Экологический проект "Покормите птиц зимой"
план-конспект по окружающему миру
Конспект совместной деятельности "Покормите птиц зимой" и памятка для родителей "Кормушка для птиц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptic_zimoy.doc | 274.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Покормите птиц зимой!"
Оформление группы:
- картины зимнего леса;
- выставка кормушек “Мы заботимся о птицах”;
- рисунки детей с изображением зимующих птиц “Наши любимцы”;
Ход беседы:
Звучит фонограмма М. Свиридова “Метель”.
Воспитатель: Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.
Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.
Дети читают стихи:
НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!
На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.
Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.
Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!
Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.
Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!
И. Беляков.
СВИРИСТЕЛИ
Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.
Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.
Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”
КЛЕСТЫ
Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.
Воспитатель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса.
Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.
Птицы представляются.
Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.
Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.
Дети читают стихи:
СИНИЦЫ
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.
Ю.Синицын
СНЕГИРИ
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
А. Прокофьев
Воспитатель: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
- Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)
- Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
- Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
- Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
- Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
- Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
- Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
- Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
- Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)
- Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
Дети читают стихи.
КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
1 чтец:
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
2 чтец:
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
Воспитатель: Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц?
Проводится награждение победителей.
МОРОЗЫ
Ребенок:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Е. Благинина
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Дети показывают корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас запомните правила подкормки птиц.
- Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
- Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
- Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
- Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А сейчас, давайте вместе пойдем на улицу и развесим кормушки на территории детского сада.
Зимой нашим пернатым друзьям приходится очень туго. Те птицы, которые остаются у нас зимовать, нередко испытывают сильную нехватку пищи и гибнут. Так что в наших силах помочь нашим пернатым друзьям. Сделаем для них кормушки своими руками. Создание кормушки вместе со своим ребенком и дальнейшее наблюдение за птицами, поможет воспитать в ребенке любовь к работе руками, созиданию, и, конечно же, к природе и животным.
Простейшие кормушки для птиц можно сделать из материалов, которые всегда под рукой.
Кормушка – гирлянда.
Чтоб её сделать, нужно нанизать корм на прочную нитку или металлическую проволоку. Обычно в качестве корма используют несолёное сало (лакомство синичек), неочищенный арахис, корочки хлеба, сухофрукты.
Корм ушка – мешок.
Положите корм в сетку, например из-под овощей, и завяжите сверху. В качестве сетки лучше всего подойдёт эластичный бинт. Выбор корма зависит от ячейки сетки.
Кормушка из-под молочного пакета, сока,
из пластиковой бутылки.
Необходимо прорезать в пакете или бутылке два «окна» напротив друг друга. Под «окнами» можно установить шесток, а сверху закрепить верёвку, за которую можно подвесить кормушку на дерево.
Что положить в кормушку?
Положить можно крошки от хлеба, куски хлеба, семена подсолнечника, сушеные ягоды рябины, в принципе любые ягоды, семена ясеня, можно положить метелочки разных трав с семенами, различное зерно: просо, овес, овсянку, рожь. Синицы, например, обожают мясо и сало. Так же в ход пойдут орехи: фундук или арахис. Можно положить сушеные фрукты, или даже сырую половинку яблока.
С уважением воспитатель Смирнова Р.Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг по экологическому воспитанию: "Птицы зимой"
-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего вида...
Экологический досуг "Птицы зимой"
Досуг по экологическому воспитанию "Птицы зимой" для детей средней группы...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»
Экологический проект «Птиц зимой не забывайте, корм в кормушку подсыпайте!»...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой.
Путешествие по экологической тропе. Птицы зимой....
ДОСУГ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ: "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"
Цель:-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего...