"Путешествие в храм природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Информационно-иследовательский проект "Путешествие в храм природы" для детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
информационно-исследовательский
(долгосрочный)
«Путешествие в храм природы»
для детей 5-6 лет
«Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для на с в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь»
А.Смирнов.
Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности детьми и их родителей(законных представителей) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Тип проекта
Информационно-исследовательский
Срок реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители (законные представители),педагоги.
Цель:
формирования основ экологической культуры у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта.
образовательные:
- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
- усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов;
- познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
развивающие:
- развивать осознание ребёнком себя как части природы;
- развивать понятия, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому;
- гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность;
- эмоционально - положительного отношения к окружающему миру;
- умения видеть его красоту и неповторимость.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей(законных представителей):
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Стратегия реализации проекта
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий.
1 этап. Организационно - подготовительный этап.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
2 этап. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями(законными представителями):.
- Работа с педагогами.
1.Работа с детьми
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические ООД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике .
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры;
-экологические интеллектуальные игры ;
- театрализованные игры, интеллектуальные игры: викторина, «Что, где, когда», «Мусор - враг планеты», «У нас Земля одна!».
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность;
- музыкально – досуговая деятельность;
- экологические праздники.
Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания.
Работа со взрослыми:
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
- «Огород круглый год»
- «Цветник на подоконнике»
- «Сохрани подснежник»
- «Домик для скворцов»
- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём»
- «Сохраним дерево -подарим книжке вторую жизнь » (сбор макулатуры)
- «Наш лес» (посадка деревьев).
Выставок творческих работ на тему:
- «Сохраним подснежник»;
- «Природа и творчество»;
- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» ;
- «Дадим отходам вторую жизнь»;
- «Фантазии осени» .
- Работа с родителями(законными представителями)
Консультации на тему:
- «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
- «Экологическое воспитание детей в семье»,
- «Мусор проблема №1»,
- «Каковы сроки разложения мусора на земле?».
Семинары на тему:
- «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
- анкетирование;
- оформление информационного уголка.
Советы родителям на тему:
- «Научите детей любить и беречь природу!».
Оформление папок-передвижек, природоохранных памяток, газет;
Участие в выставке поделок
- «Вторая жизнь ненужных вещей»,
- «Фантазии осени»;
- фотовыставка «Наш лес»,
- «Мы друзья твои, природа!».
Природоохранных акции
- «Утилизация отработанных батареек и аккумуляторов»,
- «Покормите птиц зимой»,
- «Раздельный сбор мусора»;
- проведение праздников, развлечений;
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе;
- участие родителей к субботнику на территории ДОУ и нашего города.
3. Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта;
- посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка;
- создание выставки методического и творческого материала;
- оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).
Дети:
- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
- повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
– осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в едином деле защиты нашей планеты.
Используемая литература
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112с. – (Жизнь вокруг нас.)
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии/Художники В.Х.Янаев, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»)
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
- ВераксаН.Е.,Веракса А.Н. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
- Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением старшая группа 2014год
- Игры-забавы на участке детского сада/ Авт.-сост. Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. (Библиотека воспитателя).
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224с.
- Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 256 с.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002г. – 192с.
- Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко. – 2-е изд. – М.: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. старшая группа (5-6 лет) 2014год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие для детей подготовительной группы и учащихся 1-го класса начальной школы "Путешествие в мир природы".
Это мероприятие приемственность детского сада со школой. Цель: Вызвать у детей детского сада и школьников желание помериться знаниями на экологическую тематику. Воспитовать любовь к природе, птицам, ж...
Конспект занятия по экологии "Путешествие в мир природы"
Прививать детям любовь к живой и неживой природе. Ценить и оберегать то, что нас окружает. Дети чуткое творение бога, поэтому ребенок правильно воспринимает хорошие поступки окружающих. Если ребенок п...
Путешествие в королевство природы
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы....
Конспект НОД "Путешествие в мир природы"
Конспект НОД "Путешествие в мир природы"Старшая группа. Воспитатель: Аймурзина С.А. Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.Дети: В...
Непосредственная образовательная деятельность детей по ознакомлению с родной природой в подготовительной группе «Путешествие в Королевство природы»
Непосредственная образовательная деятельность детей по ознакомлению с родной природой в подготовительной группе «Путешествие в Королевство природы» Цель: расширять, пополнять и уточнять знания детей...
детский проект "Путешествие в храм"
Приобщение детей к православным традициям. Знакомство с храмом в селе Демьям Бедный.Познакомиться с жизнью монастыря и его традициями....
Конспект открытого занятия «Путешествие капельки» (Путешествие воды в природе.)
Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.Игровой персонаж -...