конспект занятия по ознакомлению с природой
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Путешествие в мир растений»
Цель: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, строить суждения с доказательствами, расширять представления детей о частях растений; упражнять в отгадывании загадок; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Материал: дидактическое пособие «Одуванчик» (приложение1),схемы частей растения,картинки растений, схемы корней растений приложение 2, губка, трубочка для коктейля.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать о необычных путешественниках, но кто они - надо отгадать .
Выросли на дереве вкусные сережки,
Круглые и красные, кислые немножко
Чтобы слов не тратить лишних
Скажем сразу: ….это вишни
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели…(Дерево)
В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как, я
Будет целая семья….(зерно)
Сидит- зеленеет,
Падает- желтеет
Лежит, чернеет… (лист)
Из этих шариков пушистых
Полетят парашютисты…(одуванчик)
А сейчас послушайте сказку «Одуванчик».
Жил на свете одуванчик. Были у него листья, которые он тянул к солнцу (прикрепляет к доске карточку № 11, под ней – карточку №9).Что есть у одуванчика, кроме листьев?
Если дети отвечают,что еще есть цветок, воспитатель на карточкой №9 прикрепляет карточку 33 и спрашивает: правильно? Дети видят что неправильно
Воспитатель: На чем растет цветок? (Прикрепляет карточку №2 под карточкой №3, а карточку №9 убирает). Есть у нашего одуванчика тоненькая ножка- стебелек, на котором и держится цветок.
Когда вы нюхаете одуванчик, нос у вас становится желтым. Почему?(Предположения детей)
В цветах одуванчика есть желтый порошок, меткий как пыль, поэтому он и называется «пыльца». А еще цветы содержат вкусный сок – нектар. Прилетит пчела попить его (карточка № 3 заменяется карточкой №6) «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появляются у одуванчика семена с пушинками – парашютиками (меняет карточку № 6 на карточку №7).Постарел наш одуванчик, стал седым. Как вы думаете, для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки – парашютики? (Возможные ответы детей).Да, подует ветер (прикрепляет рядом карточку №12) разлетятся парашютики с семенами по белу свету (меняет карточку №7 на №8) полетают – полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики.
Чего еще не хватает нашему одуванчику ? (Прикрепляет к доске карточки №2 и №3).Может, мы что-нибудь забыли? А откуда одуванчик берет пищу,что его «держит» в земле?(Прикрепляет под карточкой№2 карточку№1).У одуванчика один большой толстый корень, в нем он « запасает» пищу, и много маленьких – через них он получает из земли воду и «пищу».Корень «держит» одуванчик в земле.
Одуванчик состоит из пяти частей. Из каких частей состоит одуванчик? ( Корень, стебель,лист,цветок,семена). Показ схем.
Воспитатель: Какую роль выполняет корень….стебель….лист….цветок?(Ответы детей)
Что нужно одуванчику,чтобы вырасти?(Ответы детей)
Посмотрите на картинки (цветы,кусты,деревья,грибы) и скажите, что на них изображено?
Как это все назвать одним словом?(растения).
Возьмите по одной картинке, встаньте в большой круг и представьте себя этим деревом, кустом ,цветком, которые изображены на вашей картинке (воспитатель спрашивает у детей о том,кто в кого превратился) – А все вместе мы будем…..растениями.
Можно ли растения разделить на отдельные группы ? Если можно, то «Уважаемые растения»
Разделитесь на отдельные группы и назовите их.
-Чего больше: деревьев или кустов?
- Можно ли сказать чего больше: растений или цветов?
Все то,что сейчас мы изображали в большом кругу и внутри круга,зарисуйте при помощи условных значков(в случае затруднения воспитатель детям предлагает подсказку – Можно ли нарисовать большой круг, внутри , которого будут меньшие круги, обозначающие деревья,цветы,грибы,кусты.)
-Что обозначает большой круг?(Растения)
-Что обозначает один из маленьких кругов? (Кусты, ягоды и т.д.)
На нашей планете растений очень и очень много.
- Чем же растения отличаются друг от друга? (Разной формой листьев, толщиной стебля, плодами).
-Без чего растения не могут жить и расти (свет, тепло, вода).
