Открытое занятие по экологии в ср.гр.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чернышёва Елена Викторовна

Развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую

исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования. Развивать у детей среднего дошкольного возраста

любознательность, наблюдательность, познавательные процессы

(мышление, речь, внимание, восприятие).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_ekologii_v_sr.gr_.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Ивушка»»

Конспект открытого занятия

по экологическому воспитанию с

элементами экспериментальной деятельности

в средней группе

«Воздух - невидимка»

                                                                     Воспитатель средней

                                                                                       группы Чернышёва Е. В.

2018г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое

развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую

исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

Развивающие: развивать у детей среднего дошкольного возраста

любознательность, наблюдательность, познавательные процессы

(мышление, речь, внимание, восприятие).

Воспитательные: воспитывать у детей среднего дошкольного возраста

чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей

среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать

его всеми доступными способами.

Образовательные: расширять у детей среднего дошкольного возраста

представления детей о свойствах воздуха, его значимости.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое

развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воздуха ( ).

Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать,

анализировать.

Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.

Социально-коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать

воспитателя, сверстников.

Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.

Методы и приёмы: практические: проведение опытов,

экспериментирование, физкультминутка, сюрпризный момент.

Наглядные: демонстрация картинок и видео.

Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, чтение

стихотворений.

Словарная работа: обогащение словаря словами: лаборатория, опыты,

эксперименты, ученые.

Предшествующая работа: беседы о воздухе, эксперименты.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости

с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству

детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки

ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом,

картина о загрязнении воздуха, телевизор.

Форма проведения: подгрупповая.

Ход:

1.Игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите,

какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху

послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над

головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в

круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют?

(воздух) В:

Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту

приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

Воспитатель убирает ткань.

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы ученые и находитесь в

лаборатории. Тема вашей научной работы «Воздух». Будем проводить

эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны?

Ответы детей. Дети надевают шапки.

Опыт №1 «Воздух прозрачный».

Воспитатель: А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Ответы детей: (на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри человека).

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? Почему мы его не видим?

(он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе?

(предположения)

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов.

Воспитатель раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем

раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.

Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку). Что в них

находится? (воздух).

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

Ответы детей: Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик,

надувная игрушка.

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?

Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к

лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)

Ветер – это движение воздуха. Вот мы и открыли первый секрет воздуха:

воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих

исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с

помощью картинок – символов. Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он

невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой «зачеркнутое

цветное пятно».

На доску выставляется карточка – символ.

Воспитатель: А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей

лаборатории.

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан). Есть в нем

что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Перевернем стакан вверх

дном и будем медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли

вода в стакан?

Ответы детей:

Воспитатель: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а

внутри?

Дети трогают стакан, отмечают, что он сухой.

Воспитатель: Почему стакан остался сухим?

Ответы детей: (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем

опустить в воду. Что происходит?

Ответы детей: (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

Ответы детей: Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух,

занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха. Внутри

предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух. Запишем наши

наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»).

Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).

Ответы детей:

Опыт №3 «Воздух в человеке»

Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки.

Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что

происходит?

Ответы детей:  (выходят пузырьки), (выходит воздух)

Воспитатель: Почему появились пузырьки? Ответы детей:

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в

трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый

глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вот мы и узнали третий секрет воздуха. Запишем результаты опыта с

помощью карточки. («изображение человека»).

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)

Закачалось деревцо (качаемся)

Ветерок все тише, тише, (приседаем)

Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).

Опыт №4 «Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет

ли воздух запах?»

(варианты ответов детей)

Воспитатель: Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)

Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не

имеет запаха. («нос»)

Опыт№5 «Воздух может двигаться»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и отвернуться. Воспитатель

разбрызгивает по воздуху духи.

-Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем

пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что

воздух не имеет запаха?

(запах дошел до нас)

Воспитатель: Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить

различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу

группу доходят какие-нибудь запахи?

Ответы детей: (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра,

духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).

Воспитатель : А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)

Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть

движение воздуха. Посмотрите на экран.

Просмотр видео.

Воспитатель Что мы видим?

Ответы детей: (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака,

штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).

Воспитатель Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на

ветру дерево») Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о

свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и

всего живого. Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт №6 «Не дышу»

Воспитатель : Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза). Почему вы

убрали руку и открыли рот?

(начали задыхаться)

Воспитатель: Чего вам не хватало?

(воздуха)

Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха?

(нет, человек без воздуха погибнет)

Д/игра «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с

изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу

маленькие карточки и называют, кому нужен воздух.

Кому необходим воздух?  Как это можно назвать, одним словом (живой

природе или всему живому)

Для чего необходим воздух (дышать, расти, жить).

Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен

всему живому».

Посмотрите на экран.

На экране чередуются слайды.

Что происходит с воздухом?

Предполагаемые ответы детей: (воздух загрязняют заводы и фабрики,

машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди

загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

Воспитатель: Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?

Предполагаемые ответы детей: (не жечь костры, не мусорить, ездить на

исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше

цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород,

чистый воздух).

Воспитатель Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о

чистоте воздуха и не загрязнять его.

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам.

Воспитатель: На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и

вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

Итог:

Воспитатель : Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в

лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила

для вас подарки мыльные пузыри.

Воспитатель надувает мыльные пузыри.

Что внутри них? (воздух). Одну баночку возьмем с собой на прогулку и

понаблюдаем, как играет с ними ветерок. Сейчас можно и поиграть с

пузырьками:

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка»    Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...

Открытое занятие по экологии для II-ой младшей группы на тему: "НАСЕКОМЫЕ".

Данное занятие позволяет закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках. Формирует представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания, воспитывае...

открытое занятие по экологии на тему: "Җирдәге тормыш" Верхнемактаминское МБДОУ "Ләйсән" воспитатель Шамгунова Э.М

Максат: Балаларда туган ил, туган җир,(төшенчәсен ныгыту), туган табигать, туган телгә мәхәббәт тәрбияләү....

Конспект открытого занятия по экологии "Осень золото роняет"

Цель открытого занятия: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведен...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе.

«Волшебница – вода.»1. Загадка.2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.3. Экологическая игра «Посели животное».4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»Программное содержание. ...

Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»

Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем  заботу о флоре и фау...