Цикл наблюдений за весенними явлениями, конспекты занятий о весне
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Уточнить и закрепить знания детей о весне
-дать представления о том, что весной в природе все меняется.
-март - «утро года» капельник, протальник, солнцегрей…
-апрель – водолей, солнечник, березозол….
-весна – ясноглазая, проказница…
-весна в музыкальных произведениях, в живописи, поэзии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_kapel.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительная работа.
Представления детей:
-дать представления о том, что весной в природе все меняется.
-март - «утро года» капельник, протальник, солнцегрей…
-апрель – водолей, солнечник, березозол….
-весна – ясноглазая, проказница…
-весна в музыкальных произведениях, в живописи, поэзии.
Понедельник:
-рассматривание иллюстраций «Зима», «Март». Сравнить картины, найти схожесть и отличия. Чтение книги Т.А.Шарыгиной «Какие бывают месяцы в году?!».
- чтение стихов местной поэтессы Дербиной В.И.
-рисование «Зима прошла».
-на прогулке наблюдение за признаками весны в живой природе.
-вечером предложить родителям выбрать вместе с детьми фотографии из домашнего архива с весенними сюжетами, для оформления выставки в группе.
Вторник:
- в группе в уголке книги представить книги о весне. Рассмотреть вместе с детьми, сравнить иллюстрации в разных книгах. Обратить внимание на то, как по разному видят художники весну, прочитать отрывки по желанию детей. Заучивание стихов из книги Дербиной В.И.
-аппликация «Весна».
-на прогулке: - сравнение березы и тополя на солнечной и теневой стороне, побелка стволов.
- вечером предложить детям поговорить с родителями о том, как они готовятся к весне, за что они любят её.
Среда:
- в уголке природы иллюстрации перелетных птиц, животных весной. Все рады весне, птицы вернулись в родные края. Животные рады тому, что прошло самое трудное время. Слушание ауди записи «Голоса природы».
- что, мы, с вами можем сделать полезного для вернувшихся домой птиц, чем порадуем?
- ремонт старых кормушек, изготовление новых.
-на прогулке развешивание кормушек, наблюдение за птицами, обратить внимание на веселые голоса птиц.
-вечером рассматривание фотографий принесенных детьми, оформление выставки «Весенняя радость», рассказы детей о том как дома взрослые ждут приход весны. Предложить изготовить дома бумажные кораблики для того, чтобы на прогулке попускать их в ручейки.
Четверг:
- «Весенний вернисаж». Рассматривание выставки картин художников о весне в разную пору, чтение стихов о весне, слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года».
-рисование «Весна – ясноглазая».
На прогулке наблюдение за грачами на гнездах. Сравнить с картиной Саврасова «Грачи». Пускание ручейков, пускание корабликов, пригласить с собой малышей.
Вечером оформление выставки детских работ посвященных весне.
Пятница:
Интегрированное занятие «Весенние этюды». Знакомство с поэтессой землячкой Дербиной В.И. праздничное чаепитие.
Вечером обмен впечатлениями между собой и рассказ родителям о встрече с поэтессой.
Конспект
интегрированного занятия
«Весенние этюды».
(подготовительная группа)
Задачи:
1.Развивающие
1.1.Развитие любознательности, творческого воображения, ответственности, мышления.
1.2. Социально-личностное развитие.
Развитие коммуникативных способностей, умения общаться друг с другом, умения сопереживать.
1.3. Познавательно-речевое развитие.
Обогащение словаря детей: слова-сравнения (весна - ясноглазая, март - теплогрей, апрель – водолей….).
1.4. Психо-физическое развитие.
Создание радостного настроения, положительных эмоций.
2. Воспитательные
2.1. Воспитание интереса к природе родного края через стихи рыбинской поэтессы Дербиной Веры Ивановны.
3. Образовательные
3.1. Обогащение детей новыми представлениями о приметах весенних месяцев (март, апрель).
3.2. Развивать интерес и умение детей выражать в рисунке свои впечатления, использовать в работе различные материалы: акварель, карандаши, фломастеры, мелки.
4.Музыкально-эстетические
Развивать эстетическое восприятие, формировать творческие способности детей.
Ход занятия:- Дети проходят в зал и здороваются с гостями.
Воспитатель: - Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Посмотрите сюда, что вы видите? О чем вам напоминают эти предметы? (на столике приготовлены детские работы к дню 8 марта, скворечники, кормушки, пасхальные яйца, фотография, где дети сняты на празднике «Масленица»).
Дети вспоминают приятные моменты, связанные с этими предметами, составляют небольшие рассказы из личного опыта.
воспитатель: - На празднике «Масленица», мы с вами весну встречали, а как же мы узнали, что она пришла? (по весенним приметам). Давайте поиграем с вами в игру «весенние чудеса». У меня в руках волшебная сосулька, мы будем передавать ее друг другу и называть какие чудеса уже произошли в природе.
