ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Удивительные насекомые
проект по окружающему миру (старшая группа)
В дошкольном возрасте у детей активно развивается познавательный интерес. Дети стремятся рассмотреть, изучить предметы окружающего мира. Маленькие исследователи наблюдают, сравнивают, анализируют и делают выводы. Лето - благоприятное время для наблюдения и изучения самых маленьких обитателей нашей планеты - насекомых. Наблюдение в природе, на территории детского сада, что может быть увлекательней?!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Удивительные насекомые
Актуальность темы
Родная природа - это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано.
Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начнём эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из - за своих крошечных размеров, но их влияние на нашу жизнь огромно. К сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребёнок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, именно поэтому, возникла проблема «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?». Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним.
Цель проекта:
- Формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: кратко - срочный
По количеству участников: групповой (старшая группа)
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.
Образовательная область: экологическое воспитание.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
3. Воспитание бережного отношения к природе;
4.Развивать эмоциональную отзывчивость;
5.Развивать коммуникативные навыки;
Планируемый результат: Систематизировать представления о многообразии насекомых; расширять словарный запас; различать насекомых по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Методы и формы работы:
- наблюдения
- беседы
- поисково - исследовательская деятельность
- рассматривание иллюстраций
- настольные игры
- подвижные игры
- пальчиковые гимнастики
- дидактические игры
- заучивание стихотворений, пословиц
Этапы реализации проекта:
I. Организационный:
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-малышек по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
II. Деятельный:
Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых, живущих на лугу.
III. Заключительный:
Продукт проектной деятельности:
- Консультации для родителей на темы: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Выставка детских работ: «Бабочка-красавица» «Божьи коровки».
- Лепка: «Насекомые».
- Коллективная работа: «Царство насекомых».
Области познания | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
Познавательное развитие | Беседы: « Что знают дети о насекомых?»; «Насекомые»; Наблюдение за насекомыми на участке детского сада; | « муравей – санитар леса», «Насекомые в природе нашего края" Опыт: « Лакомство для муравья», « Строение муравейника» | «бабочки – красавицы» Решение проблемной ситуации : « Зачем бабочкам цветы?», «Бывают ли домашние бабочки?» | «Насекомые: польза и вред », « труженица – пчела» | Развлечение «насекомые луга» |
Развитие речи | Словесные игры: «Назови ласково», «Игра в слова». | «Один - много», «Закончи предложение», | «Какой, какая, или подбери признак», | «Загадки и отгадки» | Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга». |
Чтение художественной литературы: К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»; | басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». | Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д. | В.Драгунского «Он живой и светится» | Виталий Бианки: "Как муравьишка домой спешил"; | |
Социально – коммуникативное развитие | Беседа: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле»; | «Как уберечься от опасных насекомых». Инсценировка « Стрекоза и муравей» | Дидактическая игра: «Четвёртый лишний» | Дидактическая игра: «Собери картинку», « Цветы и насекомые» | Пластический этюд: знакомое насекомое. |
Художественно – эстетическое | прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля» Просмотр мультфильма: «Муха-Цокотуха» | Лепка: «Стрекоза и муравей» Просмотр мультфильмов: «Стрекоза и муравей» | Объемная аппликация «Бабочки». прослушивание аудиозаписи А.Чайковского «Вальс цветов» | Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»; | Конструирование из бросового материала «Божьи коровки жучки, Выставка рисунков: «Божьи - коровки», «Бабочка-красавица»; - Коллективная работа: «Царство насекомых». |
Физическое развитие | Физкульт минутка «Кузнечики». | подвижная игра «Поймай комара» | Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…» | Физкультминутка «Божьи коровки» подвижная игра «Медведь и пчёлы» | Игра малой подвижности «Мяч бросай - насекомых называй». |
Беседа: «Насекомые - польза и вред»
Цель: - Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: Предметные картинки с изображением насекомых;
сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход беседы:
1.Вопросы к детям:
- Каких насекомых вы знаете?
- Когда появляются насекомые?
- Где они живут?
- Чем они отличаются от птиц?
- Что случится, если не будет насекомых?
- Чем могут быть опасны насекомые?
- Как себя вести при встрече с ними?
