Конспект "Невидимка - воздух" средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Развитие познавательного интереса детей в процессе овладения разными способами обнаружения воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности в средней группе по теме: «Невидимка - воздух»

Цель:

Развитие познавательного интереса детей в процессе овладения разными способами обнаружения воздуха.

Задачи:

  • расширять и обогащать представление о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер - это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • воспитывать интерес и позитивное отношение к окружающему миру.

 Словарная работа:

Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Методы и приемы:

  • психологический этюд - приветствие;
  • создание проблемной ситуации: игровой персонаж «Лунтик» формулирует задачу предстоящей деятельности;
  • художественное слово: загадка;
  • экспериментирование;
  • решение проблемной ситуации;
  • фронтальный метод;
  • индивидуальная работа;
  • наглядный метод: показ способа действия, карточки с символами предметов;
  • наблюдение;
  • обсуждение;
  • динамическая пауза: физкультминутка «Мыльные пузыри»;
  • рассказ детей о проделанной работе;
  • поощрение.

Демонстрационный и методический материал:

  • музыкальное сопровождение для приветствия и динамической паузы;
  • презентация учебного материала;
  • карточки с символами предметов для моделирования.

Оборудование:

  • мини - лаборатория: шапочки и фартуки (по количеству детей), полиэтиленовые мешочки (по количеству детей), стаканчики с водой, трубочки для сока (по количеству детей), салфетки бумажные (по количеству детей):
  • мыльные пузыри (1 баночка);
  • воздушные шары (по количеству детей).

Предварительная работа:

  • пускание мыльных пузырей на прогулке;
  • разучивание игр: «Парашют», «Ветер дует нам в лицо...», «Водолаз», «Воздушный футбол»;
  • чтение художественной литературы: И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Я. Аким «Ветер, ветерок, ветрище»;
  • наблюдение вовремя прогулки за облаками, деревьями в ветреную погоду;
  • конструирование из бумаги корабликов, вееров;
  • дидактическая игра «Кому нужен воздух»;
  • беседа «Почему мы должны заботится о чистоте воздуха?»

Ход занятия:

Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка песни « Улыбка» в исполнении ансамбля «Мелодия»). Здороваются с гостями.

Воспитатель: От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется!

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется...

Мы очень рады, что к нам пришло столько много гостей.

Примите от нас «улыбки - солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас.

Предлагает детям подарить «улыбки - солнышки» гостям.

Воспитатель: Я пришла к вам сегодня не одна.

(на экране появляется персонаж мультфильма Лунтик).

Лунтик. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Вы узнали, кто это?

Дети: Да! Это Лунтик.

Воспитатель. Ребята, и ты Лунтик, внимательно послушайте и отгадайте за гадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети. Воздух!

Воспитатель. Правильно, это воздух!

Лунтик. Что это такое? И кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе? Дети. Есть.

Воспитатель. Ребята, а давайте докажем Лунтику, что воздух все-таки есть.

Но для этого нам надо превратиться в настоящих ученых, про вести опыты-исследования в нашей лаборатории, чтобы узнать некоторые секреты воздуха. Согласны?

Дети. Да.

(дети надевают фартуки и шапочки).

Воспитатель. Уважаемые ученые! Вам необходимо получить сведения о воз

духе и подготовить небольшой рассказ для Лунтика. Чтобы выполнить эту работу, надо собрать информацию запомнить и записать её. Но читать и писать вы не умеете, предлагаю вам сделать это с помощью карточек-символов. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Как выдумаете, где находится воздух?

Дети. Он повсюду, он везде: на улице, в комнате, в воде, и даже внутри нас.

Воспитатель. А вы когда-нибудь видели воздух?

Дети. Нет, не видели.

Воспитатель. А почему вы его не видели?

Дети. Он прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель. Правильно. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Я предлагаю поймать его с помощью полиэтиленовых пакетов. Попробуем ловить воздух?

Дети. Да.

Воспитатель. Прошу ученых подойти к столу и взять по одному пакету. Смотрите, какой он тоненький. Что в нём?