В народе говорят, что март – это весна света, а апрель- это весна воды. Я хочу предложить вам стать весенними денечками. Кто хочет станет мартовскими или апрельскими денечками? (дети по желанию объединяются в подгруппы).
Выберите из общей выставки все предметы, которые относятся к вашему месяцу, создайте уголок марта и апреля, а потом расскажите друг другу, все, что вы знаете о своем месяце. Во время рассказа дети дополняют рассказы, задают вопросы.
- Дети, а какими добрыми делами, мы с вами радовали весну? (белили деревья, пропускали ручейки, разбрасывали снег и лед на более теплые места).
- Мы с вами сделали столько добрых дел, но кажется что весна все равно где то задерживается. Может быть не все дела мы сумели сделать? Может быть, что то, забыли? (дети советуются друг с другом).
- Посмотрите на столике еще что то лежит. Давайте посмотрим?
(на столе дети находят красиво оформленную коробочку и высказывают предположения, что там может быть, открыв, находят семена цветов).
- наверно это весна прислала нам напоминание о том, что надо посеять цветы. Можно ли прямо сейчас их посеять прямо в землю? (все вместе обсуждаем, что надо сделать с семенами цветов).
Весной пробуждается не только природа. Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их лицах, добрее становятся их мысли. Обнимитесь, улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как изменилось ваше настроение? Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает весна. Свое настроение вы можете выразить в танце. Послушайте, какая красивая музыка, так и хочется под неё потанцевать.
- А вы, заметили, что у меня на столе лежит книга? Подумайте, для чего она сегодня оказалась на моем столе? (дети рассматривают оформление книги, высказывают свое предположение).
- Я хочу познакомить вас с автором этой книги. Вера Ивановна Дербина живет в городе Рыбинске, совсем недалеко от нас. Она наша землячка.
Вера Ивановна рассказывает детям о своем отношении к весне и читает свое стихотворение. Затем дети тоже читают её стихи.
- Поэты сочиняют стихи о весне, композиторы пишут музыку. А мы с вами можем сочинить стихи? (нет). Может быть, напишем музыку? (нет).Чем же тогда мы можем порадовать весну? (нарисовать рисунки, выполнить аппликацию…).
Договоритесь, кто что будет делать и с кем, возьмите все, что нужно вам для работы. (дети рассаживаются по своим местам и выполняют работу).
По окончании работы дети рассказывают, что они изобразили. Высказывают свое отношение к своей работе и работе других. После чего все работы дети дарят Вере Ивановне и приглашают её в хоровод «Весна – красна». Затем все проходят в группу на чаепитие
МДОУ ДЕТСКИЙ САД П.ЕРМАКОВО
Подготовительная группа
Воспитатель Березовская Наталья Эдуардовна
МДОУ ДЕТСКИЙ САД П. ЕРМАКОВО
Весенний праздник
«Встреча пернатых друзей».
(старшая группа).
Задачи:
1-Развивающие:
1.1-развитие любознательности, творческого воображения, ответственности и трудолюбия, мышления.
1.2.-социально-личностное развитие: развитие коммуникативных способностей – умение общаться друг с другом. Развитие умения сопереживать.
1.3.- познавательно-речевое развитие. Обогащение детского словаря: «сороки» - старорусское название праздника, «жаворонки» - печеные булочки, домики – скворечники.
1.4.- психо-физическое развитие. Создание радостного настроения, положительных эмоций.
2-Воспитательные:
2.1. – воспитание интереса к культурным традициям своего народа и желание участвовать в них.
3.-Образовательные:
3.1. – обогащение детей новыми представлениями о народном празднике.
3.2. – обучение работе с тестом. Умение лепить птичку новым способом – завязывание узелка
3.3. – развитие интереса и умения работать с деревом, использую отвертку.
4.-музыкально-эстетические:
- развивать эстетическое восприятие, формировать творческие способности детей. Используя фольклор, воспитывать любовь к народной песне.
Ход занятия:
Дети входят в зал и встают около стульчиков в центре зала. Здороваются с гостями.
Воспитатель: - Я вижу, вы заметили, сколько у нас сегодня гостей в детском саду. Гости всегда приходят на праздник. Сегодня у нас необычный праздник, очень интересный, где вас ждет много сюрпризов, загадок и веселых минут.
- Я приглашаю вас подойти к столику. Давайте посмотрим, что интересного нас здесь ждет?
(на столике удивления лежат атрибуты праздника 8-е марта: ножницы, клей, цветная бумага, готовые открытки, которые дети готовили для мам к празднику).
- О чем же напоминают нам эти предметы?
(дети вспоминают, что все это напоминает о мамином празднике).
- Расскажите, что вам запомнилось?
(дети рассказывают эпизоды праздника, которые им запомнились).
- Ребята, а кто помнит стихи о празднике? (чтение нескольких стихов).
