Использование авторской сказки в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка по окружающему миру

Носевич Юлия Николаевна

Данная методическая разработка предназначена для планирования и организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Содержит описание опыта работы по созданию и использованию экологической сказки в образовательном процессе.

Предложенный материал включает в себя: авторскую сказку, конспект непосредственно образовательной деятельности.

Методическая разработка может быть полезна педагогам и воспитателям дошкольных образовательных организаций, а также родителям в воспитании детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский  сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному направлению развития детей»

660028  г. Красноярск  ул. Мечникова, 41а , тел. 298-26-66,

660028  г. Красноярск  ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60

Электронная почта: sad102krsk@mail.ru

Сайт: http://krasdetsad102.ru

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ

В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

методическая разработка

Автор: Носевич Юлия Николаевна,

старший воспитатель

Красноярск

2017 г.

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для планирования и организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Содержит описание опыта работы по созданию и использованию экологической сказки в образовательном процессе.

Предложенный материал включает в себя: авторскую сказку, конспект непосредственно образовательной деятельности.

Методическая разработка может быть полезна педагогам и воспитателям дошкольных образовательных организаций, а также родителям в воспитании детей.

Сведения об авторе: Носевич Юлия Николаевна, старший воспитатель МБДОУ № 102, высшая квалификационная категория, тел.: 8950-999-36-23.

Оглавление

Введение. Пояснительная записка

Основная часть. Содержание методической разработки.

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

3

5

6

7

8

10

Введение. Пояснительная записка

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Ведь дошкольное детство – начальный этап становления личности человека.

Мы – взрослые помним из нашего детства свои ощущения и чувства, связанные с восприятием природы: чистые реки и озера, зеленые леса, теплые дожди, прозрачные лужи, воздушный и пушистый снег, цветущие поля, яркое солнце на светлом небе. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но современные дети лишены невосполнимых богатств природы. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной её красотой.

Картина современного состояния природы, к сожалению уже не такая радостная: радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота и т.п.

Актуальность.

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации, 2017 год объявлен «Годом Экологии».

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, педагоги и родители, сами обладают экологической культурой.

В наше время существует большое количество программ (комплексных и парциальных) экологического воспитания дошкольников. Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания дошкольников, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных способностей ребенка.

В условиях реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение задач:

- формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического воспитания и образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Кроме этого необходимо учесть то, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В связи с этим перед педагогом встает вопрос: а как же заинтересовать ребенка?; как создать условия для проявления детской инициативы?; как привлечь его к решению экологических проблем в рамках образовательного процесса в детском саду? 

Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что на помощь педагогам может прийти сказка. Ведь сказка – это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает, способный погрузить в нереальную действительность и эмоционально зажечь каждого ребенка.

Сказка имеет большое познавательное значение – она косвенно, через погружение в нереальную действительность знакомит детей с окружающим миром.

Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка фантазировать, воображать, задумываться и додумывать, размышлять.

Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни.

Используя сказку в процессе развития ребенка любого дошкольного возраста (от младшей группы до подготовительной к школе) можно в полной мере использовать все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление.

Изучая современный опыт использования сказки в экологическом воспитании дошкольников, я пришла к выводу, что сказка – относительно новое явление для экологического воспитания: она как бы противоположна природной действительности. В природе все взаимосвязано, закономерно, последовательно. А в сказке, наоборот, все возможно, в ней происходят нереальные события, чудесные превращения. Кроме того, я столкнулась с дефицитом сказок, имеющих в содержании экологический смысл.

Именно поэтому в системе методов экологического воспитания ведущими являются наблюдение за живой природой, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность – то есть практическое взаимодействие с растениями и животными, непосредственно окружающими детей.

Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или с театрализацией игрушками, сильно воздействует на эмоции детей.

Поэтому у меня возникла идея сочинения авторской сказки самим педагогом и дальнейшее её использование в непосредственно образовательной деятельности с детьми. Ведь сочиняя сказку самостоятельно, педагог может внести в нее тот смысл и содержание, которое необходимо в образовательной деятельности в зависимости от возраста  и контингента детей в группе, темы недели, времени года, региональных особенностей природы и т.д. Стоит только включить фантазию.

