Открытое занятие по экологии в ср.гр.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую
исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования. Развивать у детей среднего дошкольного возраста
любознательность, наблюдательность, познавательные процессы
(мышление, речь, внимание, восприятие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_ekologii_v_sr.gr_.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»»
Конспект открытого занятия
по экологическому воспитанию с
элементами экспериментальной деятельности
в средней группе
«Воздух - невидимка»
Воспитатель средней
группы Чернышёва Е. В.
2018г.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую
исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Развивающие: развивать у детей среднего дошкольного возраста
любознательность, наблюдательность, познавательные процессы
(мышление, речь, внимание, восприятие).
Воспитательные: воспитывать у детей среднего дошкольного возраста
чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей
среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать
его всеми доступными способами.
Образовательные: расширять у детей среднего дошкольного возраста
представления детей о свойствах воздуха, его значимости.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воздуха ( ).
Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать,
анализировать.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально-коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать
воспитателя, сверстников.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Методы и приёмы: практические: проведение опытов,
экспериментирование, физкультминутка, сюрпризный момент.
Наглядные: демонстрация картинок и видео.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, чтение
стихотворений.
Словарная работа: обогащение словаря словами: лаборатория, опыты,
эксперименты, ученые.
Предшествующая работа: беседы о воздухе, эксперименты.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости
с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству
детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки
ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом,
картина о загрязнении воздуха, телевизор.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход:
1.Игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите,
какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху
послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над
головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в
круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют?
(воздух) В:
Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту
приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Воспитатель убирает ткань.
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы ученые и находитесь в
лаборатории. Тема вашей научной работы «Воздух». Будем проводить
эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны?
Ответы детей. Дети надевают шапки.
Опыт №1 «Воздух прозрачный».
Воспитатель: А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Ответы детей: (на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри человека).
Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? Почему мы его не видим?
(он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе?
(предположения)
Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов.
Воспитатель раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем
раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.
Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку). Что в них
находится? (воздух).
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?
Ответы детей: Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик,
надувная игрушка.
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух?
Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к
лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух)
Ветер – это движение воздуха. Вот мы и открыли первый секрет воздуха:
воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих
исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с
помощью картинок – символов. Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он
невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой «зачеркнутое
цветное пятно».
На доску выставляется карточка – символ.
Воспитатель: А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей
лаборатории.
Опыт №2 «Что в стакане?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан). Есть в нем
что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Перевернем стакан вверх
дном и будем медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли
вода в стакан?
Ответы детей:
Воспитатель: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а
внутри?
Дети трогают стакан, отмечают, что он сухой.
Воспитатель: Почему стакан остался сухим?
Ответы детей: (в стакане был воздух, и он не пустил воду).
Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем
опустить в воду. Что происходит?
Ответы детей: (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
Ответы детей: Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух,
занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха. Внутри
предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух. Запишем наши
наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»).
Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).
Ответы детей:
Опыт №3 «Воздух в человеке»
Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки.
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что
происходит?
Ответы детей: (выходят пузырьки), (выходит воздух)
Воспитатель: Почему появились пузырьки? Ответы детей:
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в
трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый
глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вот мы и узнали третий секрет воздуха. Запишем результаты опыта с
помощью карточки. («изображение человека»).
А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)
Закачалось деревцо (качаемся)
Ветерок все тише, тише, (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).
Опыт №4 «Имеет ли воздух запах?»
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет
ли воздух запах?»
(варианты ответов детей)
Воспитатель: Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)
Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не
имеет запаха. («нос»)
Опыт№5 «Воздух может двигаться»
Воспитатель предлагает детям встать в круг и отвернуться. Воспитатель
разбрызгивает по воздуху духи.
-Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем
пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что
воздух не имеет запаха?
(запах дошел до нас)
Воспитатель: Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить
различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу
группу доходят какие-нибудь запахи?
Ответы детей: (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра,
духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д).
Воспитатель : А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов)
Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть
движение воздуха. Посмотрите на экран.
Просмотр видео.
Воспитатель Что мы видим?
Ответы детей: (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака,
штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться).
Воспитатель Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на
ветру дерево») Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о
свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и
всего живого. Сможет ли человек жить без воздуха?
Опыт №6 «Не дышу»
Воспитатель : Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза). Почему вы
убрали руку и открыли рот?
(начали задыхаться)
Воспитатель: Чего вам не хватало?
(воздуха)
Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха?
(нет, человек без воздуха погибнет)
Д/игра «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?
Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с
изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу
маленькие карточки и называют, кому нужен воздух.
Кому необходим воздух? Как это можно назвать, одним словом (живой
природе или всему живому)
Для чего необходим воздух (дышать, расти, жить).
Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен
всему живому».
Посмотрите на экран.
На экране чередуются слайды.
Что происходит с воздухом?
Предполагаемые ответы детей: (воздух загрязняют заводы и фабрики,
машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди
загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
Воспитатель: Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха?
Предполагаемые ответы детей: (не жечь костры, не мусорить, ездить на
исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше
цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород,
чистый воздух).
Воспитатель Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о
чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам.
Воспитатель: На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и
вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог:
Воспитатель : Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в
лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила
для вас подарки мыльные пузыри.
Воспитатель надувает мыльные пузыри.
Что внутри них? (воздух). Одну баночку возьмем с собой на прогулку и
понаблюдаем, как играет с ними ветерок. Сейчас можно и поиграть с
пузырьками:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологии на тему: «Природа и ее охрана» с использованием здоровьесберегающих технологий
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №15 «Сказка» Конспект открытого занятия по экологии на тему:«Природа и ее охрана»...
Открытое занятие по экологии для II-ой младшей группы на тему: "НАСЕКОМЫЕ".
Данное занятие позволяет закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках. Формирует представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания, воспитывае...
открытое занятие по экологии на тему: "Җирдәге тормыш" Верхнемактаминское МБДОУ "Ләйсән" воспитатель Шамгунова Э.М
Максат: Балаларда туган ил, туган җир,(төшенчәсен ныгыту), туган табигать, туган телгә мәхәббәт тәрбияләү....
Конспект открытого занятия по экологии "Осень золото роняет"
Цель открытого занятия: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведен...
Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»
Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...
Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе.
«Волшебница – вода.»1. Загадка.2. Рассказ воспитателя о значении воды, свойства воды. Опыт с водой.3. Экологическая игра «Посели животное».4. Подвижная игра «Капельки и тучки.»Программное содержание. ...
Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»
Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем заботу о флоре и фау...