Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников, а именно - внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, через телесно-двигательные игры, побуждающих детей решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы
Основная цель программы: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурный компонент программы | Разработано в соответствии с требованиями |
1.Титульный лист | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Хочу все знать" Естественнонаучная направленности Уровень программы: для младшего дошкольного возраста -3-4 года Срок реализации: 9 месяцев Автор-составитель программы: Нагайцева Элла Александровна Воспитатель |
2.Пояснительная записка |
1.3 Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. 1.4 Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников, а именно - внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, через телесно-двигательные игры, побуждающих детей решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. 1.4. Основная цель программы: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. 1.5 Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
"Хочу все знать"
Естественнонаучная направленности
Уровень программы:
для младшего дошкольного возраста -3-4 года
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель программы:
Нагайцева Элла Александровна
Воспитатель
Москва - 2019
- Пояснительная записка
- Направленность: Естественнонаучная
- Уровень программы: ознакомительный
1.3 Актуальность программы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
1.4 Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников, а именно - внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, через телесно-двигательные игры, побуждающих детей решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы.
1.4. Основная цель программы: это способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
1.5 Задачи: Образовательные:
- Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
- Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.
Развивающие:
- Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.
Воспитательные:
- Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.
1.6 Возраст обучающихся
Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста
1.7 Срок реализации программы рассчитана на 9 месяцев обучения - 72 часа.
1.8 Форма и режим занятий. Очная. Групповая с наполняемостью групп 10 человек
Периодичность проведения занятий: 2 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 30мин.
Формы организации учебно-воспитательного процесса: групповая.
1.9 Планируемые результаты (предметные, личностные, метопредметные)
1.Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях
- Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
2. Содержание программы
2.1 Учебный план
N п/п | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел «Вводное занятие» | 1 | 1 | 0 | ||
Раздел «Узнаем какая вода» | 5 | 2 | 3 | ||
Раздел «Как обнаружить воздух?» | 5 | 2 | 3 | ||
Раздел «Солнышко лучистое» | 7 | 3 | 4 | ||
Раздел «Снег, какой он?» | 8 | 2 | 6 | ||
Раздел «Живая и неживая природа» | 30 | 8 | 22 | ||
Раздел «Земля-планета?» | 10 | 3 | 7 | ||
ИТОГО: | 72 | 22 | 50 |
2.2. Содержание учебного плана
N п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | Теория | Практика | ||
Раздел «Вводное занятие» | 1 | 1 | 0 | |
Введение в курс «Хочу все знать». Инструктаж по ТБ . | 1 | 1 | 0 | |
Раздел «Узнаем какая вода» | 5 | 2 | 3 | |
Вода в жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
Путешествие капельки | 2 | 1 | 1 | |
Волшебное мыло и мыльные пузыри | 1 | 1 | ||
Раздел «Как обнаружить воздух» | 5 | 2 | 3 | |
Ветер, ветер, ты могуч….. | 2 | 1 | 1 | |
Что в пакете? | 1 | 1 | ||
Поиграем с ветерком | 2 | 1 | 1 | |
Раздел «Солнышко лучистое» | 7 | 3 | 4 | |
Доброе хорошее солнце | 2 | 1 | 1 | |
Свет повсюду | 2 | 1 | 1 | |
Здравствуй, солнечный зайчик» | 1 | 1 | ||
Тень и свет | 2 | 1 | 1 | |
Раздел «Снег, какой он?» | 10 | 4 | 6 | |
Снег, какой он? | 2 | 1 | 1 | |
Знакомство со снежинкой | 2 | 1 | 1 | |
Как из снега получить воду | 1 | 1 | ||
Что прячется в белых снежках | 2 | 1 | 1 | |
Разноцветный снег | 2 | 1 | 1 | |
Как воду превратить в лед | 1 | 1 | ||
Раздел «Живая и неживая природа» | 36 | 9 | 27 | |
Что и кто нас окружает? | 4 | 1 | 2 | |
Наши помощники-органы чувств | 4 | 1 | 3 | |
Звук | 3 | 1 | 3 | |
Почему все звучит? | 2 | 1 | 1 | |
Почва | 2 | 1 | 1 | |
Свойство песка | 3 | 1 | 2 | |
Глина, качества т свойства | 3 | 1 | 2 | |
Как устроено растение? | 2 | 2 | ||
Как растение пьют воду | 1 | 2 | ||
Кусты и деревья | 2 | 1 | ||
Где прячутся семена | 2 | 1 | ||
Волшебная бумага | 4 | 1 | 3 | |
Насекомые- первые друзья растений | 2 | 1 | 2 | |
Поплывет –утонет | 1 | 1 | ||
Каждому камешку свой домик | 1 | 1 | ||
Раздел- «Земля-планета-наш дом» | 8 | 3 | 5 | |
Космический полет | 2 | 1 | 1 | |
Свет и тень, день и ночь | 2 | 1 | 1 | |
Охраняй природу-береги природу | 2 | 1 | 1 | |
Огород на окошке | 1 | 1 | ||
Экологическая тропа | 1 | 1 | ||
ИТОГО: | 72 | 24 | 48 |
2.3. Контроль предметных результатов – расписать сроки и формы
Способы проверки знаний обучающихся: Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования, педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа
Формы подведения итогов: викторины, тестирование
Критериями выполнения программы служат:
знания, умения и навыки детей, массовость и активность участия воспитанников в мероприятиях данной направленности.
3.1 Материально – техническое обеспечение -1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
3.2 Методические особенности
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
3.4 Условия реализации программы:
- обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными формами в системе дополнительного образования.
- привлечение родителей и специалистов образовательного учреждения.
- соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации работы в соответствии с учебно- тематическим планом.
- максимальное использование наглядности, технических средств и тренировочного оборудования при организации мероприятий по формированию навыков .
Учебно – методическое и информационное обеспечение.
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru
2.Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru .
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
4. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №12.2017г
_______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-139221-1663663640.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-54558-1392265959.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602192-1425221948.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-678291-1443779700.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"
программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842766-1478188220.jpg)
Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)
Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста "Юный интеллектуал" (Математика+логика)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1427775-1666601163.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...