Картотека наблюдений за аквариумными рыбками в детском саду (младший дошкольный возраст)
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Картотека наблюдений за аквариумными рыбками в детском саду
(младший дошкольный возраст)
(для педагогов дошкольных учреждений и родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy.docx | 294.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
Центр развития ребенка – детский сад №26 «Незабудка»
Картотека наблюдений
за аквариумными рыбками
в детском саду
(младший дошкольный возраст)
(для педагогов дошкольных учреждений и родителей)
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Дымова И.В.
г. Долгопрудный
2018г.
Наблюдение №1 « Кто живет в аквариуме?»
Цель: обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и положительное отношение к его обитателям - аквариумным рыбкам.
Воспитатель. Что это такое? (Аквариум.) Да, этот аквариум - домик для рыб. Там налито много воды.
Послушайте мою загадку:
Стеклянный домик на подставке
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум.)
Эта загадка об аквариуме.
Давайте полюбуемся нашим красивым аквариумом.
Посмотрите, а кто в аквариуме живет? (Рыбки.)
Что вы видите на дне аквариуме? (Камушки.)
Какие они? А что еще вы видите на дне аквариума? (Песок.)
Да, ребята, дно у нашего аквариума похоже на дно речки.
Что растет в аквариуме? (Травка, водоросли.)
Какого цвета травка? (Зеленая.)
А какие листочки? (Большие, маленькие.)
Дети, так кто же плавает в аквариуме? (Рыбка.)
Аквариум - домик для рыбки. Она здесь живет.
Что делает рыбка? (Плавает.)
Какая рыбка? (Красивая, красная, большая, маленькая.)
Рыбка плавает по всему аквариуму?
Закройте глазки, а теперь откройте: «Где сейчас рыбка?»
Наблюдение №2 «Что есть у рыбки»
Цель. Дать первоначальные представления о строении рыбы - вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко. Воспитывать интерес к жизни рыб.
Воспитатель. Дети, покажите, где у нас в группе находится аквариум.
Правильно, это аквариум, домик для рыбки. Посмотрите, какой он красивый.
Послушайте мою загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом, он прозрачный,
Он стеклянный, много рыб живет в нем.
Кто отгадал, что это за домик?
Кто живет в аквариуме?
Посмотрите и скажите, что есть у рыбки? (Голова, глазки, рот, хвост.)
Какое тело у рыбки? (Вытянутое, длинное.)
Что находится в передней части тела? (Голова.) Где у вас голова?
Что есть на голове у рыбки? (Глаза, рот.)
Правильно, у рыбки спереди голова, а что сзади? (Хвост.) У вас есть хвост? Вот у вас нет хвоста, а у рыбки есть. Он находится у нее сзади.
Сверху у рыбки спинка. Покажите, где у вас спинка?
Снизу у нее брюшко. А где у вас животик, покажите?
Посмотрите, сколько игрушечных рыбок я вам принесла. Возьмите себе рыбку.
Покажите, где у рыбки тело? Какое у рыбки тело?
Где у нее голова? Хвост? Спинка? Брюшко?
Какие красивые у вас рыбки, можете с ними поиграть. Давайте нальем в тазик воды и пустим туда рыбок.
Наблюдение №3 «Рыбка живая - она плавает»
Цель. Познакомить детей с тем, что живая рыба сама плавает, без чьей-либо помощи. В этом ей помогают глаза, с помощью которых она видит.
Воспитатель. Дети, покажите, где живут наши рыбки?
Как называется их домик?
Что налито в аквариуме?
Правильно, в аквариуме налита чистая и свежая вода. В грязной воде рыбка жить не может.
Посмотрите и скажите, что делает рыбка в аквариуме? (Плавает.)
Покажите, как она плавает.
Давайте ею полюбуемся. Как хорошо она плавает, легко.
Куда плывет рыбка? (Вверх, вниз, вперед, по всему аквариуму.)
Мы помогаем рыбке плавать? (Нет, она плавает сама.)
Наша рыбка - живая. Она сама плавает в воде, в аквариуме. Плавает по всему аквариуму.
Посмотрите на рыбку. Теперь закройте глаза.
Где наша рыбка? Снова закройте глаза. Где теперь рыбка?
Что помогает рыбке плавать? (Глаза.)
Глаза помогают рыбке плавать. Она смотрит ими и плывет в нужном направлении.
Подойдите ко мне, закройте глаза. Что вы видите? Можете ли вы идти с закрытыми глазами?
Вот и рыбке глаза помогают видеть все вокруг.
Посмотрите, что есть у нас в тазике? (Рыбка.)
Кто знает, какая это рыбка: живая или игрушечная?
Игрушечная рыбка может сама плавать? Давайте проверим, она плывет?
Сейчас я заведу ее и посмотрим, как она поплывет.
Можете с ней поиграть.
Наблюдение №4 «Как рыбы едят?»
Цель. Познакомить детей с тем, что рыбка живая. Ее надо кормить специальным кормом.
(Показать прием кормления.)
Воспитатель. Вспомните, кто живет в нашем аквариуме?
Что делают рыбки в аквариуме, посмотрите? (Плавают.)
А вы сами что умеете делать? (Бегать, прыгать, играть.)
После прогулки вы приходите в группу и садитесь за столы, зачем? (Кушать.)
Вот и рыбам, чтобы жилось хорошо, чтобы они не болели, нужен корм, их надо кормить.
Скажите, что в этой баночке? (Корм для рыб.)
Давайте посмотрим корм. Этот корм из сухих червячков. Осторожно понюхайте его. Чем он пахнет? Приятный ли запах у корма?
