Сценарий мероприятия ко Дню науки
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия, посвященного
Неделе науки и техники для детей и юношества
(старший дошкольный возраст)
Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Алферова Инна Анатольевна
Цель:
Развитие познавательно-исследовательского интереса к миру науки и техники.
Задачи:
Познакомить детей с известными русскими изобретателями.
Сформировать умение детей проводить опыты с различными материалами (вода, электричество, воздух), развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
Упражнять детей в умении аргументировать свой ответ, развивать диалогическую речь, речь – доказательства.
Продолжать формировать навыки сотрудничества детей друг с другом, помочь овладеть способами и средствами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Ведущий:
Русские учёные подарили мировой науке множество изобретений и сделали немало интересных открытий в различных её сферах. Перевернём наши песочные часы и заглянем ненадолго в прошлое, чтобы вспомнить, кто эти люди, и что ценного они привнесли в нашу повседневную жизнь.
Немало было сделано технических изобретений:
Угадайте, что в черном ящике? Внимание, загадка:
К нам спешит через луга,
Поля, леса, болота,
Груз доставить в любой край –
Вот его работа! –
(Включение записи звука паровоза)
Дети отвечают.
Ведущий:
1-й паровоз появился в России на Нижне-Тагильском заводе в 1834 г. благодаря механику Ефиму Алексеевичу Черепанову (1774-1842) и его сыну Мирону Ефимовичу Черепанову (1803-1849).
На экране изображение первого паровоза и его изобретателей.
Ведущий:
Мы продолжаем, что в этом черном ящике? Внимание, загадка:
Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.
(Радио)
Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет.
(Радио)
Дети отвечают
Ведущий (показывает и включает радио):
– Этот-чудо аппарат возник в России в 1895 г. Вы знаете, кто его изобрёл?
Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление его на свет осуществилось благодаря русскому физику, инженеру-электрику, профессору и изобретателю – Александру Степановичу Попову.
На экране отображение истории развития радио.
Ведущий:
А теперь ещё один чёрный ящик.
Догадаетесь что в черном ящике? Внимание, загадка:
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(Телевизор)
Дети отвечают
Ведущий:
Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б. Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.
На экране история создания первых телевизоров.
Ведущий:
3-й чёрный ящик. Без него не может обойтись современное общество. Внимание, загадка:
Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно,
Что загадка про…
Дети отвечают
Ведущий:
Многие из вас заблуждаются, считая ПК изобретением американским. Омский конструктор и инженер Арсений Анатольевич Горохов ещё до появления ПК в Америке, в 1968 г, представил русскому научному обществу своё изобретение.
На экране история создания первых ПК
Ведущий:
А вы знаете, кто помог человечеству покорить воздух?
Дети отвечают
Ведущий:
Русский малоизвестный талант Александр Федорович Можайский первый во всём мире смог собрать воедино теоретические знания, изучить опыт предшественников, и, не смотря на сложную обстановку, бюрократию и ограниченность в возможностях, смог создать самолёт, способный поднять человека в воздух. Его подвиг смог прославить Родину на весь мир. К сожалению, трудов по описанию проделанной им работы не сохранилось, как и чертежей самого изобретения, его изображения.
Сейчас мы представляем свои макеты самолётов. В этом нам помогло древнейшее искусство оригами.
Ведущий рассматривает вместе с детьми самолеты из бумаги
Ведущий:
Есть еще одна загадка.
Какое приспособление для летчиков вы знаете?
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился...
Дети отвечают
Ведущий приглашает подготовленных родителей с детьми, рассказать о создании парашюта.
Родитель с ребенком:
В 1911 году проложил безопасную дорогу с воздуха на землю для лётчиков, русский военный Котельников Г.Е. Он предложил использовать в таких случаях компактно складывающийся парашют. Шёлковый купол при помощи строп крепился на плечевых обхватах подвесной системы. Немного позже появился ранец для парашюта.
Родитель с ребенком демонстрируют изготовленный дома парашют.
Ведущий:
Россию прославили не только физики изобретатели, но и химики.
Ведущий приглашает подготовленных родителей с детьми, рассказать о Д.И.Менделееве и о таблице химических элементов.
На экране иллюстративный материал о таблице Менделеева.
Ведущий:
Великий учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев составил таблицу химических элементов. Его изобретение актуально и в наши дни. Химики и учёные в других областях науки всех стран с успехом пользуются периодической таблицей Д. И. Менделеева.
Ведущий:
Вы хотите побыть великими учёными-химиками и физиками?
А начнем мы с занимательных опытов! Физика — это царица всех наук. Не зря в переводе в греческого физика — это природа. Она призвана объяснять окружающие нас явления природы и предсказывать новые. Удивительные и на первый взгляд необъяснимые, но только на первый!
Ученые делают открытия. Мы тоже. В день Науки помогут нам сделать открытия наши папы и мамы. Все готовы к проведению экспериментов? Начинаем.
1. Ребята, а вы знаете, что такое электричество?
Где оно используется?
Первыми свой опыт покажет семья ……..
Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.
Их опыт называется «Электрические шары».
Может ли воздушный шарик притянуть к себе бумагу?
Давайте посмотрим и проверим.
