Сценарий мероприятия ко Дню науки
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Алферова Инна Анатольевна

Старайся больше в жизни

Нового узнать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ko_dnyu_nauki.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвященного

Неделе науки и техники для детей и юношества

(старший дошкольный возраст)

Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Алферова Инна Анатольевна

Цель:

Развитие познавательно-исследовательского интереса к миру науки и техники.

Задачи:

Познакомить детей с известными русскими изобретателями.

Сформировать умение детей проводить опыты с различными материалами (вода, электричество, воздух), развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Упражнять детей в умении аргументировать свой ответ, развивать диалогическую речь, речь – доказательства.

Продолжать формировать навыки сотрудничества детей друг с другом, помочь овладеть способами и средствами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Ведущий:

Русские учёные подарили мировой науке множество изобретений и сделали немало интересных открытий в различных её сферах. Перевернём наши песочные часы и заглянем ненадолго в прошлое, чтобы вспомнить, кто эти люди, и что ценного они привнесли в нашу повседневную жизнь.

Немало было сделано технических изобретений:

Угадайте, что в черном ящике? Внимание, загадка:

К нам спешит через луга,

Поля, леса, болота,

Груз доставить в любой край –

Вот его работа! –

(Включение записи звука паровоза)

Дети отвечают.

Ведущий:

1-й паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову (1774-1842) и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову (1803-1849).

На экране изображение первого паровоза и его изобретателей.

Ведущий:

Мы продолжаем, что в этом черном ящике? Внимание, загадка:

Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.

(Радио)

Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.

(Радио)

Дети отвечают

Ведущий (показывает и включает радио):

– Этот-чудо аппарат возник в России в 1895 г. Вы знаете, кто его изобрёл?

Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление его на свет осуществилось благодаря русскому физику, инженеру-электрику, профессору и изобретателю – Александру Степановичу Попову.

На экране отображение истории развития радио.

Ведущий:

А теперь ещё один чёрный ящик.

Догадаетесь что в черном ящике? Внимание, загадка:

Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.

(Телевизор)

Дети отвечают

Ведущий:

Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б. Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.

На экране история создания первых телевизоров.

Ведущий:

3-й чёрный ящик. Без него не может обойтись современное общество. Внимание, загадка:

Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно,
Что загадка про

Дети отвечают

Ведущий:

Многие из вас заблуждаются, считая ПК изобретением американским. Омский конструктор и инженер Арсений Анатольевич Горохов ещё до появления ПК в Америке, в 1968 г, представил русскому научному обществу своё изобретение.

На экране история создания первых ПК

Ведущий:

А вы знаете, кто помог человечеству покорить воздух?

Дети отвечают

Ведущий:

Русский малоизвестный талант Александр Федорович Можайский первый во всём мире смог собрать воедино теоретические знания, изучить опыт предшественников, и, не смотря на сложную обстановку, бюрократию и ограниченность в возможностях, смог создать самолёт, способный поднять человека в воздух. Его подвиг смог прославить Родину на весь мир. К сожалению, трудов по описанию проделанной им работы не сохранилось, как и чертежей самого изобретения, его изображения.

Сейчас мы представляем свои макеты самолётов. В этом нам помогло древнейшее искусство оригами.

Ведущий рассматривает вместе с детьми самолеты из бумаги

Ведущий:

Есть еще одна загадка.

Какое приспособление для летчиков вы знаете?

Тучек нет на горизонте, 
Но раскрылся в небе зонтик. 
Через несколько минут 
Опустился...

Дети отвечают

Ведущий приглашает подготовленных родителей с детьми, рассказать о создании парашюта.

Родитель с ребенком:

В 1911 году проложил безопасную дорогу с воздуха на землю для лётчиков, русский военный Котельников Г.Е. Он предложил использовать в таких случаях компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта.

Родитель с ребенком демонстрируют изготовленный дома парашют.

Ведущий:

Россию прославили не только физики изобретатели, но и химики.

Ведущий приглашает подготовленных родителей с детьми, рассказать о Д.И.Менделееве и о таблице химических элементов.

На экране иллюстративный материал о таблице Менделеева.

Ведущий:

Великий учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев составил таблицу химических элементов. Его изобретение актуально и в наши дни. Химики и учёные в других областях науки всех стран с успехом пользуются периодической таблицей Д. И. Менделеева.

Ведущий:

Вы хотите побыть великими учёными-химиками и физиками?

А начнем мы с занимательных опытов! Физика — это царица всех наук. Не зря в переводе в греческого физика — это природа. Она призвана объяснять окружающие нас явления природы и предсказывать новые. Удивительные и на первый взгляд необъяснимые, но только на первый!

Ученые делают открытия. Мы тоже.  В день Науки помогут нам сделать открытия наши папы и мамы. Все готовы к проведению экспериментов? Начинаем.

1. Ребята, а вы знаете, что такое электричество?

Где оно используется?

Первыми свой опыт покажет семья ……..

Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.

Их опыт называется «Электрические шары».

Может ли воздушный шарик притянуть к себе бумагу?

Давайте посмотрим и проверим.

Дети проводят опыт с родителями

Вывод:

шарик может поднять бумагу, если потереть его шерстяной нитью или тканью.

