РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ
статья по окружающему миру (младшая группа)

Волкова Елена Александровна

Развитие представлений о своем внешнем облике. Знакомство со схематичным изображением тела. Освоение проживания. Развивать наблюдательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ

План занятна N 1

Пр.сод-е:. Развитие представлений о своем внешнем облике. Знакомство со схематичным изображением тела. Освоение проживания. Развивать наблюдательность.

Материал, Зеркало, произведения детской литературы (см. приложение младшей группе, раздел "Я сам"), быстрая и медленная музыка, схематичное изображение человека, в котором не дорисованы руки, ноги, пальцы, шея, детские лица; простой карандаш.

П\работа: чтение произведений детской литературы, в которых описывается внешность человека.

С\работа:лицо, глаза, рот,уши, ноги, руки, шея.

И\работа:  активизировать двигательную активность.

Ход занятия. Воспитатель читает детям произведения детской литературы,   в   которых- описывается внешность человека. Дети слушают и обыгрывают потешки, поговорки и загадки, в которых говорится о различных частях тела и лица. Например: Водичка, водичка,умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,чтоб кусался зубок.

При чтении стихотворений АБарто "Девочка чумазая", Н.Саконской "Мой пальчик", К.Чуковского "Мойдодыр" и др., воспитатель обсуждает с детьми, из каких частей состоят тело и лицо человека, почему и как нужно за ними ухаживать, поддерживать чистоту. Дети делают зарядку, играют в подвижные игры, выполняя команды типа: "Подними ногу", "Пошевели пальцами рук", "Достань до уха" и т.д. Можно использовать такое стихотворение:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,и ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,и ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем...и начнем сначала....

Лучше проводить занятие в комнате с большим зеркалом, чтобы дети могли видеть себя. Воспитатель включает быструю, ритмичную музыку, под которую дети выполняют движения, дающие им возможность почувствовать свое тело. Необходимо обращать внимание на то, чтобы действовали различные части тела, аккуратно поправлять детей, называя руки, нога, пальцы, голову, волосы, туловище, плечи, колени, локти, шею, ладони, пятки. Затем включается медленная расслабляющая музыка. Воспитатель предлагает детям отдохнуть. Они опускаются на ковер, расслабляются. Воспитатель проверяет, умеют ли они это делать (при поднятии руки или ноги ребенка взрослым конечность должна свободно падать). Проходя между детьми, воспитатель тихим голосом рассказывает, как хорошо отдыхать, о том, как ручки, ножки и т.д. устали, а сейчас отдыхают.

Затем дети садятся на ковер в кружок и рассматривают схематичное изображение  человека,    в котором не дорисованы руки, нога, шея, детали лица. Воспитатель  спрашивает, все ли в порядке с рисунком. Дети должны или сказать или показать, что отсутствует после чего воспитатель дорисовывает изображение со слов детей.

Воспитатель обращает внимание на то, какие дети красивые, индивидуально говоря о каждом, находя для каждого свои положительные определения, ласково поглаживает по плечу, руке, голове и т.д.

В заключение можно потанцевать с детьми.

План занятия N 2

Пр.сод-е. Развитие   представлений   детей   о   своем внешнем облике (лице).   Освоение проживания. Знакомство со схематичным изображением лица. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к своему телу.

Материал. Зеркало, бумага, карандаши, схематичное изображение лица, в котором не прорисованы глаза, рот, нос, уши, волосы.

П\работа: продуктивная деятельность: автопортрет (с использованием зеркала).

С\работа: зеркало, называние частей лица.

И\работа:внимание

Ход занятия. Воспитатель рассказывает детям, что он принес волшебное зеркало, которое показывает красивых детей. Дает каждому по очереди посмотреть в зеркало и сказать, какой там "красивый ребенок. Дети по просьбе воспитателя показывают, где у них находятся различные части лица (глаза, нос, рот, щеки, уши, лоб, брови, ресницы, подбородок, волосы). Воспитатель просит волшебное зеркало найти детей с карими глазами, с голубыми или серыми глазами, светлыми или темными волосами. Воспитатель подносит зеркало к каждому ребенку и называет, какого цвета у него глаза и волосы. Затем зеркало "шепчет" воспитателю, какие все дети красивые и разные.

После этого воспитатель показывает схематичное изображение лица, в котором отсутствуют некоторые значительные детали: уши, глаз, 'шея, нос, губы или другие. Воспитатель спрашивает, все ли в порядке с рисунком, и дорисовывает недостающие детали по указанию детей.

После занятия воспитатель читает произведения детской литературы, указывающие на необходимость гигиенического ухода за лицом и волосами. Дети умывают, расчесывают и одевают кукол, проговаривая, какие они теперь красивые, называя цвет их волос и глаз. Вначале воспитатель, а затем дети говорят друг другу, что у них красивое, что им нравится (в себе и в других).

План занятия №3

Пр.сод-е. Развитие умения понимать эмоции других людей, ориентируясь на мимику и пантомимику.Умение сравнивать и делать выводы. Развитие способности к сопереживанию, умения проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.

Материал: куклы с различными выражениями лица (грустным, радостным,испуганным, сердитым) или их фотографии (рисунки). Сказка «Волк и семеро козлят».

П\работа: Чтение произведений, в которых описываются разные состояния настроения.

С\работа: злой, грустный, испуганные, веселые.

И\работа:проявить сочуствие.

Ход занятия. Перед занятием дети слушают и обсуждают произведения, в которых описываются те или иные состояния или настроения человека (см.' приложение), в том числе и сказку "Волк и семеро козлят".

На занятии они вспоминают сказку,  изображая голосом и мимикой настроение  персонажей (волк  злой, козлята - испуганные, коза - грустная, в конце сказки коза и козлята - веселые). При этом дети называют чувства, которые испытывают герои, их настроение.

Затем воспитатель» показывает кукол с различными выражениями лица или их фотографии и просит детей сделать такое же лицо. Можно попросить ребят сказать, какое у куклы настроение. После этого воспитатель рассказывает любую сказку, в которой герои испытывают радость, печаль, страх. При этом могут быть использованы куклы  с различными выражениями лица, обычные игрушки или куклы би-ба-бо. Каждого ребенка просят проявить к персонажам сочуствие, погладить, приласкать, пожалеть испуганного или грустного, порадоваться вместе с другими. Воспитатель с детьми может вспомнить случаи из жизни, когда они радовались, грустили, пугались, сердились.

План занятия №4

(занятие повышенной сложности)

Программное содержание. Развитие способностей к пониманию символических обозначений различных эмоциональных состояний. Развитие способностей к сопереживанию через проживания.

Материал. Маски – картинки, символически обозначающие такие состояния, как радость, грусть, злость, страх, зеркало

П\работа: рассматривание иллюстраций к произведению М.Мурр «Крошка Енот».

С\работа: радость, грусть, злость, страх.

И\работа: активизировать речевую деятельность.

Ход занятия Воспитатель показывает детям маски с различными выражениями и просит сделать такое же лицо... Затем читает сказку М.Мурр "Крошка Енот и Тот, Кто сидит в пруду". Дети обсуждаю, что увидел Крошка Енот, кто был в пруду. Если дети не поняли смысла сказки, воспитатель объясняет его с помощью зеркала. Затем детям предлагается поиграть в Крошку Енота (в качестве пруда используется зеркало), дети с воспитателем обсуждают, почему вначале Енот увидел в пруду злое лицо, а  затем доброе .

План занятия N 5

Программное содержание. Развитие представлений о группе, принадлежности к ней. Учить идти на контакт со сверстниками. Освоение правил поведения в детском саду, доброжелательного отношения к другим детям.

Материал. Схематичное изображение предмета, выбранного в качестве символа группы. Раздаточный материал: цветная бумага, карандаши.

П\работа: экскурсия по территории д\сада, по детскому саду.

С\работа:игрушки, мебель, группа, правила.

И\работа:закрепить правила поведения.

Ход занятия. Перед занятием воспитатель проводит детей по зданию детского сада, показывает наиболее хорошо оформленные помещения, рассказывает о том, что они будут делать в детском саду (играть, заниматься, гулять и т.д.). Более детально дети осматривают группу и предметы в ней (игрушки, уголки, мебель, доску и т.д.). Воспитатель рассказывает о правилах поведения в саду, читает произведения детской литературы на эту тему (см. приложение к младшей группе, раздел "Мир людей и человеческих отношений"). Воспитатель обсуждает с детьми, как им нужно вести себя в д\саду: не плакать, дружить, убирать за собой, быть доброжелательными друг к другу.  Дети пытаются проигрывать ситуации, в которых ведут себя таким образом. Воспитатель рассказывает о том, как интересно будет детям, какие праздники они  будут  справлять, играть и дружить, обращает внимание на то, какие замечательные дети в группе (умные, добрые, веселые). Он предлагает дать группе имя, объясняет почему именно это. При этом могут быть предложены разные названия. После того как одно из них будет выбрано, воспитатель показывает заранее заготовленное изображение этого названия. Это может быть цветок, литературный персонаж и т.д.

План занятия № 6

Программное содержание. Развитие представления о принадлежности к группе через символическое обозначение. Развитие воображения.Стимулировать желание высказывать свои впечатления.

Материал. Схематичное изображение предмета, выбранное в качестве символа группы, наклеенное на лист ватмана (размер 1000x79 см), стенд для вывешивания детских работ, вырезанные изображения ладоней детей по 2 шт. на ребенка, клей,кисточки.

П\работа:чтение произведений о детях, рассматривание фотографий сотрудников.

С\работа:Смешинки.
И\работа:
 самостоятельность.

Ход занятия. Воспитатель напоминает детям, какое название было выбрано для группы, показывает его схематичное изображение на листе ватмана. Для того чтобы было видно, что каждый ребенок - член группы, воспитатель предлагает детям обвести свои ладошки на разных цветных листах. После этого воспитатель рассказывает о том, что дети делают в детском саду (рисунки, поделки, игрушки и т.д.). Для того чтобы всем были видны эти работы, их помещают на выставку (показывает стенд или место для выставки). Каждому родителю будет интересно узнать, где чья работа. Поэтому нужно найти каждому место для своих поделок или рисунков и над ним приклеить свою ладошку* которая это делала. Воспитатель раздает детям второй комплект вырезанных заранее "ладошек" и просит найти себе место на выставке, а-затем приклеить на него ладошки.

План занятия N 7

Программное содержание. Развитие положительного отношения к себе, и своему имени. Закрепление представления детей о своей принадлежности к группе. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к сверстникам и близким.

Материал. 2 комплекта карточек с именами детей, написанные крупными печатными буквами, стенд со схематичным изображением символа группы и наклеенными изображениями ладошек детей, стенд для детских работ - фотографии детей, клей, кисточки, игрушка - мишка.

П\работа: сюжетная игра «Встречаем гостей», пальчиковые игры.

С\работа: ласковое называние своего имени.

И\работа:ласково произносить свое имя.

Ход занятия. В гости к детям "приходит" Мишка из леса. Он рассказывает, что ему нравится в детском саду и просит показать группу и рассказать о группе. Дети с помощью воспитателя выполняют его просьбу. Перед стендом с символическим изображением группы Мишка хочет познакомиться с каждым ребенком, просит назвать каждого свое имя, повторяет его с ласковой интонацией и гладит или нежно дотрагивается до ребенка, каждому говорит что-нибудь хорошее о его имени. Мишке очень понравилось с детьми в детском саду, но он огорчается, что не сможет  запомнить имя каждого ребенка и просит помочь ему.

Дети называют свои имена. Воспитатель дает каждому ребенку карточку с его  именем и фотографией,, предлагает наклеить их на ладошки, которые помещены или на выставке работ, или на символическом изображении группы.

После этого Мишка рассматривает их и ласково называет каждого ребенка по имени.

План занятия N 8

Программное содержание. Развитие представлений детей о принадлежности к женскому или мужскому полу, особенностях поведения мальчиков и девочек. Овладение действием замещения. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал: Куклы с выраженными чертами мужской и женской фигуры (могут бы использованы Барби и Кен), одетые как женщины и мужчины (в платья и брюки), бумага, карандаш. Картинки с изображением мальчиков в юбках (шотландцы, греки).

П\работа: чтение произведения С.Маршака «О девочках и мальчиках».

С\работа: мальчик, девочка, женщина, мужчина.

И\работа:обсуждение обязанностей мужчин, женщин.

Ход занятия. Перед занятием воспитатель читает детям стихотворение С.Маршака "О девочках и мальчиках", Э.Успенского "Если б я девчонкой был...".   Воспитатель  обсуждает с детьми, чем отличается поведение мальчиков от поведения девочек, что должны делать мальчики, а что девочки,  что - и те и другие, выясняет, кто в группе  мальчик, а кто девочка. Воспитатель при участии детей рассуждает, почему хорошо быть мальчиком, а почему девочкой.

 На занятии   воспитатель   показывает   детям двух кукол:   женщину и мужчину. Просит сказать кто из них мужчина,   а кто женщина.    Затем на глазах у детей   переодевает женщину в мужскую одежду,  мужчину - в женскую.  И еше  раз спрашивает детей об их поле. Если дети путаются, воспитатель напоминает беседу, проводившуюся до занятия, и помогает сделать одежды. Воспитатель просит привести примеры, когда дети сами одевались не в соответствии со своим полом: девочки - в брюки, мальчики - в юбки.  Это могло быть на представлении,  в игре и т.д. Воспитатель рассказывает о шотландцах или других народах,  у которых одежда - мужчин - юбка: показывает картинки, изображающие их, обращает внимание на то, что девочки тоже носят брюки. Воспитатель показывает детям особенности фигуры: у мужчин широкие плечи и узкие бедра, у женщин - наоборот. Воспитатель обращает внимание на то, что девочки тоже носят брюки и просит придумать условные значки для того, чтобы повесить их над кроватями или на их спинках в соответствии с тем, кто на них спит мальчик или девочка. Значки имеют следующий вид: мальчик                        девочка

В заключение занятия или в свободное время воспитатель обсуждают с детьми, какие обязанности есть у женщин в семье, какие у мужчин, опираясь на опыт детей в семье, напоминает, как девочки и мальчики помогают мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Помимо этого, упор делается на различиях в поведении девочек (они тихие, скромные, опрятные, ласковые) и мальчиков (они - обходительные, смелые, ловкие, защищают слабых, пропускают девочек вперед, помогают им)

Если в семье нет отца, вопрос не должен обходиться, за основу берутся обязанности поведение дедушки или другого мужчины в семье.

По окончании   занятия   воспитатель следит за тем,   чтобы мальчики помогли девочкам встать, проводили их до двери и пропустили вперед.

План занятия N 9

(занятие повышенной сложности)

Программное содержание. Умение строить простые предложения. Закрепление положительного отношения к своему имени и полу. Развитие воображения: дополнений истории воспитания.

Материал. Игрушка Мишка или другой персонаж, участвовавший в прошлом занятии.

П\работа:рассматривание фотоальбома группы.

С\работа:символ группы.

И\работа:называние ласково соседа по имени.

Ход занятия. К детям снова приходит Мишка (или персонаж, выбранный символом группы). Он говорит, что плохо запомнил имена детей, и просит каждого назвать уменьшительное имя своего соседа, произнося его по-доброму, ласково. Мишка рассказывает, что он знает интересную сказку про детей - мальчика Вову, девочку Машу и т.д. (называя имена детей данной подгруппы). Затем рассказывает интересную приключенческую историю, в которой участвуют персонажи с именами детей, при этом каждый из них выступает в выгодном свете, подчеркиваются такие качества как доброта, сообразительность, умение себя вести, находчивость и т.д., а так же поведение, соответствующее полу. Если дети начинают дополнять рассказ, воспитатель поддерживает их, включая их высказывания в повествование.

Представления, полученные на занятиях NN3-9, закрепляются при заполнении альбома о себе (Р.Сеф "Я сам" или сходных с ним)

План занятия N 10

Программное содержание. Знакомство с домашними животными (их внешним видом, повадками, значением для человека). Воспитание бережного отношения к животным.

Материал. Игрушки (собака, кошка, корова, курица), картинки с изображениями этих животных в естественной обстановке, салфетка, загадки о животных.

П\работа: рассматривание альбома картинок о жизни животных.

С\работа: животные, домашние.

И\работа: умение отгадывать загадки.

Ход занятия. Перед занятием воспитатель читает детям художественные произведения о домашних животных (собаке, кошке, корове, курице и других, см. приложение "Нерукотворный мир"). Затем проводится беседа. Воспитатель игрушку или картинку с изображением собаки и вместе с детьми анализирует ее внешний вид (где мордочка, туловище, лапки и т.д.). Затем воспитатель читает детям рассказы Е.Чарушина "На нашем дворе", "Собака". После этого воспитатель задает вопросы о том, что дает собака человеку и наоборот.

По такому же принципу читаются и обсуждаются другие домашние животные (с опорой на книгу Е.Чарушина "На нашем дворе"). Если есть возможность, дети наблюдают и гладят кошку и собаку.

На занятии дети сидят на ковре. Перед ними игрушка (кошка, собака, корова, если воспитатель считает необходимым, можно расширить их количество), накрытые салфеткой. Воспитатель рассказывает о том, что под волшебной салфеткой спрятались животные, которых можно увидеть, только если отгадаешь о них загадку.

Загадки: На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко...

Правильно, коровы, пейте, дети, молоко, будете здоровы.

Мохнатенький, усатенький, молоко пьет, песенки поет. (Кот).

Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки (Кот).

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком (Собака)

Воспитатель спрашивает, где и с кем живут все эти животные. Если дети не отвечают, воспитатель подсказывает: "Дома живут, пользу и радость людям дают. {Кто это?" После этого задает вопрос: что дают эти домашние животные людям, как люди о них заботятся, каких из этих животных они видели, что о них знают. В помощь детям показываются картинки с изображением этих животных в домашнем хозяйстве. В заключение воспитатель просит назвать домашних животных, которых знают дети.

План занятия №11

Программное содержанке. Знакомство с дикими животными, их внешним видом, повадками. Развитие познавательной активности. Воспитание бережного отношения к животным. Освоение проживания.

Материал. Игрушки (белка, еж, лиса, заяц, медведь, возможны другие варианты), загадки о животных, салфетка, картинки или фотографии, изображающие диких животных в реальных условиях.

П\работа:чтение произведений о диких животных.

С\работа:дикие животные

И\работа:умение отгадывать загадки

Ход занятия. Перед занятием воспитатель читает детям произведения о диких животных (см. приложение младшей группы, раздел "Нерукотворный мир", могут быть использованы другие произведения, в которых животные описываются в реальной обстановке). Воспитатель организует наблюдение за птицами, а если есть возможность, то и за другими дикими животными в природной обстановке, помогает детям мастерить кормушки, собирать корм.

При обсуждении следует обращать внимание на то, что эти животные не живут рядом с человеком, не дают ему реальных продуктов, но при этом нуждаются в бережном отношении, так как приносят радость общения с природой. Дети с помощью воспитателя делают кормушки для птиц, собирают для них корки и крошки хлеба, наблюдают, как птицы едят.

На занятии дети садятся в круг на ковре, перед ними игрушки диких животных, накрытые салфеткой. Воспитатель загадывает загадки о них загадки, как только дети отгадывают, он достает соответствующую игрушку.

Загадки:

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж)

Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками. (Еж)

Зимой спит, летом - ульи ворошит. (Медведь)

(Занятие  приводится по тому же типу, что и занятие N 10.)

С веточки на веточку прыгает, резвится, ловкая, проворная, а не птица. (Белка).

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на   старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Рыжая плутовка, курочек воровка. (Лиса).

Воспитатель обсуждает с детьми,   где живут эти звери, какие у них повадки, как они выглядят.   Особое внимание обращается на красоту животных и заботу о них.  При этом показывает картинки   или   фотографии, изображающие диких   зверей в реальных условиях (в лесу).  В заключение воспитатель просит назвать диких животных, которых знают дети.      

План занятия N 12

Программное содержание. Обобщение знаний о диких и домашних животных. Овладение действием замещения. Вызвать интерес к миру животных и чуткое отношение к ним.

Материал. Карточки с условным изображением дома (   ) и леса (    ), игрушки домашних (корова, собака, кошка, курица) и диких (волк, белка, заяц, лиса, медведь) животных.

П\работа: д\игра «Лото», чтение  художественной литературы о животных, рассматривание иллюстраций и картинок, фото своих домашних питомцев.

С\работа: дом, лес, домашние, дикие, лесные.

И\работа: проговаривать понятия «домашние», «дикие».

Ход занятия. На столе расставлены игрушки диких и домашних животных. На одном конце стола стоят карточки с условными изображением  дома, на другом леса. Воспитатель рассказывает, что животные заблудились, не знают где они живут, нужно побыстрее им помочь, так как курочка и корова очень испугались лису и медведя. При этом он обращает внимание на условные изображения дома и леса, спрашивает детей, как они думают, что это.

Дети помещают диких животных к условному обозначению леса, а домашних -дома.

После занятия можно рассказать детям, что не всегда домашние животные жили с людьми, давным-давно они были дикими. Если дети проявляют интерес к данному материалу, воспитатель рассказывает им в упрощенном варианте сказку Р.Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе".

План занятия N13

Программное содержание. Знакомство с комнатными растениями. Овладение действием замещения. Освоение проживания. Развитие познавательной активности.

Материал. Комнатные растения, карточка с условным обозначением воды © , лейка с водой.

П\работа: наблюдения на прогулке, помощь взрослым при уходе за растениями, рассматривание альбома о растениях.

С\работа: растения, цветы, капля, вода, поливать.

И\работа: активизировать речь.

Ход занятия. Дети под руководством воспитателя рассматривают растения, находящиеся на участке или в детском саду. Воспитатель рассказывает о них, обращая внимание на то, какие они красивые, разные, называет некоторые из них. Затем педагог просит детей задавать ему вопросы об этих растениях. Ребенку предлагается погладить, потрогать листья и цветы. Просит показать, где у растений цветы, листья и корешки, спрашивает, что нужно растениям (вода). Можно показать детям растение, которое несколько дней не поливали, обращая внимание на то, как поникли листочки, каким грустным и печальным оно стало, как ему хочется пить. По просьбе воспитателя дети изображают,  какими становятся цветочки без воды. Они опускают голову и плечи, руки висят вдоль тела, лицо печальное и т.д. Воспитатель просит детей помочь цветку    чувствовать    себя    всегда хорошо. спрашивает, что для этого нужно.  Дети отвечают, что необходимо поливать. Педагог предлагает придумать  специальную  подсказку-запоминалку, чтобы никогда об этом не забывать. Нужно поставить рядом с цветами записку и что-то на ней нарисовать. Лучше  всего это будет капля. Теперь никто не забудет полить цветочки.

План занятия №14

Программное содержание. Получение   эмоционально   положительного     опыта общения с живой природой. Освоение проживания. Освоение экспериментирования. Развитие познавательной активности. Овладение действием замещения.

Материал.  Лейка  с  водой,   семена  быстро  прорастающих  растений  (бобов, кабачков, тыквы, кресс-салата), горшки с землей, блюдце, сухая тряпочка, карточка с  условным обозначением земли ¥.

П\работа:экспериментирование с семенами, ведение дневника наблюдений.

С\работа:семена бобов,кабачков, значок «вода», значок «земля».

И\работа: развивать уверенность в своих действиях

Ход занятия. Перед занятием дети замачивают семена и наблюдают за их набуханием и ростом Дети высказывают предположения о том. что дальше делать с семенами, чтобы они выросли: посадить в землю, положить сверху, оставить па сухой тряпочке, положить на блюдце и др. Дети делятся на группы в соответствии с тем, как они хотели поступить. Педагог предлагает им посадить семена, затем они их сажают. Одна группа закапывает 2-3 семечка, другая - просто кладет на землю, третья - оставляет на тряпочке и т.д. Через 4-5 дней дети проверяют, у кого лучше всего выросли растения, и делают вывод о том, что растениям нужна не только вода, но и земля. Если воспитатель считает, что дети достаточно хорошо овладели действием замещения, он может предложить им придумать условный значок для обозначения потребности растении в земле ¥ и поставить его рядом со значком, обозначающим потребность в воде (см. занятие N13).

План занятия N15

(занятие повышенной сложности)

Программное содержание. Закрепление знаний о растениях. Получение эмоционально положительного опыта общения с живой природой. Развитие познавательной активности.

Материал. Несколько полосок дерна, клей, лопатки, карточки с условными обозначениями воды и земли.

П\работа: наблюдения за трудом взрослых.

С\работа: вода, земля, посадить, полив.

И\работа: активизировать опыт общения с живой природой.

Ход занятия. Занятие проводится в мае на садовом участке Воспитатель предлагает детям посадить траву, обсуждает с ними, как лучше это сделать - просто положить дерн, приклеить его или прикопать и полить. Если дети не сразу нашли правильное решение, он показывает им подсказку (карточки с условными обозначениями воды и земли). Если и после этого есть дети, утверждающие. что траву можно приклеить или приложить, воспитатель предлагает каждому из детей поступить так, как он считает нужным, раздает лопатки, клей, дерн. Через несколько дней проверяют результаты.

Таким же образом можно поступить, высаживая в почву растения, семена которых были пророщены ранее (см. план занятия N 14).

План занятия N 16

(Проводится в свободное время)

Программное содержание. Развитие представлений о свойствах воды. Освоение экспериментирования. Развитие познавательной активности.

Материал. Таз с водой, стаканы с водой (кипяченой), небольшие деревянные и металлические предметы, сахар, соль, ложка, бумажный кораблик, речной песок, спички, карточки с условным обозначением воды.

П\работа: чтение стихов и рассказов о воде, рассматривание иллюстраций, игры с водой.

С\работа: деревянные, металлические, тонет, не тонет, плавает.

И\работа: развитие познавательной активности.

Ход занятия. Перед занятием воспитатель читает детям стихи и рассказы о воде (см. приложение, раздел "Нерукотворный мир"), а также о состояниях воды в природе. Организуются наблюдения за водой в природе на протяжении осени и зимы, игры с водой в специально отведенном уголке и т.д.

На занятии, которое проводится в свободное время в форме игры, воспитатель спрашивает детей, что они знают о воде, затем предлагает делать фокусы. Перед ребятами разложены различные предметы, деревянные и металлические. На столе стоит банка с водой, дети пробуют, что из предметов плавает, что тонет. Воспитатель помогает сделать вывод о том, что деревянные предметы плавают, металлические - тонут. Теперь дети сами могут поиграть с предметами, проверяя, что плавает, а что - нет. Воспитатель предлагает поджечь воду в стакане, подносит спичку к воде и просит детей сказать, получится ли это у него. Затем опускает спичку в воду, она гаснет. Воспитатель удивляется, почему так происходит. Дети догадываются, что огонь боится воды. Если этого не происходит, педагог напоминает им истории, в которых огонь тушили водой. Затем воспитатель спрашивает, что случится с сахаром, если его бросить в воду, что - с солью, что - с песком. Дети производят эти действия сами, убеждаясь, что соль и сахар растворяются, а песок - нет. Воспитатель выясняет, исчезли ли соль и сахар и помогает детям понять, что они просто стали невидимы, но остались в воде. Для подтверждения этого факта дети пробуют соленую и сладкую воду из стаканов. Затем они используют ее в игровой деятельности ("варят" соответственно суп или компот).

План занятия N 17

(проводится в свободное время)

Программное содержание. Развитие представлений о свойствах воды. Овладение действием замещения. Освоение экспериментирования. Развитие познавательной активности. Использование условного значения объекта неживой природы (воды).

Материал. Резиновый шарик с маленьким, незаметным отверстием, картонка с условным обозначением воды, речной песок, картинки с изображением различных состояний воды в природе (осадков, водоемов и т.д.).

П\работа: игры с водой, полив растений, сюжетная игра «Приготовим обед».

С\работа: вода, моет, готовит, поливать, плавать.

И\работа: развивать познавательную активность.

Ход занятия. Воспитатель показывает фокус. В резиновый шарик, имеющий очень маленькое отверстие, незаметное для детей наливается вода. Через некоторое время воды в шарике не остается. Воспитатель спрашивает детей, почему так получилось.  Дети отвечают, что вода нашла маленькую дырочку и вытекла.

Педагог спрашивает, что происходит, если попадешь под дождь или наступишь в лужу.  Вода проникает даже в самую маленькую дырочку, от нее все мокнет. Дети вспоминают, что с ними случилось, когда они попали под дождь.

Воспитатель просит детей рассказать о воде, что она помогает делать: тушит огонь, моет, готовит, по ней можно плавать, с ней можно играть, поливать цветы, пить и т.д.

Воспитатель просит рассказать, какая вода бывает на улице, показывает картинки с изображением осадков, водоемов и т.д. Дети вспоминают о дожде, снеге, льде, ручье, речке, луже и т.д.

Если в группе есть специальный уголок для игр с водой и песком, воспитатель просит вспомнить, как обозначается вода и повесить этот значок над уголком воды.

В свободное время или весной на улице дети делают куличики из сухого песка, они не получаются. Воспитатель дает им время понять, что это невозможно. Затем предлагает искать решение проблемы, проверяет с ними все предложенные варианты. Если дети сами не смогли догадаться, что песок должен быть мокрым, то воспитатель поливает его водой и делает из него куличики. После этого все вместе делают вывод о том, что только мокрый песок не рассыпается.              

План занятия N 18

Программное содержание. Развитие представлений о времени суток (дне, утро, вечере, ночи) и семейных традициях, с ними связанных. Освоение проживания. Развитие познавательной активности.

Материал. Игрушка-Сова, произведения детской литературы, описывающие ночь и вечер (см. приложение, раздел "Нерукотворный мир", "Мир людей и человеческих отношений").

П\работа: рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пение колыбельных, сюжетная игра «Укладываем кукол спать».

С\работа: утро, день, вечер, ночь, солнце, ужин.

И\работа: подбор ласковых слов, обогащение словаря.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям сову, пришедшую к ним в гости, говорит, что она ночная птица, поэтому может рассказать о том, что происходит вечером и ночью - солнце садится, на улице темнеет. Дети вспоминают, что они делают вечером (приходят из сада, ужинают, смотрят детские передачи, умываются и ложатся спать). Сова просит рассказать, как их укладывают спать, что говорят им на ночь, что они говорят родным перед сном. Дети по очереди гладят сову и ласковым голосом желают ей спокойной ночи так, как они говорят это маме или другим близким, поют ей колыбельные. Воспитатель читает стихи, описывающие ночь и вечер. Затем дети вместе с совой укладывают кукол спать, говорят им ласковые слова на ночь, желают хороших снов.

План занятия N 19

 Программное содержание. Развитие представлений о времени суток (утро и день)

Развитие эмоциональной отзывчивости. Овладение действием замещения.

Материал. Игрушка-Белка, круг, разделенный на 2 сегмента (голубой и темно- фиолетовый) ¤ , рисунки, отображающие поведение детей в разное время суток.

П\работа: чтение произведений художественной литературы, составление рассказов по картинке.

С\работа: сутки, день, утро.

И\работа: овладение действием замещения.

 Ход занятия. В гости к детям приходит Белочка. Она говорит о том, что знает, что есть день и  ночь,  но  не  знает,  когда  это бывает.   Воспитатель  читает  стихи  посвященные светлому времени суток: З.Александрова «Утром» (см. раздел "Нерукотворный мир").

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, освети, обогрей -

Телят да ягнят,еще маленьких ребят.

Петушок, петушок, Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка,

Вместе с солнцем встаешь, голосисто поешь, детям спать не даешь.

Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок.

Полежала немножко...

Распахнула окошко: Здравствуй, солнышко -колоколнышко!

Рано-рано поутру пастушок ту-ру-ру-ру! А коровки в лад ему затянули: "Му-му-му!" Ты, коровушка, ступай, в чисто поле погуляй, а вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Дети рассказывают, что они делают утром, какие ласковые слова они говорят родителям, когда встают. Воспитатель просит показать Белочке, как они это делают (то же спрашивается о дне).

-Дети вместе с Белочкой рассматривают картинки, на которых изображено поведение детей в разное время суток (спят, играют, умываются и т.д.), рассказывают, что происходит днем, а что ночью.

Белочка просит нарисовать часы для жителей леса, чтобы они тоже знали, что им делать, когда темно, а что когда светло.

Воспитатель показывает круг, разделенный на два сектора (темно-фиолетовый и голубой), которые обозначают темное и светлое время суток (ночь и день). Из этого круга педагог предлагает сделать для Белочки часы. Для этого дети помещают в сектор картинки с изображением того, что они делают утром и днем, а в темный -вечером и ночью. Белочка благодарит детей и уходит в лес.

План занятия N 20

Пр.сод-е. Овладение действием замещения, построения и использования модели. Развитие представлений об улице и городе (селе), где живут дети, правилах дорожного движения и поведения на улице. Воспитывать желание наблюдать.

Материал. Кружки двух размеров (однотонные), пластмассовые стаканы, 2 листа белой бумаги, игрушка Мишка, полоска бумаги в черно-белую полосу, полоска с зеленым, красным и желтым кругами.

П\работа: чтение произведений художественной литературы о семье, правилах ДД, городе; рассматривание фотоальбома «Это я – это моя семья».

С\работа: семья, город, тротуар, улица, проезжая часть.

И\работа: развивать познавательную активность.

Ход занятия. Перед занятием воспитатель читает детям стихи и рассказы о семье, городе, правилах перехода улицы (см. приложение младшая группа, раздел  "Мир людей..."). Дети рассказывают, с кем они живут дома, какие у них родители (добрые, заботливые, умные), как дети помогают им. Воспитатель просит каждого ребенка узнать и выучить свой адрес. Проводится экскурсия за территорией детского сада, дети наблюдают за работой милиционера, светофором, переходят улицу в соответствии с сигналом светофора. Воспитатель просит родителей обратить внимание ребенка на улицу, дом, подъезд, этаж и квартиру, где он живет. Можно сходить к кому-либо в гости, ориентируясь на названный адрес.

На занятии дети сидят за общим столом, на котором разложены кружки. В гости к детям приходит уже знакомый им Мишка из леса. Он рассказывает о своей семье и просит детей рассказать о своей. Воспитатель говорит, что легче всего показать на  кружочках: большие кружки - это взрослые, маленькие - дети. Каждый ребенок рассказывает по очереди, с кем он живет, выкладывая соответствующие кружки. Мишка просит рассказать, где дети живут. Воспитатель раздает детям пластмассовые стаканчики, предлагает собрать всех членов семьи и накрыть стаканчиком, это будет квартира, затем спрашивает, кто живет в этой квартире. Мишка просит назвать свой адрес, чтобы он мог зайти к ним в гости.

Воспитатель помогает детям выставить стаканчики в два ряда, между ними кладется лист белой бумаги так, чтобы между листом и рядом осталось свободное место. Бумага - проезжая часть, свободное место - тротуар, стаканы - ряды домов на улице. Дети с помощью воспитателя проводят Мишку по улице, показывают ему, где можно ходить, где нельзя, рассказывают о том, как переходить улицу. Перед ними лежат полоски бумаги, замещающие светофор и переход. Воспитатель помогает детям объяснить Мишке правила перехода улицы по пешеходной дорожке и со светофором. Мишка благодарит детей и уходит в лес, чтобы рассказать своим друзьям зверям, как нужно жить в городе.

После занятия в свободное время дети с помощью воспитателя восстанавливают предметную модель улицы (рис.1), воспитатель рассказывает им, что улиц в городе много, накрывая модель покрывалом, обозначающим город. Каждому ребенку дается маленькая игрушка, чтобы он провел ее от одного дома до другого, проговаривая, где находится переход, тротуар, дорога, когда и какой горит свет на светофоре. Воспитатель возит игрушечную машину по "дороге" в соответствии и в несоответствии с правилами дорожного движения. Таким образом, воспитатель демонстрирует, насколько опасно не соблюдать правила дорожного движения

Примечание. Планы занятий составлены таким образом, что воспитатель может ориентироваться в работе, проводимой во время, до и после занятий. Программные цели и материалы указаны только для занятий.

 При знакомстве с такими сферами,  как:  профессии людей;  правила-поведения в группе, дома и в общественных местах; бережное отношение к природе и предметам  рукотворного   мира;   моральные   ценности:   трудолюбие,  и   т.д.,      используются произведения детской художественной литературы. Воспитатель не только читает их детям, но и отвечает на их вопросы, выясняет, понято ли прочитанное, всесторонне обсуждает тему, затронутую в том -или ином произведении. Эта работа проводится и в свободное время. Примерный список литературы дается в приложении к младшей группе в разделах "Мир людей и человеческих отношений", "Нерукотворный мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»

Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....

Конспект НОД Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Конспект НОД  Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Младшая группа....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ в старшей группе по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Культура поведения»

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Программные задачи: -формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных ...

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И О СЕБЕ...