Дети. Ничего, он пустой.

Воспитатель. Давайте вместе со мной проведем первый опыт. Раскрываем пакет, ловим воздух и закручиваем его.

Воспитатель. Что произошло с пакетом?

Дети. Он надулся и стал похожим на подушку.

Воспитатель. Что в нем находится?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Правильно воздух. Он занял все место в пакете. А какого он цвета?

Дети. Прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель. А теперь раскроем пакет. Что с ним случилось?

Дети. Пакет стал опять тоненьким.

Воспитатель. Почему?

Дети. В нем нет воздуха.

Воспитатель. Правильно вот мы и открыли первый секрет воздуха, что воздух прозрачный, невидимый и бесцветный. И обозначается вот такой карточкой- символом (зачеркнутое цветное пятно).

Воспитатель. Как вы думаете, есть ли воздух в человеке?

Дети. Есть.

Воспитатель. А давайте это проверим. Пройдите и займите рабочие места в нашей лаборатории.

(Дети садятся за столы. На столах: стаканчики с водой, трубочки для сока).

Воспитатель. Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё. Что про исходит?

Дети. Выходят пузырьки.

Воспитатель. Почему появились пузырьки?

Дети. Выходит воздух.

Воспитатель. Вот видите воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку и он

выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем его через трубочку и полу чаются пузырьки.

Воспитатель. Вот мы и узнали второй секрет воздуха. Запишем результаты опыта вот такой карточкой-символом (изображение человека).

Воспитатель. А какие ещё бывают пузыри?

Дети. Мыльные пузыри.

Воспитатель. Давайте поиграем с мыльными пузырями.

«Игра с мыльными пузырями».

Воспитатель. Если дунуть посильней,

Будем много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

Воспитатель. Пока мы играли у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух «запах?».

Дети. Нет, да.

Воспитатель. Как мы можем это проверить.

Дети. Понюхать воздух.

Воспитатель. Попробуйте втянуть воздух носом. Вдох-выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах.

Дети. Нет.

Воспитатель. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. Воздух - не имеет запаха. Обозначим его с помощью карточки-символа с изображе нием носа.

Воспитатель. Прошу ученых опять занять свои места в лаборатории.

Воспитатель. Возьмите салфетку и поднесите её к носу, вдыхайте и выдыхайте воздух. Что вы заметили?

Дети. Салфетка шевелится.

Воспитатель. Правильно. Салфетка шевелится, как весной листочки на деревьях. А листочки от чего качаются на деревьях?

Дети. От ветра.

Воспитатель. Почему у вас шевелилась салфетка?

Дети. Мы вдыхали и выдыхали воздух. Он двигался и получился ветерок.

Воспитатель. В какую погоду движение воздуха видно хорошо?

Дети. В ветреную погоду. Деревья качаются. Трава наклоняется.

Облака быстро плывут.

Воспитатель. Правильно. Вот мы узнали четвертый секрет воздуха. Ветер - это движение воздуха. Результат этого опыта запишем с помощью такой карточки (качающееся дерево на ветру).

Воспитатель. На сегодня опыты закончены. Теперь вы сможете доказать Лунтику, что воздух все-таки есть?

Дети. Да.

Воспитатель. Предлагаю вам рассказать о воздухе используя наши карточки символы.

(Дети выходят из-за столов и встают около мольберта)

Рассказы детей о свойствах воздуха.

Лунтик. Сп асибо, ребята. За то, что вы рассказали мне так много интересного. Побегу домой и расскажу своим друзьям, что сегодня узнал о воздухе. До свидания!

Дети. До свидания!

Воспитатель. Уважаемые ученые! Вы прекрасно потрудились в лаборатории проводя опыты с воздухом. Теперь пришла пора возвратиться из лаборатории в группу.

(дети снимают шапочки и фартуки и вешают их на стульчики). Воспитатель. Ребята, я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам.

Мне было приятно и интересно с вами общаться. Спасибо.

Составила и провела воспитатель МБДОУ «Светлячок»

         Солнечного района Хабаровского края

Третьякова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...