Дети проводят опыт с родителями
Вывод:
шарик может поднять бумагу, если потереть его шерстяной нитью или тканью.
2. Второй опыт представит семья …
Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.
И называется он «Кожа воды».
Мы моем свои руки водой, но знаете ли вы, что и воды есть собственная кожа? Давайте это проверим.
Дети с родителями проводят опыт со скрепками.
Будут ли скрепки плавать?
Вывод:
нет, скрепки сделаны из стали, которая тяжелее воды, но если положить бумажную салфетку скрепки не утонут, а будут держаться на поверхности воды.
3. Сейчас мы увидим опыт, который называется «Плавать или тонуть», а познакомят нас с ним …
Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.
Этот эксперимент покажет нам, как одни предметы плавают, в то время как другие тонут.
Как вы думаете, почему утонул кусочек пластилина?
Утонет ли лодочка, сделанная из такого же кусочка?
А если в нее положить груз?
Вывод:
кусочек пластилина утонул, потому что он тяжелее воды, но так как лодке мы придали определенную форму, то она будет плавать, но если в нее поместить определенный груз, то она начнет погружаться в воду.
4. Следующий опыт приготовили для нас …
Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.
Этот опыт требует соблюдения правил пожарной безопасности и называется он «Огнетушитель».
Может ли огонь гореть без воздуха?
Давайте понаблюдаем….
Родители с детьми проводят опыт
В каком случае свеча горела дольше? Почему?
Вывод:
большая банка содержит больше воздуха и, следовательно, больше кислорода. Кислород нужен для горения. Когда уровень кислорода в банке снижается, пламя гаснет.
5. Многие вещества можно смешать друг с другом, сейчас опытным путем мы увидим, так ли это на самом деле?
Следующий опыт приготовили для нас …
Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.
-Смешивание воды и растительного масла
Проведение опыта родителей с детьми
Вывод:
Не смешались, как бы сильно мы не размешивали, вода, и масло не соединяются. После перемешивания они снова разделяются, причем слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому что, частицы масла легче частиц воды.
-Смешивание воды и соли
Вывод:
смешались, соль как будто исчезла, она просто растворилась в воде.
-Смешивание воды и муки
Вывод:
мука и сода смешиваются и образуют густую массу.
6. Можно ли нагревать воздушный шарик над огнем? Нет! А можно ли вскипятить воду в воздушном шарике? Нет или да? Давайте попробуем это выяснить…
Приглашаем семью ….
Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.
Для опыта понадобятся два воздушных шарика, стакан воды, свеча и зажигалка.
Вывод:
вода лучше проводит тепло, чем резина, поэтому в месте, где огонь касается шарика с водой, быстрее нагревается вода, отводя тепло от резины.
7. Можно ли мокрую ткань сделать в один момент непромокаемой? Давайте посмотрим на опыт!
Выходят родители с детьми для демонстрации опыта.
Для опыта понадобится: бутылка с водой, стакан, марля или бинт, резинка, пустой таз.
1. Сворачиваем кусочек марли или бинта в два слоя и резинкой крепим ее на стакане.
2. Наливаем воду в стакан через марлю.
3. Переворачиваем стакан, и вода не выливается …
Если налить воду в стакан через марлю, то вода с легкостью пройдет через нее. Но если резко перевернуть стакан, то не вся вода выльется из стакана. Часть воды останется в стакане, как будто не ткань закрепили на стакане, а закрыли его крышкой. Чем более полным вы наполните стакан, тем меньше воды выльется. Для подстраховки переворачивать стакан следует, например, над тазом.
Вывод:
Объясняется этот эффект, частично, поверхностным натяжением воды (молекулы воды образуют тонкую пленку), а также атмосферным давлением воздуха за пределами стакана (давление воздуха на ткань выше, чем давление воды изнутри стакана).
Подходят к концу наши исследования.
Сегодня в день Науки,
Хочу вам пожелать.
Стараться больше в жизни
Новое узнать!
С чувством, с толком, с расстановкой
Все открытья совершать!
Быть решительным и ловким,
Никогда не унывать!
Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам поможет любознательность. Спасибо Вам всем за участие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий КВН "Школа дорожных наук"
Задачи: 1. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил уличной безопасности2. Закреплять знани...
Мини- сценарий на тему: "Космос. Наука Астрономия"
Выступление - презентация для детей старшего возраста по теме : " Что изучает астрономия?"...
Открытое мероприятие к Дню науки "Давайте вместе Землю защищать"
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год о...
Внеклассное мероприятие: «Школа вежливых наук».
Данное мероприятие разработано для начальных классов коррекционой школы....
Мероприятие к "Дню Науки"
В средней группе "Почемучки "детки провели Эксперимент всего два игредиента и интересная масса для лепки готова.нам понадобился крахмал и жидкое мыло....
Сценарий познавательного мероприятия посвященный День науки
Сценарий познавательного мероприятия с детьми старшей и подготовительных групп посвященный празднику «День науки» во внегрупповых пространствах....
Итоговое мероприятие ко дню науки «Давайте вместе Землю защищать»
Цель : воспитание экологической сознательности.Программное содержание:Расширять знания о неживой природе.Привить интерес к исследовательской деятельности.Познакомить с профессией эколог.Сформировать э...