Это специальный корм для рыб, рыбий корм.
Корм в руки брать не следует, а при кормлении рыб пользоваться ложечкой.
Давайте насыпем корм и посмотрим, что будут делать рыбы.
Куда ты будешь насыпать корм? (В кормушку.)
Чем будешь брать корм? (Ложечкой.)
Корма следует брать немного, чтобы рыбы его сразу съели.
Посмотрите, чем едят рыбки? (Ртом.)
Какой у них рот? (Маленький.)
Как они захватывают корм? (Подплывают к кормушке, открывают рот и заглатывают корм.)
Сегодня я снова принесла вам рыбку. Какая это рыбка? (Игрушечная.)
Дети, а игрушечная рыбка будет есть корм? Давайте проверим. У нее есть рот? (Есть.)
Сережа, насыпь рыбке корма. Посмотрите, ест ли она его? Почему не ест? (Она не живая.)
Можете поиграть с рыбкой.
Наблюдение №5 «Сравнение живой рыбки и игрушечной»
Цель. Закрепить знания детей о живой рыбке. Учить их отличать живую рыбку от игрушечной.
Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько рыбок я вам принесла.
Какие это рыбки? (Игрушечные.)
Послушайте, какой стишок я вам прочитаю:
Рыбка плавает в водичке
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Я хочу тебя поймать.
Дети, а можно ли ловить рыбку?
Какую рыбку можно брать в руки?
Возьмите игрушечные рыбки в руки.
Покажите, где у рыбки спина? Хвост? Голова? Что есть на голове? Чем рыбка смотрит?
(При рассматривании предлагать детям все показывать руками, каждому на своей игрушке.)
Какая рыбка у вас в руках? (Игрушечная.)
Можно ли брать в руки живую рыбку? (Нет.)
Можно ли с ней играть? (Нет.)
Живая рыбка должна находиться в воде, без воды может погибнуть. На нее можно, дети, смотреть глазками, можно ею любоваться, можно ее покормить.
Давайте покормим нашу рыбку, ведь без корма она погибнет.
Чем будем кормить?
Валя, принеси баночку с кормом.
Как будем насыпать корм? (Ложечкой, берем немного.)
Давайте посмотрим, как рыбка ест. Как она захватывает корм?
Игрушечную рыбку надо кормить? Будет ли она есть?
Давайте пустим наших рыбок в тазик с водой и посмотрим, будут ли рыбки плыть сами, будут ли помогать себе хвостиком.
Да, рыбка не может плыть сама, она ведь игрушечная.
Игрушечную рыбку можно брать в руки, игрушечная рыбка может (жить) быть без воды, с ней можно играть.
Поиграйте с рыбками самостоятельно.
Наблюдение №6 « Как мы заботимся о рыбке»
Цель. Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме: чистая вода комнатной температуры, песок на дне, в котором растет трава. В аквариуме светло и тепло. В таких условиях рыбка не болеет и хорошо себя чувствует. Мы заботимся о рыбке: кормим ее, доливаем в аквариум свежую воду.
Воспитатель. Отгадайте мою загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом, он прозрачный,
Он стеклянный, много рыб живет в нем
Покажите, где у нас находится аквариум?
Кто в нем живет?
Что налито в аквариуме?
Какая вода в аквариуме? (Чистая, свежая, комнатной температуры.)
Чтобы рыбке хорошо жилось, давайте дольем в аквариум свежей водички. (Воспитатель доливает воду.)
Что вы видите на дне аквариума? (Песок, камешки.)
Что растет в песке? (Травка, водоросли.)
В аквариуме светло и тепло. В таких условиях рыбка чувствует себя хорошо и не болеет.
Как мы заботимся о рыбке? (Кормим ее.)
Чем мы ее кормим? (Специальным кормом.)
Давайте покормим нашу рыбку.
Оля, достань баночку с кормом.
Как надо доставать корм из баночки? (Осторожно, ложечкой.)
Сколько корма надо брать? (Немного.)
Света, покорми рыбку.
Куда мы насыпаем корм? (В кормушку.)
Увидела ли рыбка корм? Что ей помогло увидеть корм? Чем она ест?
Какая наша рыбка: живая или игрушечная? Можно ли ее брать в руки и играть с ней? И мы не будем трогать рыбок. Будем лишь за ними наблюдать.
Приглашаю вас поиграть в игру «Рыбки плавают в пруду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста....
Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста
В возрасте 3-4 лет дети охотно играют в ролевые игры, создавая сюжет.Просматривается в сюежете и гендерное воспитание детей. Девочки охотнее играют в дочки-матери, магазин, парикмахерскую. А мальчики ...
Адаптация в детском саду (младший дошкольный возраст)
Информационный материал для родителей, обычно предоставляемый в приемной комнате в виде папки-передвижки....
Картотека игр на сплоченность детского коллектива детей дошкольного возраста . Практический материал для студентов специальности "Дошкольное образование"
Картотека игр на сплоченность детского коллектива...
«Кто работает в детском саду?» (младшая группа, возраст 3-4 года)
Конспект НОД по формированию целостной картины мира«Кто работает в детском саду?»(младшая группа, возраст 3-4 года)Цель: закрепить знания о труде взрослых, о предметах, необходимых им...
ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Тема «Рыбы. Аквариумные рыбки» в группе младшего дошкольного возраста (3-4 года) общеразвивающей направленности
Занятие по математике для детей младшего возраста 3-4 года по лексической теме "Аквариумные рыбки". Использование STEM-технологии "Первые шаги в математику 3-5 лет"....
Картотека игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада «Давай поиграем, Малыш»
С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстника...