Конспект НОД в группе детей возраста 4-5 лет "Воздухоискатели".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с воздухом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_holeva.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе детей возраста 4-5 лет по экологии "Воздухоискатели".
Воспитатель Холева Е.А.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Обучающие задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Ход занятия:
Прилетел шарик (на нем ткань и конверт)
Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?
Дети. В нем спрятался воздух.
Ребята посмотрите, это что на нем?
Игра с воздухом «Парашют»
В.: Посмотрите, что это? (ткань).Какая она? (легкая, воздушная, воздуху послушная). Встанем все в круг и возьмемся за края (дети вместе с воспитателем поднимают ткань вверх и опускают) Что происходит с тканью? Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?
В.: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух) В: Для чего нужен воздух в парашуте? (помогает приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю).
Шарик нам что-то еще принес (конверт с карточками). Дети рассматривают, предполагают что это может быть.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами будем как настоящие ученые-исследователи, которые работают в лаборатории. Будем проводить опыты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны?
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель:Почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы исследовать воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки).Для того чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Получилось поймать воздух? На что стал похож пакет?
Воздух занял всё место в пакете. А что произойдет если мы развяжем его?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель:Что нам пришлось с вами сделать, чтобы увидеть воздух?
Дети с воспитателем: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель:Как вы думаете почему свет проходит через пакет с воздухом?
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный.
Вот мы и раскрыли с вами первый секрет воздуха – воздух прозрачный, бесцветный.
Складываем пакеты на поднос
Ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов. Может нам карточки помогут, которые вместе с шариком прилетели? Посмотрите, какая карточка подойдет?
Вывешиваем первую карточку
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель:Молодцы!
Ребята, значит и внутри нас воздух есть ? Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Повторить еще раз
Итак, вот раскрыт и второй секрет воздуха – воздух есть внутри нас.
(вывешиваем карточку изображение человека)
А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Как вы думаете почему предметы с 1 корзинки тонут , а со второй не тонут?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель:Ребята, предлагаю нам вернуться в нашу лабораторию.
Опыт №3"Что в стакане?"
В.: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан). Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан? Ответы детей.
В.: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? Дети трогают стакан, отмечают, что он сухой. Почему стакан остался сухим?
Как вы думаете почему стаканчик сухой?
Ответы детей: (в стакане был воздух, и он не пустил воду).
Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?
Ответы детей: (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха. Внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух.
Зафиксируем наши наблюдения с помощью карточки ("пустой стакан").
Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны .
Посмотрите, что происходит с кляксой?
У кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, давайте пофантазируем: на что стали похожи наши кляксы?
Вот открыт и еще один секрет воздуха. Он двигается!
Выкладываем карточку наклоненного дерева
Отдельные детали мы можем дорисовать с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили секреты воздуха. Давайте обратимся к результатам наших исседований и посмотри на карточки-напоминалки.
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Воспитатель :
Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок мыльные пузыри. Воспитатель надувает мыльные пузыри. Что внутри них? (воздух). Понаблюдаем, как играет с ними ветерок. Сейчас можно и поиграть с пузырьками:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту занятия в группе старшего возраста для детей с ТНР по теме: «Дикие животные весной"
Данная презентация является методическим сопровождением к конспекту занятия "Дикие животные весной"....
Конспект НОД в группе детей старшего дошкольного возраста №9 «Составление описательного рассказа о насекомых»
Цель: создание условий для формирования умения у детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя мнемотаблицу.Образовательные задачи:- создать условия для формированя у детей навык...
Конспект НОД в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на Чудо-остров» (подготовка руки к письму)
Цель: создание условий для подготовки руки к письмуОбразовательные задачи:- создать условия для закрепления у детей навыка правильного держания карандаша;- способствовать подготовке руки ребенка к пис...
Конспект НОД в группе детей старшего дошкольного возраста «Чем овощи могут помочь, а чем могут навредить нашему здоровью»
Цель: создание условий для закрепления у детей знаний о том, в каких растениях находятся нитраты и как они могут навредить, о пользе витаминов для нашего организма.Образовательные задачи:- создать усл...
Конспект НОД в группе детей раннего возраста по теме «Украсим пасхальное яичко»
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...
Конспект НОД в группе детей раннего возраста. Тема: " Кошечка путешественница"
Конспект НОД в группе детей раннего возраста Составитель: Ахмедова С.А.Тема: «Кошечка путешественница»Цель: Актуализация знаний детей в различных видах деятельностиЗадачи:1. Обра...
Конспект НОД в группе дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет (по речевому развитию) Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Знакомство детей с авторской литературной сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост». Помочь понять, почему а...