2. Второй опыт представит семья …

Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.

И называется он «Кожа воды».

Мы моем свои руки водой, но знаете ли вы, что и воды есть собственная кожа? Давайте это проверим.

Дети с родителями проводят опыт со скрепками.

Будут ли скрепки плавать?

Вывод:

нет, скрепки сделаны из стали, которая тяжелее воды, но если положить бумажную салфетку скрепки не утонут, а будут держаться на поверхности воды.

3. Сейчас мы увидим опыт, который называется «Плавать или тонуть», а познакомят нас с ним …

Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.

Этот эксперимент покажет нам, как одни предметы плавают, в то время как другие тонут.

Как вы думаете, почему утонул кусочек пластилина?

Утонет ли лодочка, сделанная из такого же кусочка?

А если в нее положить груз?

Вывод:

кусочек пластилина утонул, потому что он тяжелее воды, но так как лодке мы придали определенную форму, то она будет плавать, но если в нее поместить определенный груз, то она начнет погружаться в воду.

4. Следующий опыт приготовили для нас …

Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.

 Этот опыт требует соблюдения правил пожарной безопасности и называется он «Огнетушитель».

Может ли огонь гореть без воздуха?

Давайте понаблюдаем….

Родители с детьми проводят опыт

В каком случае свеча горела дольше? Почему?

Вывод:

большая банка содержит больше воздуха и, следовательно, больше кислорода. Кислород нужен для горения. Когда уровень кислорода в банке снижается, пламя гаснет.

5. Многие вещества можно смешать друг с другом, сейчас опытным путем мы увидим, так ли это на самом деле?

Следующий опыт приготовили для нас …

Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.

-Смешивание воды и растительного масла

Проведение опыта родителей с детьми

Вывод:

Не смешались, как бы сильно мы не размешивали, вода, и масло не соединяются. После перемешивания они снова разделяются, причем слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому что, частицы масла легче частиц воды.

-Смешивание воды и соли

Вывод:

смешались, соль как будто исчезла, она просто растворилась в воде.

-Смешивание воды и муки

Вывод:

мука и сода смешиваются и образуют густую массу.

6. Можно ли нагревать воздушный шарик над огнем? Нет! А можно ли вскипятить воду в воздушном шарике? Нет или да? Давайте попробуем это выяснить…

Приглашаем семью ….

Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.

Для опыта понадобятся два воздушных шарика, стакан воды, свеча и зажигалка.

Вывод:

вода лучше проводит тепло, чем резина, поэтому в месте, где огонь касается шарика с водой, быстрее нагревается вода, отводя тепло от резины.

7. Можно ли мокрую ткань сделать в один момент непромокаемой? Давайте посмотрим на опыт!

Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.

Для опыта понадобится: бутылка с водой, стакан, марля или бинт, резинка, пустой таз.

1. Сворачиваем кусочек марли или бинта в два слоя и резинкой крепим ее на стакане.

2. Наливаем воду в стакан через марлю.

3. Переворачиваем стакан, и вода не выливается …

Если налить воду в стакан через марлю, то вода с легкостью пройдет через нее. Но если резко перевернуть стакан, то не вся вода выльется из стакана. Часть воды останется в стакане, как будто не ткань закрепили на стакане, а закрыли его крышкой. Чем более полным вы наполните стакан, тем меньше воды выльется. Для подстраховки переворачивать стакан следует, например, над тазом.

Вывод:

Объясняется этот эффект, частично, поверхностным натяжением воды (молекулы воды образуют тонкую пленку), а также атмосферным давлением воздуха за пределами стакана (давление воздуха на ткань выше, чем давление воды изнутри стакана).

Подходят к концу наши исследования.

Сегодня в день Науки,

Хочу вам пожелать.

Стараться больше в жизни

Новое узнать!

С чувством, с толком, с расстановкой
Все открытья совершать!
Быть решительным и ловким,
Никогда не унывать!

Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам поможет любознательность. Спасибо Вам всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий КВН "Школа дорожных наук"

Задачи: 1.     Формировать  сознательное  отношение  к  соблюдению правил  уличной  безопасности2.     Закреплять  знани...

Мини- сценарий на тему: "Космос. Наука Астрономия"

Выступление - презентация для детей старшего возраста по теме : " Что изучает астрономия?"...

Открытое мероприятие к Дню науки "Давайте вместе Землю защищать"

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год о...

Внеклассное мероприятие: «Школа вежливых наук».

Данное мероприятие разработано для начальных классов коррекционой школы....

Мероприятие к "Дню Науки"

В средней группе "Почемучки "детки провели Эксперимент всего два игредиента и интересная масса для лепки готова.нам понадобился крахмал и жидкое мыло....

Сценарий познавательного мероприятия посвященный День науки

Сценарий познавательного мероприятия с детьми старшей и подготовительных групп посвященный празднику  «День науки» во внегрупповых пространствах....

Итоговое мероприятие ко дню науки «Давайте вместе Землю защищать»

Цель : воспитание экологической сознательности.Программное содержание:Расширять знания о неживой природе.Привить интерес к исследовательской деятельности.Познакомить с профессией эколог.Сформировать э...