Цель методической разработки – обучение педагогов составлению авторской экологической сказки, содержание которой может быть использовано в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Ожидаемые результаты:

Результатом использования педагогами методической разработки в работе с детьми дошкольного возраста могут стать:

1. Сформированные основы экологического мировоззрения и культуры детей дошкольного возраста.

2. Наличие расширенных представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

3. Осознание детьми самих себя, как части природы.

4. Устойчивый познавательный интерес, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.

5. Сформированные умения по применению практических действий по охране природы.

Основная часть. Содержание методической разработки.

Алгоритм создания авторской экологической сказки и способы ее использования в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:

1. Придумывается и описывается проблемная экологическая ситуация;

2.Определяется место, где будут разворачиваться события (например: лес, роща, река и т.д.);

3. Определяются неодушевленные объекты, типичные для этого места (например: рыбы, грибы, ягоды, животные и т.д.);

4. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека (например: хвастливые, важный, веселые, грустный и т.д. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками;

5. Далее идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди;

5. Придумываются и описываются последствия проблемной экологической ситуации;

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к проблеме;

7. Описывается разрешение проблемной экологической ситуации, её исход, выводятся жизненные правила;

8. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности (таблица 1);

9. После составления и написания, сказка включается в конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с использованием разных видов детской активности.

Таблица 1

Место в сказке

Пример начала фразы

Содержание

Начало

Жили-были…

Начало сказки, встреча с героями.

Описание проблемы

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка

Из-за этого…

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки.

Решение проблемы

И решили тогда …

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка

С тех пор …

Результат действий героев сказки. Развязка сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки

Так и стали …

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.

Заключение

Использование авторской сказки в экологическом воспитании дошкольников позволяет педагогу не только организовать образовательный процесс с детьми, но и превратить его в волшебное путешествие, игру, сказку, в которой дети могут воображать и фантазировать, развивать мыслительные способности и т.д. Кроме этого, педагог сам, готовясь к образовательной деятельности в процессе сочинения сказки, развивается творчески и интеллектуально.

В результате апробации сочинения экологических сказок и включения их в непосредственно образовательную деятельность, у детей повысился интерес к экологии и современным проблемам природы. При этом, эмоциональное переживание проблем, описанных и инсценированных в сказке, отражается и транслируется в семье. Таким образом, и родители стали активно принимать участие в создании сказок экологического содержания. Родители вместе с детьми сочиняют сказки, рисуют иллюстрации к ним, создают книжки-малышки, инсценируют эти сказки в группе и дома.

В качестве примера результата составления экологической сказки представлена авторская сказка «Сказка о брате Ельнике и сестре Роще», 2013 г., автор Носевич Ю. Н. (Приложение 1.)

В качестве примера включения экологической сказки в конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми представлен Конспект непосредственно образовательной деятельности (Приложение 2.)

Список используемой литературы

  1. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
  2. Детский сад – эталон экологической культуры // Вестник экологического образования в России. – 2004. - N 2. - С. 4.
  3. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие для педучилищ / Каменева Л. А. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.
  4. Маневцова Л. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 8. - С. 17-19.
  5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. – 2007. - N 5. - С. 22-27.
  6. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2004. - N 1. - С. 58-63.
  7. Потапова Т. Знать, любить, охранять. Экологическое образование : с первых лет : опыт дет. сада // Семья и школа. – 2002. - N 3. - С. 6-9.
  8. Рыжова Н.А. «Наш дом — природа». М. - 1998. - 128 с.
  9. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», серия « Для пап и мам». — Харьков— «Фолио» - 1996. - 460 с.

Приложения

Приложение 1

Сказка о брате Ельнике и сестре Роще.

Жили-были брат и сестра – Ельник и Роща. Только случилось так, что жили они в разлуке горькой. Не виделись они друг с другом и не слышались.

Старший брат Ельник жил в большом и красивом доме за городом. А в доме его все убранство было такой красоты, что и описать нельзя. Потолком в его доме было чистое, необъятное голубое небо, стены – широкие, красивые просторы полей и лесов, пол был устелен прекрасным зеленым ковром. А ковер тот был украшен цветами, яркими ягодами и душистыми травами.

