Экологический проект "Покормите птиц зимой"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 52 «Сказка»
города Набережные Челны Республики Татарстан
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Разработала воспитатель
II квалификационной категории
Исмагилова Гульнара Завдатовна
2011
«Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну».
Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.
Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи:
- Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.
- Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
- Практическое выполнение кормушек.
- Сделать анализ и обобщить результат.
Сроки работы: октябрь – март.
Методы и приемы:
- Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.
- Экскурсии в осенне - зимний период.
- Наблюдение за птицами.
- Сбор и обработка информации.
- Творческая работа.
Этапы работы:
- Теоретический.
Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.
На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.
- Практический.
Цель: Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц.
На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции.
Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.
- Творческий.
Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.
На этом этапе детям было предложено оформить стенгазету, листовки: «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом», «Чтобы летом пели птицы вокруг, покорми ты их зимой милый друг!», «Не забывай о птицах зимой». А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».
- Наблюдения.
Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.
- Заключение.
В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:
- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
- Сытой птице мороз не страшен.
- Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
На основе проделанной работы подготовить доклад и подготовить презентацию:
«Птицы наши друзья!».
Тематический план работы
по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
к теме: «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Месяц | Тема | Содержание |
Сентябрь | «Птицы – покорители воздушного океана» | Беседа по теме, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры, изготовление книжек самоделок о птицах с подбором загадок, стихов, конкурс рисунков «Птицы нашего края». |
Октябрь | Орнитологическая экскурсия | Наблюдение за жизнью птиц в нашей местности. Проведение викторины «Кто знает лучше птиц». Знакомство с профессиями орнитолог, эколог. |
Ноябрь | Круглый стол «Как помочь зимой птицам» | Изготовление и развешивание кормушек, оформление и распространение листовок, заготовка кормовой смеси для птиц. |
Декабрь | Акция «Покормите птиц зимой» | Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами. |
Январь | Акция «Покормите птиц зимой» | Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами. |
Февраль | Акция «Покормите птиц зимой» | Оказание возможной помощи пернатым друзьям, ведение календаря наблюдения за птицами. |
Март | КВН «Птичьи разговоры» | Вспомнить сказки, загадки, рассказы, стихи о птицах, познакомить детей с фольклором разных народов. |
Апрель | Презентация: «Птицы наши друзья» | Обработка информации, выступление с докладом о проделанной работе. Награждение участников проекта памятными призами. |
Май | Экскурсия в музей экологии | Встреча с экологами. Выпуск стенгазеты «Люби и береги природу» |
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.
Викторина "Кто лучше знает птиц?"
Задачи:
- Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;
- Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;
- Совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных (утиный хвост), употребление в речи предлогов (у кормушки);
- Развитие связной речи – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
- Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход занятия:
I этап: Актуализация:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)
II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.
Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.
1.Вопросы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.
– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?
Дети: Птицы дикие и домашние.
– Назовите домашних птиц.
Дети: Куры, утки, гуси, индюки.
– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.
2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”
Дети должны разделить птиц и назвать их.
Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.
3. Упражнение “У кормушки”.
Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.
4.Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.
Вопросы:
– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?
Дети: У них на лапах перепонки.
– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?
Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.
Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.
5.Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).
- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….
- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…
- Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…
- У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
- Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
- У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…
- Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…
- Все люди любят слушать соловья, потому что…
6. Физкультминутка. Подвижная игра “В птицу превратись”.
Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку.
7. Задание “Каждую птицу на свое место”.
Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.
Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).
8. Упражнение “Кто, где спрятался?”
На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:
– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?
Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.
– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?
Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.
9. Упражнение “Четвертый лишний”.
Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.
III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.
Литература:
- «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.
- «Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.
- «Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.
- «Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.
- «Покормите птиц зимой» Александр Яшин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг по экологическому воспитанию: "Птицы зимой"
-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего вида...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-753686-1455549208.jpg)
Экологический досуг "Птицы зимой"
Досуг по экологическому воспитанию "Птицы зимой" для детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-1061619-1706806395.jpg)
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-730042-1671991530.jpg)
Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»
Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-1132186-1554373697.jpg)
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-1500884-1702348344.jpg)
ДОСУГ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"
Цель:-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего...