ухаживать за домашними животными»

Совместное изготовление с родителями брошюр, книжек « Что мы знаем о домашних животных?»

- Папка –передвижка “Дети и домашние животные”,  Вред или польза?”.

Познание

Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?»

-Беседа «Зачем держать в доме животных?»

-Беседа «Где лучше жить животным?»

-Беседа «Каких животных можно назвать домашними?»

Беседа «Каких животных можно держать дома?»
Беседа «Какова роль домашних животных в жизни людей?
Беседа «Что мы можем дать домашним животным»
- Беседа «Как получают пряжу?
- Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного?
- Беседа «Как появились домашние животные?»
- Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться?

- Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядными?»

- Знакомство с шерстью, её свойствами, где и как используют? (экспериментирование)

- Толкование пословиц:

Кошке игрушки, а мышке слезки.

Корова на дворе – еда на столе.

Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить.

Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет

Викторина «Домашние животные»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных

Дидактические игры: «Что не так?», « Исправь ошибку», «Большой – маленький», «Кто что любит»,

« Чей домик»,

“Я знаю 5 названий домашних животных”,

“Кто как говорит”,

“Что ты будешь делать”,

“Корова с теленком”,

“Кто, чем питается”, “Третий-лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”;

-Рассматривание иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил

-Рассматривание иллюстраций о животных

- Собери картинку «На ферме»

-Проблемная ситуация «Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?»

-Моделирование проблемной ситуации «Если я нашёл собаку?»

-Моделирование правил « Чего нельзя делать с животными?»

- Моделирование проблемной ситуации «Что произойдёт, если дикого зверя решим сделать домашним?»

-Тематическая выставка

« Наши друзья – домашние животные»

Ширма –передвижка «Если дома появился звёрёк»

Чтение художественной литературы

Создание выставки книг о животных:

« Животные в сказках»,

«Детские писатели о животных»

-Чтение

К. Паустовский

«Кот – ворюга»

-Л.Толстой «Пожарные собаки»

-Л.Толстой «Лев и собачка»

-М. Кривич «Что за служба у собак»

-Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

-С. Михалков Три поросёнка

-С. Маршак Сказка о глупом мышонке

-С.Маршак Усатый – полосатый

-Братья Гримм  «Бременские музыканты»

-Русские народные сказки:

«Сивка бурка», «Волк и семеро козлят»,

Бычок – смоляной бочок»,

«Кот – серый лоб, козёл да баран»

-Э.Успенский  Дядя Фёдор, пёс и кот

-Р.Киплинг  Кошка, гулявшая сама по себе

-С.В. Михалков «Как старик корову продавал»

-К.Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»

-А.Барто Котёнок

-И.Васильева «Ферма»

-Е.Благинина «Корова»

-Н.Костарёва «Щенок»

-В.Сутеев «Про козлёнка, который умел считать»

-В.Сутеев «Кот рыболов»

-В. Сутеев « Три котёнка»

-Чтение рассказов В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, Чарушина.

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций о животных

-Печатание слов по теме

-Разбор слов на части

- Д/И « Скажи какой»

- Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему

- толкование загадок и зарисовка отгадок

- Загадки, пословицы, поговорки

Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными особенностями детей.

- Папка – передвижка «Детские писатели о животных»

Социализация

-Беседа « Кто из животных когда-то спасал человека?»

-Моделирование игровой ситуации «Как можно играть с собакой?»

Проблемно- игровые ситуации «Как кошка с собакой…Почему так говорят?»,

- «Что было бы, если..?»

Сюжетно – ролевые игры «Ферма»,                                              «Ветлечебница»

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая игра «Найди лишнее»

- Игры с макетом «Скотный двор»

Дидактические игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детёнышей)

«Помоги животным найти свой дом»

- Наблюдения за домашними животными на прогулке

Составление совместно с родителями фотоальбома с фотографиями детей и животных

Труд

- Беседа « Как ухаживать за домашними  животными»

- Р/и «Что любит зверёк» (выкладывание модели – последовательность ухода за животными, по картинкам)

-Изготовление масок к игре – драматизации «Кошкин дом»

- Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре

«У бабушке в деревне»

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры

«Кошкин дом»

Оформление альбома

«О труде людей ухаживающих за животными» (знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха)

Безопасность

- «Альма и Мурка» просмотр видеофильма о собаках и кошках, особенностях их поведения

Беседы:

« Что делать, если нашли щенка, котёнка на улице?»,

« После помощи животным позаботься о безопасности своего организма»,

« Правила поведения при агрессии животных»

- «Игры с животными»

- Знакомство с предупреждающими знаками «Осторожно, животное»

Рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций по теме

- Свободное общение «Как вести себя, если…?

Практикум

« Оказание первой помощи»

- Игра «Дети и звери»

Ширма для родителей «Если в доме появился питомец»

Этап презентации проекта.

Презентация проектов пройдет в виде:

  • Организации выставок индивидуальных, коллективных, семейных работ «Домашние животные»
  • Организацию фотовыставки детей со своими домашними животными.
  • Презентации авторских книг « Моё любимое домашнее животное»».
  • Проведение викторины “Домашние животные”
  • Создание мини – музея в группе “Домашние животные»
  • Выступление на открытом занятии (презентация детско-родительских проектов)

Выводы.        

Как показывают наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Благодаря  проводимой работе дети приобретают уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.

Исследовательская деятельность помогает развитию познавательного интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальные навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.

Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.

Таким образом, ознакомление дошкольников с домашними животными занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные Севера"

У детей с нарушением зрения отмечается трудности  при ориентировке в пространстве. В процессе проведения НОДа дети учатся ориентироваться на листе бумаге в клетку, находить животных по схеме....

Образовательный проект " Животные жарких стран"

Данный образовательный проект способствует закреплению представлений о животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни и повадках, уточнению, расширению и активизации словаря по теме "Дикие...

непосредственная образовательная деятельность "Животные наши помощники"

Устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека;  познакомить с трудом животных; с названиями жилищ домашних животных;  учить рисовать корову, продолжать развивать умение продумыв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Животные нашего леса»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности«Животные нашего леса»...

Образовательный маршрут "Животные"

Образовательный маршрут ...