Проект "Зимушка - зима"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Зимушка - зима»
Автор:
Дегтеревич Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино»
Исполнители проекта и основные участники:
Дети средней группы, педагоги детского сада, родители воспитанников (лица, их заменяющие).
Базисный компонент:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксаы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Тип проекта:
По продолжительности - среднесрочный.
По составу участников проекта – групповой.
По направленности деятельности участников проекта - познавательно-речевой.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.
Сроки и этапы реализации:
I. Подготовительный этап (декабрь - февраль).
Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта (декабрь).
Подбор методической литературы.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта (январь).
Проведение непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работа c мнемотаблицами.
Знакомство с репродукциями картин известных художников.
Знакомство с музыкальными произведениями и с произведениями художественной литературы.
Составление рекомендаций для родителей.
Изготовление родителями и детьми кормушек для зимующих птиц.
Консультация для родителей «Как обустроить комнату ребенка - исследователя».
IV. Итоговый этап (февраль).
Фотоальбом «Познавать интересно».
Книга рассказов «Зима».
Совместная творческая работа детей и родителей «Кто как зимует».
Информационный диск для родителей «Зима».
Итоговая НОД для педагогов ДОУ.
Перечень основных мероприятий:
Разработка рекомендаций для родителей.
Создание условий в группе и на игровом участке.
Разработка конспектов мероприятий.
Консультация для родителей.
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Актуальность проекта:
В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Новизна проекта:
Направление данного проекта не рассматривалось ранее педагогами в дошкольном учреждении.
Объем и содержание работы:
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
Наблюдения с детьми за сезонными изменениями зимой. | Неживая природа | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | декабрь - февраль |
Деревья и кустарники | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | декабрь - февраль | |
Птицы зимой | Кормушка, корм | Воспитатели, дети | декабрь - февраль | |
Животные зимой | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | декабрь - февраль | |
Труд взрослых | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | декабрь - февраль | |
«Зачем нам зима?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | декабрь – февраль | |
Опыты, эксперименты | Определение направления и силы ветра | Участок группы | Воспитатели, дети | 4-я неделя декабря |
«Какой бывает снег?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя января | |
«Снег и лед - вода» | Тазик, банка, формочки | Воспитатели, дети | 4-я неделя января | |
Чтение произведений | «Снег – что это такое?» З. Трофимова. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря |
«Зимовье зверей» русcкая народная сказка | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
«Поет зима, аукает…» С. Есенин | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 4-я неделя декабря |
«Лисичка – сестричка и волк» русская народная сказка | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 4-я неделя декабря | ||
«Мороз – воевода» Н.Некрасов | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя января | ||
«Зима» И. Суриков | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя января | ||
«Где зимуют почки?» Н. Павлова. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя января | ||
«Лес зимой» В. Бианки. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя января | ||
«Под снегом на лугу» Н. Павлова | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 4-я неделя января | ||
«Я знаю, что нужно придумать» А. Барто | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 4-я неделя января | ||
Рассматривание иллюстраций, картин | Серия «Зимние праздники» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
Серия «Звери зимой» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 4-я неделя декабря | ||
Серия «Зимние забавы» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 2-я неделя января | ||
Серия «Зимующие птицы» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 3-я неделя января | ||
Серия «Художники о зиме» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 4-я неделя января | ||
Беседы | «Если б не было зимы…» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | |
«Зачем людям зима?» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 4-я неделя декабря | ||
«Зима и дети. Зимние забавы» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя января | ||
«Зима в лесу» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 3-я неделя января | ||
Музыкальные произведения (слушание) | «Зимние сказки» | Аудиозапись сказок | Воспитатели, дети | декабрь - февраль | |
«Кабы не было зимы..» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 3-я неделя декабря | ||
«Весёлая зима» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 4-я неделя декабря | ||
«Новогодний ветер» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 2-я неделя января | ||
Раз морозною зимой» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 3-я неделя января | ||
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского | аудиозапись | Воспитатели, дети, муз. руководитель | 4-я неделя января | ||
Творческие деятельность / задания | Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» /беседа-размышление/ | Воспитатели, дети, родители | 4-я неделя декабря | ||
Запись рассказов «Зима» | план рассказа | Воспитатели, дети, родители | 2-я неделя января | ||
Рисуем дома с мамой «Кто как зимует» | Воспитатели, дети, родители | 3-я неделя января | |||
Информационный материал для родителей | Информационный диск «Зима» | Воспитатели, родители | 4-я неделя декабря | ||
Консультация для родителей «Как оборудовать комнату юного исследователя» | Воспитатели, родители | 2-я неделя января | |||
Рекомендации для родителей «Опыты и эксперименты с детьми дома» | Воспитатели, родители | 4-я неделя января |
Результаты реализации проекта:
Расширение кругозора детей.
Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Защита проекта:
Фотоальбом «Познавать интересно».
Книга рассказов «Зима».
Совместная творческая работа детей и родителей «Кто как зимует».
Информационный диск для родителей «Зима».
Итоговая НОД для педагогов ДОУ.
Литература:
- Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 432 с.
- Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении // www.bestreferat.ru.
- Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
- Детский сад и семья [Текст] / под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. – С. 207.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.
- Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – С. 87-91.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дош
кольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловье
ва и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С.5-22.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
- Концепция дошкольного воспитания.
- Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле
довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
- Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). http://www.natm.ru/triz/articles/sid001.htm.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....
- Мне нравится (1)