Ельник очень любил принимать в своем доме разных гостей. В его прекрасном доме всем места хватало: и зайчонку, и бельчонку, и лисичке-сестричке и птицам разным. Всем он рад был, всех приютит, накормит, напоит и спать уложит.

К Ельнику в гости и люди из города приезжали, чтобы подивиться его красоте и чудесному дому. Все гости очень ценили красоту, чистоту и гостеприимство хозяина. Вели себя гости как тому положено:

Не кричали, не бранились, не пугали птиц, зверей;

Не ругались, не мирились и не трогали ветвей;

Не разбрасывали мусор, убирали все кругом,

Чтобы Ельник благодарный снова запустил их в дом.

Так Ельник жил-поживал. Радовался жизни и радовал других. Но бывали времена, когда найдет на него тоска-кручина по своей младшей сестрёнке Роще, ведь нет у них возможности ни свидеться, ни словом обмолвиться.

Но не ведал старший брат Ельник, как живет его младшая сестренка Роща. А жила Роща в городе, в маленьком доме. Дом ее был совсем не такой чистый, красивый и уютный как у брата. Потолком в домике Рощи было грязное и серое от заводского дыма небо, стенами дома служили ветхие многоэтажные дома и новостройки, которые с каждым годом делали дом Рощи все меньше и меньше и, казалось, вот-вот вытеснят ее из жилища. Вместо красивого и зеленого ковра на полу в доме Рощи были бетонные плиты, асфальтовые дорожки и мусор.

Очень уж грустила и печалилась Роща о своем житье-бытье. Ведь к ней в гости не приходили разные звери, не прилетали и птицы. Ее гостями были только злые и невоспитанные люди, которые не ценили красоты и гостеприимства Рощи. Они приходили лишь для того, чтобы отдохнуть в свое удовольствие, посидеть на скамейках. Эти люди совсем не умели себя вести в гостях:

Скамейки и ветки ломали, ругались и громко кричали,

И гнезда у птиц разоряли, животных они обижали.

Они ведь о не понимали, когда мусор на земь бросали,

Что землю свою засоряли, что совесть они потеряли.

Так они и жили порознь: старший брат Ельник в своем большом и чистом доме за городом и младшая сестра Роща в маленьком и сером домике в городе.

Но вот настал тот день, когда Ельник не выдержал тоски по своей младшей сестре и решил отправить к ней своего верного друга Дрозда.

– «Лети, мой друг, лети! Проведай мою сестренку Рощу, справься о ее здоровье и передай ей от меня большой привет!» – наказал Ельник Дрозду.

И отправился Дрозд в путь-дорогу. Долго искал он дом Рощи среди серых и угрюмых домов города, пробираясь сквозь густой туман заводского дыма. И вот, наконец, увидел он небольшой серый дом, из которого выглядывала грустная и испачканная Роща. Диву дался Дрозд, не узнал он красавицу Рощу в таком облике.

– «Милая, Роща, что же с тобой приключилось?» – спросил Дрозд у Рощи.

А Роща только плачет ему в ответ:

– «Я старалась быть для всех гостеприимной, как старший брат учил. Но не знала я, миленький Дрозд, что люди так относятся к природе, что не берегут ее. Вот и поплатилась я за свою доброту».

Испугался Дрозд за бедную Рощу и поспешил скорее к Ельнику рассказать о беде, что приключилась с его сестрой.

Рассказал Дрозд все, что видел Ельнику. Запечалился Ельник, пригорюнился, стал думу думать, как помочь сестренке младшенькой.

Долго думал Ельник и придумал. Позвал он дождевую тучу и отправил на помощь к сестре своей Роще. Прилетела туча дождевая в город и обрушила на него проливной дождь. Три дня и три ночи дождь трудился: смывал всю пыль и грязь с деревьев и с асфальтовых дорожек, собрал весь мусор и унес своими водами далеко-далеко из дома Рощи.

