Конспект НОД "Путешествие в мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД "Путешествие в мир природы"
Старшая группа. Воспитатель: Аймурзина С.А.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.
Дети: Всем, всем добрый день.
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: Стихотворение о природе.
Воспитатель: Что такое природа?
Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Воспитатель: Какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Почему мы называем природу живой?
Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.
Воспитатель: Что относится к неживой природе?
Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.
Воспитатель: Составьте схему природы. (ребенок на фланелеграфе составляет схему природы).
Воспитатель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?
Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.
Воспитатель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.
Воспитатель: А отправимся мы в лес на поезде. (дети становятся друг за другом. С песней «Вот поезд наш едет» двигаются в сторону «леса».
Посмотрите сколько здесь разных деревьев? (обращая внимание на фланелиграф, где расставлены иллюстрации деревьев).
Дидактическая игра «Узнай дерево по листку, ветке».
(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина).
Воспитатель: Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались?
Дети: В смешанном лесу.
Воспитатель: А какие еще бывают леса?
Ребенок: Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья –
Тут все деревья от «А» и до «Я».
Воспитатель: Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: «Айболит». Ребята, вспомните, кто такой Айболит?
Дети: Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Воспитатель: Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушенная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)
Воспитатель: А какие еще растения используют для лечения простуды?
Дети: мать-и-мачеха, душица, липа.
Липа – средство от простуды.
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.
Воспитатель: Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита?
Дети: корень одуванчика.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)
Воспитатель: Шиповник богат витамином С.
Воспитатель: Какой цветок лечит больное сердце?
Дети: Ландыш.
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека – это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!
Дети поездом отправляются к следующей остановки.
Воспитатель: Следующая остановка «Дары леса». Ребята, какие дары преподносит нам лес?
Дети: Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.
Ребята, посмотрите здесь корзина с грибами и ягодами, давайте мы их посчитаем.
Счет грибов – 5 (обратный счет). Какую цифру мы должны поставить? (5) Почему?
Счет ягод – 4 (обратный счет). Какую цифру ставим? (4) Почему?
Чего больше? Чего меньше? Какой знак нужно поставить? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?
Воспитатель: Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено и скажите, что лишнее.
Игра «4-й лишний».
Клюква, голубика, земляника, крыжовник.
Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.
Дети: Лишний мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные.
Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?
Дети: Нет. Мухоморы – лекарство для лосей.
Воспитатель: Наш путь продолжается. (проводится физкультминутка «Прогулка в лесу»), Включается фонограмма «Звуки леса»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!
Воспитатель: Остановка «Музыка в лесу».
Воспитатель: Ребята, что можно услышать в лесу?
Дети: Шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц.
Воспитатель: Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – давайте отгадаем.
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(кукушка)
Воспитатель: Какая из этих птиц перелетная?
Дети: Кукушка, дятел.
А каких еще перелетных птиц вы знаете? А почему они улетают?
Воспитатель: А каких еще обитателей леса можно увидеть порхающими над растениями?
Дети: Бабочки, жуки, стрекозы, пчелы, шмели.
Воспитатель: как назвать их одним словом?
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, объясните пословицу: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Дети: Лес – это дом и столовая для птиц. Птицы уничтожают вредных насекомых, которые губят деревья. Лес без птиц погибнет.
Фонетическая зарядка
«На полянке»
· Птицы щебечут, а жуки – жужжат (ж-ж-ж)
· Ручейки журчат, а комарики звенят (з-з-з)
· Бабочки порхают, а листочки шелестят (ш-ш-ш)
Воспитатель: Следующая остановка «Лесные звери». Отгадайте, какое животное здесь зашифровано. (Крот)
К
|
Воспитатель: Где живет крот?
Дети: Крот живет в норе.
Дидактическая игра «Чей дом?»
Дидактическая игра «Загадай мы отгадаем» (по плану: чем питается, где живет, окрас, чем питается. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк).
Воспитатель: Кто из лесных зверей меняет шубки!
Дети: Заяц, белка, лиса.
Воспитатель: Кто впадает в зимнюю спячку?
Дети: Еж, медведь, барсук.
Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных.
Дидактическая игра с мячом «Кто у кого».
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями. Я уверена, что вы знаете как надо вести себя в лесу, чтобы не причинять вреда лесу и его обитателям. Рассмотрите рисунки. Какие дети поступают правильно? (работа с сигнальными картами: зеленый правильно, красный неправильно).
Проводится игра «Хорошо – плохо».
Воспитатель: Ребята, Старичок-Лесовичок оставил нам еще одно письмо.
В лесу случилась беда. Кто-то вырубил много деревьев. Нужна ваша помощь.
Воспитатель: Как мы можем помочь?
Дети: Надо посадить новые деревья.
Воспитатель: Правильно. Вот это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Воспитатель: Я предлагаю нарисовать деревья и посадить их в лесу у Старичка-Лесовичка.
Пальчиковая гимнастика.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата.
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Продуктивная деятельность «Дерево».
Спокойная музыка. .
(Готовые работы выставляются на мольберт).
Воспитатель: Молодцы! Я уверена, что Старичок-Лесовичок обрадуется, увидев ваш подарок. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях. А рисунки мы отправим ему по почте , а он превратит рисованные деревья в настоящие.
Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?
Дети: «Айболит», «Дары леса», «Музыка леса», «Животные леса».
Воспитатель: На какой остановке вам понравилось больше всего?
(ответы детей)
Воспитатель: Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?
Дети: чтение стихотворения «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Воспитатель: Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
буклет | 445.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность взрослого
с детьми:
К теме: «Государственный флаг России»
1. Рассмотрите с ребенком изображение Российского флага и ответьте на вопросы:
- Какого цвета полосы на флаге России?
- Какие предметы белого, красного, синего цвета ты знаешь?
Белый - … Синий - … Красный – ...
- Какое значение имеет красный, синий, белый цвет?
2. Попробуйте вместе с детьми вспомнить, где можно встретить изображение Государственного флага Российской Федерации?
3. Поиграйте с детьми в игру «Над – под – между».
- Какая полоса в российском флаге:
Первая сверху? Вторая снизу? Над синей?
Под синей? Между красной и белой и т.д.
- Раскрасьте флаг России.
К теме: «Государственный гимн России»
Ответь на следующие вопросы:
- В каких случаях исполняется гимн России?
- Какие слова вызывают чувство гордости за Родину?
- Россия названа в тексте гимна: державой, страной, Отчизна. Как бы ты расположил эти слова по мере возрастания торжественности их звучания?
- Выучите первый куплет Гимна наизусть.
К теме: «Государственный герб России»
- Кто изображен на гербе России?
- Очертания какого старинного доспеха напоминает герб?
- Что ты знаешь об орле? Подбери слова, которые наиболее точно характеризуют эту птицу.
- Раскрась герб России.
- Составь рассказ о гербе России по плану:
- Герб какого государства изображен на картинке?
- Какую форму имеет герб России?
- Что расположено в центре герба и почему?
- Где можно увидеть герб России?
К теме: «Вооруженные силы России: эмблемы и символы»
- Еще раз спросите у ребенка, кто такие защитники Отечества; кого поздравляют в этот день.
- Рассмотрите помещенные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии.
- Рассмотрите с ребенком эмблемы разных родов войск, иллюстрации с изображением воной техники, расскажите ему о военных профессиях.
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель:
Аймурзина С.А. (2011 год)
МДОУ №63 «Машенька»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Задачи нравственно-патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Советы родителям:
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах
Какие сведения и понятия
о родном городе способны усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Явления неживой природы. Гроза в природе."
Конспект занятия...
Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»
Родительское собрание на тему: «Мы природе не враги...
Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»
Форма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагог.Цели:— повысить уровень экологической компетенции родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе;— формировать ...
Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»
Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...
Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....
Конспект НОД ПИД в природе в подготовительной группе "ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ"
Педагогическая исследовательская деятельность ...
Конспект НОД "Что такое природа? Живая и неживая природа."
Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы)....