2.Чтение стихотворения:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужжасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
3.Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
4.Запомнить правила:
Необходимо знать, как защищаться от насекомых:
- Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей), отпугивающими насекомых!
- Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
- Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
- Не ловите и не убивайте насекомых!
- Не стойте около муравейника!
Беседа: «Берегись насекомых!»
Цель: Дать детям представление о разнообразных насекомых.
Задачи:
- Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека;
- закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,
с которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми;
- развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.
Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.
Ход беседы:
Рассматривание насекомых. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии насекомых.
Воспитатель: Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.
Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.
- Ребята, кого из насекомых вы узнали? ( Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).
- Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
- Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)
- Как вы определили, что это оса? (У осы…………).
- Как вы узнали муравья? (У муравья…..).
- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).
- Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.
- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц
- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)
- Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
- Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
- Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
- А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник)
У пчелы - …(улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.
И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.
- Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
- У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
- У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
Часть 2. Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
- Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.
Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.
Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.
Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.
Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.
Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.
Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.
Итог.
- Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?
- Где живут насекомые?
- Чем отличаются насекомые от птиц?
- Что случится, если не будет насекомых?
- Как защищаться от насекомых?
(Ответы детей.)
- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»
Цель: - Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Воспитатель: - Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
1) Заяц, еж, лиса, шмель;
2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) Таракан, муха, пчела, майский жук;
8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) Лягушка, комар, жук, бабочка;
10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Словесные игры
«Назови ласково»
Цель: закрепление знаний об образовании уменьшительных форм существительных.
Комар — комарик
Жук – жучок
Пчела – пчелка
Усы – усики
Лапы – лапки
Голова – головка
Муравей — муравьишка
Муравейник – муравейничек
Муха – мушка
Стрекоза – стрекозка
«Закончи предложение»
Цель: - Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Майский жук большой, а божья коровка …(маленькая)
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)
У жука усы толстые, а у бабочки …(тонкие)
У шмеля спина широкая, а у водомерки …. (узкая).
Игра «Один - много».
Цель: - Формировать умения у детей согласовывать существительного с количественным числительным.
Одна бабочка – много бабочек
Один шмель – много шмелей
Одна - божья коровка, много- божьих коровок.
Одна муха - много мух.
Один комар - много комаров.
Один муравей – много муравьёв.
Один кузнечик – много кузнечиков.
«Игра в слова».
Воспитатель читает слова , дети объясняют какие из них подходят муравью, шмелю, пчеле, таракану.
Слова: муравейник, зеленый, порхает, мед, трудолюбивая, красная спинка, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, вредитель, соты, жужжит, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца.
«Какой, какая, или подбери признак».
Игра с мячом (образование прилагательных).
Воспитатель бросает мяч и задает вопрос, дети отвечают и бросают мяч обратно . Бабочка какая? Жук какой? и т. д.
Дети: Красивая, лёгкая… Чёрный, коричневый, большой…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2002.
- Ознакомление детей с миром природы : материалы к занятиям (интересные факты, занимательные рассказы, стихи, загадки)/авт. – сост. Е.Ю.Валк. - Волгоград: Учитель.
- Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авт. – сост. О.Е.Громова, Г.Н. Соломатина, И.В.Переверзева. – М.;ТЦ Сфера,2005.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? - М., 2003.
- Тематические подвижные игры для дошкольников/авт. – сост.М.М. Борисова. – М.:Обруч, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект краткосрочный творческий для детей старшего дошкольного возраста «Удивительное рядом».
МАДОУ детский сад №75 присмотра и оздоровления г.Тюмени КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Удивительное рядом» Автор проекта: Файзуллина Н.П. Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействия...
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир динозавров»
Интерес к теме динозавров возник у детей самостоятельно, после рассматривание энциклопедий. Дети сами предложили изучить динозавров.Цель проекта: изучить с детьми историю возникновения жизни на Земле,...
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир насекомых»
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать -...
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Этот удивительный космос"
Цель проекта: Приобщение детей к знаниям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественни...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Этот удивительный мир камней и минералов»
Проект для детей старшего дошкольного возраста«Этот удивительный мир камней и минералов»...
Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
Проект для педагогов ДОУ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Знакомые насекомые"
Познавательно — исследовательскийкраткосрочный проект по актуализации и расширению знаний детей о насекомых...