Наконец, дождь закончился, выглянуло солнышко и осветило чистый, красивый и яркий дом Рощи. Оглядела Роща свой новый дом и глазам своим не поверила: березки все сменили свои серые платья на ярко-зеленые сарафаны, на полу среди бетонных плит и асфальтовых дорожек появились красивые зеленые коврики с густой молодой травкой. Обрадовалась Роща тому, что не было больше в ее доме ни мусора, ни грязи. Даже заводской дым рассеялся. Но не знала тогда Роща плакать ей или смеяться.

– «А вдруг злые люди снова придут, испортят мой красивый и чисты дом? Опять будут мусорить, кричать и обижать животных и птиц?» – думала Роща.

Вот и виднеется первая пара гостей на пути к домику Рощи. А за ней и еще одна, и еще одна, и еще … И увидели люди перед собой красивую, чистую, зеленую Рощу и поняли, что не правильно себя вели. Решили тогда люди бережно относиться к Роще, ценить ее красоту и помочь ей стать еще красивее и лучше.

С тех пор в жизни Рощи все изменилось: люди стали украшать зеленые коврики красивыми цветами, скамейки стали окрашивать в яркие цвета, возле скамеек установили урны для мусора. А весной люди построили скворечники для скворцов и повесили их в доме Рощи. И тогда в чистый и красивый дом Рощи стали приходить в гости разные животные и прилетать птицы.

Верной подругой Рощи стала Кукушка, которая летала к брату Ельнику с приветом и новостями о жизни сестры.

Так и стали жить брат Ельник и сестра Роща, а их верные друзья Дрозд и Кукушка помогали им во всем. И не было больше в их домах тоски и горести, а были только радость, дружба и красота.

Приложение 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности

(средняя группа)

Тема: «Природа – наш дом!»

Цель: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды в современном мире;
  • формировать систему знаний о путях решения экологических проблем;
  • учить применять знания о природе в новой ситуации.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Воспитательные задачи:

  • формировать мотивы, потребности и привычки экологически-культурного поведения и деятельности, ведения здорового образа жизни;
  • воспитывать уважение и товарищеское отношение друг к другу.

Тип: интегрированное развлечение-путешествие.

Методы: беседа, рассказ, решение логических задач, анализ ситуаций, размышление, мозговая атака.

Оборудование: проектор; ноутбук; платок на голову; «капельки» на голову для детей; предметы, имитирующие мусор (пластмассовые бутылки, пакеты, бумага, газета); дощечки из ДВП (для знаков); чистые листы бумаги; простые карандаши; краски; кисточки.

Ожидаемый результат:

  •  сформированы представления об экологических проблемах в современном мире и о способах их решения;
  •  определены и приняты детьми правила поведения как в обществе в целом, так и в природе.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель заводит беседу с одним или несколькими воспитанниками в группе на фоне самостоятельной деятельности общей массы детей в группе.

В.: Прекрасна и разнообразна природа нашей планеты: прекрасные леса, красивые цветы, ароматные травы и зеленые луга радуют нас не только за городом, но и в городских парках, рощах и скверах. На первый взгляд,  кажется, что леса всегда будут с зелеными кронами, цветы и травка всегда будут нас радовать. Вы согласны с этим мнением? (ответы детей).

В.: Ребята, а какие леса вы знаете? (смешанный, лиственный (березовая роща, дубрава), хвойный (ельник, сосновый бор)).

В.: Я знаю одну сказку «О брате Ельнике и сестре Роще», в которую мы с вами можем попасть и не только послушать эту сказку, но и увидеть своими глазами, что же там происходит. Вы готовы? (ответы детей)

В.: Тогда встанем в кружок, возьмемся за руки, закроем глазки и произнесем волшебное заклинание:

«Круг волшебный, добрый друг, покажи нам все вокруг! Только скажем слово «три», в сказку двери отвари! Раз, два, три …» (постепенно в игру вовлекаются остальные дети)

Воспитатель надевает на голову платок и превращается в рассказчицу. На стене появляется изображение ельника и В. начинает рассказ.

В.: Жили-были брат и сестра – Ельник и Роща. Только случилось так, что жили они в разлуке горькой. Не виделись они друг с другом и не слышались.

