Свойства магнита
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: Свойства магнита
Возраст: подготовительная группа
Цель: продолжать формировать у детей навыки экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с новым свойством магнитов "полярностью", с понятием "магнитное поле", "магнетизм", расширить представления о действии магнитных сил.
Коррекционнно-развивающие:
Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Активизировать словарь детей понятиями "магнетизм", "магнитное поле", "полюса магнитов".
Развивать умение взаимодействовать парами.
Воспитательные:
Вызвать и поддерживать познавательный интерес к содержанию непосредственной образовательной деятельности.
Виды деятельности в ходе НОД: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_magnita.docx | 62.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: Свойства магнита
Возраст: подготовительная группа
Воспитатель Овчинникова М. В.
Ярославль 2016
Цель: продолжать формировать у детей навыки экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с новым свойством магнитов "полярностью", с понятием "магнитное поле", "магнетизм", расширить представления о действии магнитных сил.
Коррекционнно-развивающие:
Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Активизировать словарь детей понятиями "магнетизм", "магнитное поле", "полюса магнитов".
Развивать умение взаимодействовать парами.
Воспитательные:
Вызвать и поддерживать познавательный интерес к содержанию непосредственной образовательной деятельности.
Виды деятельности в ходе НОД: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.
Оборудование и материалы к НОД:
Магниты с разными полюсами по количеству детей.
Металлические опилки в одноразовых контейнерах.
Карточки для фиксации результатов опыта, карандаши.
Набор канцелярских скрепок.
Магниты разного размера.
Два игровых поля с изображением трассы, два магнитных шарика.
Пиалы с водой по количеству детей.
Компасы.
Ход занятия:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Постановка проблемы:
анализ | воспитатель | дети |
Обнажить житейское представление детей вопросом Предъявить научный факт экспериментом Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к проблеме | Ребята, как вы думаете, если два магнита поднести друг к другу, что произойдёт? Подносит два магнита разными полюсами друг к другу, магниты отталкиваются Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос? Ребята , как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? | Они притянутся друг к другу Что магниты притягиваются друг к другу Они отталкиваются Почему магниты оттолкнули друг друга О магнитах, когда они отталкиваются, а когда притягиваются друг к другу, и их свойствах |
Основная часть:
Опыт «Полюса магнита»
Посмотрите какой разноцветный магнит (воспитатель показывает магнит окрашенный двумя цветами: синим и красным) .
У каждого магнита есть две стороны. Одни стороны притягиваются друг к другу, а другие стороны отталкивают друг друга. Учёные назвали эти стороны северный полюс и южный полюс.
Воспитатель: Но как вы думаете, где у магнита северный полюс, а где южный?
Воспитатель: Вот чтобы не возникало таких трудностей учёные решили окрашивать полюса на магнитах : северный в синий цвет, а южный — в красный.
Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними
(Магниты отталкиваются).
А теперь приложите красным и синим концами. Что происходит?
(Магниты притягиваются).
Вывод: магниты притягиваются разными полюсами, а одинаковыми отталкиваются.
Результат необходимо занести в исследовательский альбом. Возьмите, картинки с изображением магнитов и приклейте их так, как они ведут себя по отношению друг к другу.
Перед вами лежат магниты, возьмите их рассмотрите.
Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней? (ответы детей) Это свойство называется магнетизмом. То есть магнит обладает силой, которая действует на другие предметы из железа. А район, вокруг магнита, в котором действует эта сила называется магнитным полем.
Опыт Как увидеть магнитное поле
Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым? Очень просто! Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок Если поднести снизу бумаги магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть магнитное поле.
Как вы думаете из чего сделаны скрепки? Давайте проверим, притягиваются они или не притягиваются?
- Я беру магнит, а вы будете подносить к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подносите вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась.
Вывод:: Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами. Но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Физкультминутка.
Для начала мы с тобой, крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже. это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Постановка проблемы:
анализ | воспитатель | дети |
Столкнуть мнения учеников вопросом: Побуждение к осознанию противоречия: Побуждение к формулированию проблемы: | Как вы думаете, все ли магниты имеют одинаковую силу? Вопрос был один? А сколько мнений? Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Какой возникает вопрос? | Да, нет, не знаю. Все ли магниты имеют одинаковую силу? Все ли магниты имеют одинаковую силу? |
Для проведения этого опыта нам потребуются:
канцелярские скрепки
Ход опыта:
поднесем по очереди магниты к разным предметам и подсчитаем, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит.
Результат:
одни магниты поднимают больше предметов, чем другие
Вывод: форма и размер магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и посоревноваться в «Автогонках». Вам надо разделиться поровну на две команды. У каждой команды есть игровое поле с изображением трассы. Каждый из вас бежит от конуса до игрового поля. С помощью магнита вы проводите свой автомобиль от старта до финиша, а магнит передаёт следующему участнику. (Самой показать) Задание выполняется друг за другом. Побеждает та команда, чьи автомобили быстрее окажутся на финише. Желаю вам удачи!
Воспитатель: Молодцы победила дружба!
Вы заметили, что в ходе соревнований мы пользовались еще одним свойством магнита. Каким?
Магнит действует через предметы.
А теперь оставьте всё на столе, у вас ещё будет время поиграть, а нас ждёт следующий эксперимент.
Я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?
В.- Еще магниты используют в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
Люди делают из природного магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Магниты используют и в детских игрушках. Шашки, шахматы на магнитной доске, магнитная мозаика, магнитная азбука, рыболов и другие.
Действие во всех этих игрушках одно: притяжение магнита к металлу.
Ещё магниты используют в компасе.
А вы знаете, что наша планета обладает магнетизмом! Туристы и путешественники всегда берут с собой специальный прибор компас. Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг. Давайте и мы с вами попробуем сделать компас.
Сначала приготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони.)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши.)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И работать захотели. (Потираем руками.)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши.)
Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе.)
Постучали, (Стучим по столу.)
Повертели (Круговые вращения кистью.)
И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши.)
Изготовление компаса.
Возьмите скрепку и натрите ее о магнит: натирать нужно строго в одном направлении, проведя магнитом по спрепке не менее 20 раз. Внимание! Обращаться со скрепкой нужно очень осторожно, чтобы не уколоться. Приступайте! (Работа детей.) Положите намагниченную иглу на пенопласт и опустите в воду, конец намагниченной иголки укажет на север. Сколько бы вы не поворачивали диск, иголка все равно будет устанавливаться в определенном направлении. Попробуйте повернуть диск, и понаблюдайте что произойдет.
Дети: Стрелка возвращается и указывает на Север.
Воспитатель: Давайте, сравним с настоящим компасом, что вы увидели?
Дети: Намагниченная стрелка компаса показывает в том женаправлении, намагниченная иголка, на север. Значит, у нас получился настоящий компас.
Заключительная часть.
Что вам сегодня показалось интересным?
А что вызвало затруднения?
Молодцы, вы сегодня очень постарались, узнали много нового о свойствах магнитов, а для того , чтобы вы смогли продолжить изучение свойств магнита самостоятельно, я предлагаю вам игры, действие которых основано на притяжении магнита к металлу: магнитный конструктор, магнитная доска для рисования, магнитные шашки и шахматы, магнитные куклы с одеждой, буквы и цифры, удочка с рыбками и даже украшения с магнитами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Свойства магнита"
Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...
Волшебные свойства магнита
Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».
Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...
Удивительные свойства магнита
Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...
Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Цель: познакомить детей с физичес...
Свойства магнита
Экспериментирование всегда интересно и познавательно для детей....
НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....