"Путешествие в храм природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Посалина Александра Витальевна

Информационно-иследовательский проект "Путешествие в храм природы"  для детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологический проект34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

информационно-исследовательский

(долгосрочный)

«Путешествие в храм природы»

для детей 5-6 лет

 

                                                                 «Есть просто храм,

                                                                            Есть храм науки,

                                                                                                       А есть ещё природы храм,

                                                                                          С лесами, тянущими руки

                                                                                              Навстречу солнцу и ветрам.

                                                                                              Он свят в любое время года,

                                                                                                     Открыт для на с в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток

                                                                                              Не оскверняй его святынь»

А.Смирнов.

Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества  выход из сложившейся ситуации. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему     миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности детьми и их родителей(законных представителей) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;                                                   

 - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Тип проекта

Информационно-исследовательский

Срок реализации проекта: долгосрочный  

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители (законные представители),педагоги.  

Цель:

формирования основ экологической культуры у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи проекта.

 образовательные: 

  • формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
  • усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов;
  • познавательные умения детей при овладении  исследовательскими методами познания природы;

 развивающие: 

  • развивать осознание ребёнком себя как части природы;
  • развивать понятия, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;

 воспитательные: 

  • воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому;
  • гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность;
  • эмоционально - положительного отношения к окружающему  миру;
  • умения видеть его красоту и неповторимость.

Ожидаемые результаты проекта.

У детей сформируются:

- экологические знания, экологическая культура;

- сознание важности природоохранных мероприятий;

- навыки правильного поведения в природной среде;

- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой  деятельности.

У родителей(законных представителей):

- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране  природы;

- гармонизируются детско-педагогические отношения;

- повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

- повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями по   экологическому воспитанию.

Стратегия реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап. Обобщающий.

1 этап. Организационно  -  подготовительный этап.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта. 
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала

2 этап. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и  включает в себя:

  1. Работу с детьми.
  2. Работу с родителями(законными  представителями):.
  3. Работа с педагогами.

1.Работа с детьми

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические ООД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике .
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры;

- развивающие игры;

-экологические интеллектуальные игры ;                           

 - театрализованные игры, интеллектуальные игры: викторина, «Что, где, когда», «Мусор - враг планеты», «У нас Земля одна!».

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада.

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:        

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность;
  • музыкально – досуговая  деятельность;  
  • экологические праздники.

Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

- спортивные, подвижные  игры;

спортивные досуги, праздники экологического содержания.

Работа со взрослыми:

Организация и проведение с детьми с привлечением  взрослых:

 природоохранных акции на тему:

- «Птичья столовая»  (изготовление кормушек, подкормка птиц)

- «Огород круглый год»

- «Цветник на подоконнике»

- «Сохрани подснежник»

- «Домик для скворцов»

-  «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём»

- «Сохраним дерево -подарим книжке вторую жизнь » (сбор макулатуры)

- «Наш лес» (посадка деревьев).

Выставок творческих работ на тему:

- «Сохраним подснежник»;

- «Природа и творчество»;

- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» ;

- «Дадим отходам вторую жизнь»;

- «Фантазии осени» .

  1. Работа с родителями(законными представителями)

Консультации на тему:

  • «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
  • «Экологическое воспитание детей в семье»,
  • «Мусор проблема №1»,
  • «Каковы сроки разложения мусора на земле?».

Семинары на тему:

  • «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
  • анкетирование;
  • оформление информационного уголка.

Советы родителям на тему: 

  • «Научите детей любить и беречь природу!».

 Оформление папок-передвижек, природоохранных памяток, газет;

Участие в выставке поделок

  • «Вторая жизнь ненужных вещей»,
  • «Фантазии осени»;
  •  фотовыставка «Наш лес»,
  • «Мы друзья твои, природа!».

Природоохранных акции

  • «Утилизация отработанных батареек и аккумуляторов»,
  • «Покормите птиц зимой»,
  • «Раздельный сбор мусора»;
  • проведение праздников, развлечений;
  • привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе;
  • участие родителей к субботнику на территории ДОУ и нашего города.

 

3. Третий этап – заключительный.

  • Презентация проекта;
  • посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка;
  • создание выставки методического и творческого материала;
  • оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).

Дети:

освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

- сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

-  повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

-  у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  экологического воспитания детей; 
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры; 
– осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

Педагоги:

- личностный и профессиональный рост; самореализация.

- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

Заключение.

         Во время реализации  проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему   миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями)  сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в едином деле защиты нашей планеты.

 Используемая литература

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112с. – (Жизнь вокруг нас.)
  2. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии/Художники В.Х.Янаев, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»)
  4. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
  5. ВераксаН.Е.,Веракса А.Н. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
  6. Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением старшая группа 2014год
  7. Игры-забавы на участке детского сада/ Авт.-сост. Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. (Библиотека воспитателя).
  8. Иванова А.И. Методика организации экологических  наблюдений и экспериментов в детском саду.Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
  9. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224с.
  10. Николаева С.Н.  Система экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 256 с.
  11. Николаева С.Н.  Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. - М., Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  12. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002г. – 192с.
  13. Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко. – 2-е изд. – М.: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
  14. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой  в детском саду. старшая группа (5-6 лет) 2014год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие для детей подготовительной группы и учащихся 1-го класса начальной школы "Путешествие в мир природы".

Это мероприятие приемственность детского сада со школой. Цель: Вызвать у детей детского сада и школьников желание помериться знаниями на экологическую тематику. Воспитовать любовь к природе, птицам, ж...

Конспект занятия по экологии "Путешествие в мир природы"

Прививать детям любовь к живой и неживой природе. Ценить и оберегать то, что нас окружает. Дети чуткое творение бога, поэтому ребенок правильно воспринимает хорошие поступки окружающих. Если ребенок п...

Путешествие в королевство природы

Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы....

Конспект НОД "Путешествие в мир природы"

Конспект НОД  "Путешествие в мир природы"Старшая группа. Воспитатель: Аймурзина С.А. Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.Дети: В...

Непосредственная образовательная деятельность детей по ознакомлению с родной природой в подготовительной группе «Путешествие в Королевство природы»

Непосредственная образовательная деятельность детей по ознакомлению с родной природой в подготовительной группе «Путешествие в Королевство природы» Цель: расширять, пополнять и уточнять знания детей...

детский проект "Путешествие в храм"

Приобщение детей к православным традициям. Знакомство с храмом в селе Демьям Бедный.Познакомиться с жизнью монастыря и его традициями....

Конспект открытого занятия «Путешествие капельки» (Путешествие воды в природе.)

Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.  Воспитывать бережное отношение к воде.Игровой персонаж -...