Старший брат Ельник жил в большом и красивом доме за городом. А в доме его все убранство было такой красоты, что и описать нельзя. Потолком в его доме было чистое, необъятное голубое небо, стены – широкие, красивые просторы полей и лесов, пол был устелен прекрасным зеленым ковром. А ковер тот был украшен цветами, яркими ягодами и душистыми травами.

Ельник очень любил принимать в своем доме разных гостей. В его прекрасном доме всем места хватало: и зайчонку, и бельчонку, и лисичке-сестричке и птицам разным. Всем он рад был, всех приютит, накормит, напоит и спать уложит.

К Ельнику в гости и люди из города приезжали, чтобы подивиться его красоте и чудесному дому. Все гости очень ценили красоту, чистоту и гостеприимство хозяина.

В.: Как вы думаете, ребята, почему дом Ельника был такой красивый и чистый? (ответы детей)

В.: Вели себя гости как тому положено:

Не кричали, не бранились, не пугали птиц, зверей;

Не ругались, не мирились и не трогали ветвей;

Не разбрасывали мусор, убирали все кругом,

Чтобы Ельник благодарный снова запустил их в дом.

Так Ельник жил-поживал. Радовался жизни и радовал других. Но бывали времена, когда найдет на него тоска-кручина по своей младшей сестрёнке Роще, ведь нет у них возможности ни свидеться, ни словом обмолвиться.

Но не ведал старший брат Ельник, как живет его младшая сестренка Роща (на стене появляется изображение городской рощи).

А жила Роща в городе, в маленьком доме. Дом ее был совсем не такой чистый, красивый и уютный как у брата. Потолком в домике Рощи было грязное и серое от заводского дыма небо, стенами дома служили ветхие многоэтажные дома и новостройки, которые с каждым годом делали дом Рощи все меньше и меньше и, казалось, вот-вот вытеснят ее из жилища. Вместо красивого и зеленого ковра на полу в доме Рощи были бетонные плиты, асфальтовые дорожки и мусор.

Очень уж грустила и печалилась Роща о своем житье-бытье. Ведь к ней в гости не приходили разные звери, не прилетали и птицы.

В.: Как вы думаете, ребята, почему дом Рощи был такой грязный? (ответы детей)

В.: А почему к Роще не приходили животные и не прилетали птицы в гости? (ответы детей). (в это время помощник воспитателя разбрасывает по группе  скомканную бумагу, пакеты, пластиковые пустые бутылки, имитирующие мусор в роще).

В.: Ее гостями были только злые и невоспитанные люди, которые не ценили красоты и гостеприимства Рощи. Они приходили лишь для того, чтобы отдохнуть в свое удовольствие, посидеть на скамейках. Эти люди совсем не умели себя вести в гостях:

Скамейки и ветки ломали, ругались и громко кричали,

И гнезда у птиц разоряли, животных они обижали.

Они ведь о не понимали, когда мусор на земь бросали,

Что землю свою засоряли, что совесть они потеряли.

Так они и жили порознь: старший брат Ельник в своем большом и чистом доме за городом и младшая сестра Роща в маленьком и сером домике в городе.

Но вот настал тот день, когда Ельник не выдержал тоски по своей младшей сестре и решил отправить к ней своего верного друга Дрозда.

– «Лети, мой друг, лети! Проведай мою сестренку Рощу, справься о ее здоровье и передай ей от меня большой привет!» – наказал Ельник Дрозду.

И отправился Дрозд в путь-дорогу. Долго искал он дом Рощи среди серых и угрюмых домов города, пробираясь сквозь густой туман заводского дыма. И вот, наконец, увидел он небольшой серый дом, из которого выглядывала грустная и испачканная Роща. Диву дался Дрозд, не узнал он красавицу Рощу в таком облике.

– «Милая, Роща, что же с тобой приключилось?» – спросил Дрозд у Рощи.

– «Я старалась быть для всех гостеприимной, как старший брат учил. Но не знала я, миленький Дрозд, что люди так относятся к природе, что не берегут ее. Вот и поплатилась я за свою доброту».