-Какие части есть у растения? (Корень, стебель, листья, цветок, плод)
Отгадайте загадку: Нерыли, не бурили, а воду добыли(Корни)
-Обратите внимание на корни этих растений(Выставляются картинки растений пустыни и Заполярья)
-Для чего растению корни?
-На что похожи корни?
-Как вы думаете, почему они такие разные?
Я вам раскрою секрет загадочного мира растений, но прежде выполните задание «Достань яблоко»
Ход задания: ребенку предлагают взять яблоко, которое совсем рядом, а в другом случае ему приходиться дотягиваться до него рукой.
- До какого яблока труднее дотянуться, которое ближе или которое дальше лежало? (Ответы детей)
Вот так и корни растений по – разному приспосабливаются к поиску воды, ведь они живут в разных условиях. Если воды мало и она находится глубоко под землей, корень должен дотягиваться до воды (точно так мы дотягивались до яблока).Поэтому у таких растений корни длинные, как…(стержни).
Показ опыта: всасывание воды «Корнем-стержнем» на большой глубине
Задание: Нарисуйте значок, который можно обозначить корень стержень.
Я придумала вот такой, а вы (Дети рисуют)
А есть места на земле, как у нас на Севере, где воды очень много и она находится на поверхности близко и корням. Таким растениям легко всасывать воду. На что похожи корни этих растений?… (На мочалку, кисточку…).
Показ опыта: всасывание воды “корнем-мочалкой”.
Задание: Нарисуйте значок, которым можно обозначить “корень-мочалку” (аналогичное рассматривание всасывания воды “корнем – мочалкой”)
Итак, главная работа любого корня - всасывать воду из земли и отправлять ее в другие части растений.
А чтобы вы хорошо запомнили, мы сейчас вместе с вами постараемся изобразить картинки-подсказки, которые расскажут, почему же корни бывают разные. (Воспитатель вместе с детьми выкладывают 2 модели: зависимости строения корня от количества воды, используя карточки с условными изображениями воды, односторонних стрелок и нарисованных значков (“корня-стержня” и “корня-мочалки”)
Физминутка « В гости к корню»
Дружно за руки возьмемся,
В подземелье мы пойдем.
Под полянами мы пройдемся
И лесок не обойдем
1,2,3 – повернись!
И ты корню поклонись!
Нагибайся, погляди-ка,
Ты не прячься, корневище,
Все равно тебя найдем.
1,2,3 – повернись,
И ты корню поклонись!
У нас на севере воды действительно много.Вся эта вода должна бы впитываться в землю. Но под землей вода на холоде превращается в …(лед). За короткое лето солнце прогревает только небольшой слой земли, а на глубине почва так и остаётся ледяной и мёрзлой. По-другому такая мерзлая почва называется мерзлота. А когда идут дожди, на поверхности земли воды становится много и корни наших растений расстилаются под землёй и не могут расти в глубь, т.к. там находится вечная мерзлота.
На вечной мерзлоте, на холодной почве, где воды много на поверхности, под землей между растениями существует дружба корней, которую мы, люди, не видим, но про это нам знать надо обязательно! Переплетаясь под землей, корни сосны, брусники, черники и грибов помогают друг другу добывать воду, питательные вещества и удерживать стволы деревьев при сильном ветре.
Задание: Давайте встанем в круг и снова представим себя растениями, а ваши руки будут – корни. Переплетите или обнимите ими друг друга. Чувствуете, какую мы получили поддержку и силу? И никакой северный ветер теперь нам не страшен. А если какое-нибудь из этих растений вырвать с корнем (особенно это происходит при сборе грибов и ягод), то рядом растущее растение погибнет. Помните об этом! Теперь вы знаете какую тайну хранит наша северная земля и секрет корней наших растений. И я надеюсь, что относиться к растениям вы будете по-особому бережно! Ведь растут все северные растения на земле “вечной мерзлоты”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»
Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"
Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Путешествие в природу"
Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.Формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде....
Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощами
Конспект занятия по ознакомлению с природой детей раннего возраста. Ознакомление с овощамиТема занятия «Знакомство со свеклой и картофелем»...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...