- Как интересно вы обо всем рассказали. Из ваших рассказов я поняла, какой это замечательный праздник – 8-е марта! Он такой же радостный, как и приход весны. О весне поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, художники создают замечательные картины. Я приглашаю вас подойти к мольберту и посмотреть на картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».
- Какое время года изображено на картине? (весна).
- Давайте мы с вами представим, что мы сделали шаг в картину, вдохнем аромат весны, расскажите, что вас окружает? (дети рассказывают о картине).
- Ребята, а как, вы, думаете можно, глядя на картину, рассказать о поведении грачей? (ответы детей).
- Как, вы, думаете, почему художник на своей картине изобразил именно грачей? (ответы детей).
- «Увидал грача – весну встречай». Я приглашаю вас немного отдохнуть (проводится логоритмическая игра «Птицы»).
- Давайте еще раз вдохнем аромат весны и послушаем голоса птиц. (слушают запись).
- А у меня есть еще сюрприз для вас. Посмотрите сюда. Узнаете? Кто же это? (дети рассматривают картинку, на которой изображена кормушка с зимующими птицами, вспоминают их).
- Ребята, а почему же на кормушке нет грача? Давайте подумаем, посоветуйтесь с другом. (работа детей в парах).
Грачи прилетели так рано. Надо ли нам ему помочь? Чем мы можем помочь грачам да и другим птицам? (дети обсуждают в парах высказывают свое мнение).
- Я приготовила для вас еще сюрприз-загадку. (дети подходят к столику удивления, на котором приготовлены скворечник без крыши, незаконченная кормушка, тесто, изюм…)
- Посмотрите внимательно, о чем вам напоминают эти предметы? Не торопитесь, помогите друг другу вспомнить. (дети высказывают свои предположения).
- А, вы, знаете, что этот праздник празднуется с давних времен и назывался «Сороки», потому, что считалось что в этот день прилетало сорок разных пичужек из разных стай. Послушайте, что написано в умной книге об этом празднике.
«В народе говорили, что в этот день зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется – равняется. Весну принесли на крыльях сорок птиц, первой из которых был жаворонок. Существует поговорка – прилетел жаворонок из-за моря, принес весну из неволи. Весной птицы возвращаются в родные края, они ремонтируют старые гнезда и строят новые. При встрече птиц, наши предки соблюдали следующие обычаи: вешали новые скворечники, кормушки, пекли из теста булочки-жаворонки, в форме птичек, покупали на базаре птиц в клетках и в день праздника выпускали на волю. Дети звали весну короткими песенками – веснянками, для этого они забирались на заборы, крыши домов и даже на деревья. Крошили булочки-жаворонки и раскидывали их на четыре стороны».
- Я предлагаю вам, тоже встретить праздник по старинному обычаю, хотите? Тогда выберите себе дело по душе, договоритесь кто с кем и что будет делать.
- Девочки, а вы умеете делать птичек из теста? Кого же мы позовем на помощь? (повара).
(появляется скоморох Прошка)
- Здравствуйте люди добрые! Я видел, что сегодня к вам много гостей приехало. Наверно у вас праздник?
Воспитатель: - Да Прошка, у нас с ребятами праздник. Мы готовимся встречать птиц, хочешь нам помочь? Помоги мальчикам в работе со скворечником и кормушками.
После выполнения работы дети проводят самоанализ своей работы и оценивают работу друзей. Булочки унося выпекать.
- Ребята, а почему же у нас так хорошо все получилось? Булочки красивые, скворечники и кормушки удобные для птиц. (потому, что мы все работали дружно, помогали друг другу. Вот какие мы молодцы.)
Прошка: - ну а пока пекутся булочки-жаворонки, давайте встретим весну веселым хороводом. (хоровод «Земелюшка-чернозем»).
Повар приносит булочки, дети берут их в руки и запевают веснянку.
Прошка: - я приглашаю вас на улицу, надо отпустить наших птиц на волю и поиграть. На улице проводятся народные игры: «Заря-заряница», «Горелки»,…поются песенки – веснянки, дети крошат жаворонков кладут их в кормушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по весеннему лесу (конспект занятия )
Урок разработан для группы предшкольной подготовки. Занятие по окружающему миру проводится в форме заочного путешествия в лес, где дети узнают много нового и интересного из жизни диких животных весной...
«Весенние цветы». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель:Развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.Задачи:Образовательные:· Закрепить знания детей о весенних явлениях в прир...
"ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ" КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ
Конспект содержит материал по музыкальному воспитанию детей старшей группы детского сада....
«Путешествие в весенний лес» конспект занятия с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий в старшей группе
Данное занятие «Путешествие в весенний лес» для детей 5-6 лет способствует укрепить здоровье дошкольников через использование здоровьесбережения (массаж лица «Солнечный зайч...
"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе
"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...
«Весенняя прогулка». конспект занятия
Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе по ознакомлению с явлениями природы....
Стендовая информация "Наблюдения за весенними явлениями"
Стендовая информация содержит рекомендации для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста по наблюдению за весенними явлениями природы....