Испугался Дрозд за бедную Рощу и поспешил скорее к Ельнику рассказать о беде, что приключилась с его сестрой.

Рассказал Дрозд все, что видел Ельнику. Запечалился Ельник, пригорюнился, стал думу думать, как помочь сестренке младшенькой.

Долго думал Ельник и придумал. Позвал он дождевую тучу и отправил на помощь к сестре своей Роще. Прилетела туча дождевая в город и …

В.: И что дождевая туча сделала, ребята? А хотите посмотреть что сделала туча? (воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру «Ходят капельки по кругу»). Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь).

В.:  Тучкой буду я, а вы, ребята – её детки капельки, и вам пора отправляться в путь. (Музыка.). Обрушила туча на город проливной дождь. (капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Тучка показывает, что им делать.  Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли). Три дня и три ночи дождь трудился: смывал всю пыль и грязь с деревьев и с асфальтовых дорожек, (скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленьким весёлым ручейком), собрал ручеек весь мусор и унес своими водами далеко-далеко из дома Рощи (капельки составят ручей, взявшись за руки.). А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к Тучке.

В.: Наконец, дождь закончился, выглянуло солнышко и осветило чистый, красивый и яркий дом Рощи (на стене появляется картина чистого сквера). Оглядела Роща свой новый дом и глазам своим не поверила: березки все сменили свои серые платья на ярко-зеленые сарафаны, на полу среди бетонных плит и асфальтовых дорожек появились красивые зеленые коврики с густой молодой травкой. Обрадовалась Роща тому, что не было больше в ее доме ни мусора, ни грязи. Даже заводской дым рассеялся. Но не знала тогда Роща плакать ей или смеяться.

– «А вдруг злые люди снова придут, испортят мой красивый и чисты дом? Опять будут мусорить, кричать и обижать животных и птиц?» – думала Роща.

В.: Ребята, а как вы считаете, что надо сделать людям, что бы сохранить дом Рощи таким чистым и красивым как сейчас? (рассуждения и ответы детей).

В.: А как мы можем помочь всем людям всегда бережно относиться к природе и не забывать как себя вести? (сделать знаки «Этого нельзя делать»).

Ребята вместе с воспитателем оформляют запрещающие знаки (на выбор детей: рисуют, наклеивают в виде аппликации, конструируют из разных материалов и т.д.) и устанавливают их в уголке природы.

В.: Вот и виднеется первая пара гостей на пути к домику Рощи. А за ней и еще одна, и еще одна, и еще …  И увидели люди перед собой красивую, чистую, зеленую Рощу и поняли, что не правильно себя вели.

Решили тогда люди бережно относиться к Роще, ценить ее красоту и помочь ей стать еще красивее и лучше.

В.: А как можно помочь Роще стать красивее и лучше, ребята? (рассуждения и ответы детей).

В.: С тех пор в жизни Рощи все изменилось: люди стали украшать зеленые коврики красивыми цветами, скамейки стали окрашивать в яркие цвета, возле скамеек установили урны для мусора. А весной люди построили скворечники для скворцов и повесили их в доме Рощи. И тогда в чистый и красивый дом Рощи стали приходить в гости разные животные и прилетать птицы.

Верной подругой Рощи стала Кукушка, которая летала к брату Ельнику с приветом и новостями о жизни сестры.

Так и стали жить брат Ельник и сестра Роща, а их верные друзья Дрозд и Кукушка помогали им во всем. И не было больше в их домах тоски и горести, а были только радость, дружба и красота.

В.: Вот такую интересную и поучительную сказку знаете теперь и вы, ребята. Спасибо, что послушали меня и сделали такие замечательные знаки. Надеюсь, что мы с вами будем любить и беречь нашу природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

использование проектной технологии в экологическом воспитании дошкольников

В условиях введения ФГТ, с целью повышения качества образования возникает необходимость  использования воспитателем в своей деятельности инновационных педагогических технологий,  интегрирова...

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Опыт работы по теме : "Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"

quot;Экологические сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Технология использования сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых орг...

семинар для родителей "использование элементов сказки в экологическом воспитании детей"

Предлагаемый список —попытка собрать вместе сказки на экологические темы....