ДЕТСКИЙ ПОЗНОВАТЕЛЬНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА-ЧУДО ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении мельниц в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 196.02 КБ |
inzhenernaya_kniga.pptx | 1.96 МБ |
origami_vetryanaya_melnitsa.pptx | 1.21 МБ |
prilozhenie_k_proektu.docx | 681.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально личностному развитию детей
города Красноуральска
(МБДОУ детский сад № 30)
ДЕТСКИЙ ПОЗНОВАТЕЛЬНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
«ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА-ЧУДО ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ»
Паспорт проекта
Название проекта | «Ветряная мельница-чудо инженерной мысли» | |||
Руководители проекта | Шишкина Татьяна Борисовна, воспитатель | |||
Команда «Батарейки» | Воспитанники МБДОУ Детский сад № 30 Кулев Иван Соловьянов Алексей | |||
Учреждение | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально личностному развитию детей города Красноуральска (МБДОУ детский сад № 30) | |||
Описание: | Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении мельниц в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста | |||
Актуальность проекта: | Однажды, воспитатель рассказала пословицу: «Мельница сильна водой, а человек едой» и дети задумались и спросили: «Что значит «сильна водой». С этим вопросом я обратился к своему товарищу Алеше, но он не смог дать ответ. Тогда мы вместе обратились к Татьяне Борисовне и она разъяснила нам, что в старину для измельчения зерна в муку использовали каменную ступку и пестик. Однако это была крайне утомительная работа и люди придумали вращающее колесо. Сначала такие колеса вращались вручную, затем снабдили специальными лопатками. Под напором воздуха колесо вращалось и само. Получился простейший механизм, не требующий для своей работы присутствия человека. Мы очень заинтересовались данным изобретением и решили попробовать сделать мельницу из конструктора «Полидрон - проектирование» по своему собственному проекту. | |||
Новизна проекта | Новизна проекта заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, с детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. | |||
Цель: | Развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования. | |||
Задачи: | Образовательные: - Формирование умений и навыков конструирования, приобретение первоначального опыта при решении конструкторских задач. - Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре). - Формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. | |||
Развивающие: - Развитие навыков конструирования, моделирования, развитие логического мышления; развитие мотивации к изучению наук естественнонаучного цикла. Развитие конструкторских навыков; - Развитие логического мышления; пространственного воображения. - Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям. - Развитие конструктивного мышления средствами робототехники. - Развивать мелкую моторику рук. | ||||
Воспитательные: - Воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; - Воспитание ответственности, коммуникативных способностей. | ||||
Участники проекта: | воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители, коллеги. | |||
Вид проекта | познавательно-исследовательский, технический | |||
Продолжительность проекта: | среднесрочный | |||
Ресурсное обеспечение: | оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме. | |||
Предварительная работа: | Сбор информации: истории появления мельниц, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях. Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, мука из разных злаков, предметы быта. Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи. | |||
Ожидаемый результат: | В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что у детей сформируются осознанные представления о техническом прогрессе мельниц, сформируются проектно-исследовательские умения и навыки (умение выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты), социальные навыки (партнерские отношения); обогатятся детско-родительские отношения, повысится заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми; ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации; | |||
Методы исследования: | Поисковый: поиск информации в интернете и других источниках. Исследовательский: изучение литературы по данной теме и анализ полученных материалов, беседы, наблюдения, проблемные вопросы. Наглядные: использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели. Практический: выполнение макета мельницы из конструктора «Полидрон - проектирование». | |||
Взаимодействие с родителями: | Обогатить детско-родительские отношения, повысить заинтересованность в продуктивной деятельности с детьми; | |||
Интегрируемые образовательные области | Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие. | |||
I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. | На данном этапе мы подготовили необходимое оборудование, мультимедийные презентации «История мельниц», «Сельскохозяйственный труд», «Специальная техника»; подобрали наглядный иллюстративный материал, художественную литературу. Свою работу с детьми мы начали с вводной беседы «Что такое мельница?», с целью выявления имеющихся у детей знаний. Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер. Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу. | |||
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как мы узнаем это? | ||
Наиболее известным применением ветряных мельниц является их использование для помола муки. | Как появились ветряные мельницы? Как выглядит ветряная мельница? | Прочитать в энциклопедии, использовать интернетресурсы. | ||
Ветряная мельница — аэродинамический механизм, который выполняет механическую работу за счёт энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы. | Какие виды мельниц бывают? Как сейчас используют мельницу? | Спросить у взрослых. | ||
Затем мы просмотрели мультимедийную презентацию «История мельниц», «Специальная техника». Эти мероприятия были направлены на то, чтобы сформировать у детей обобщающее понятие «Мельница». Заинтересовать детей предстоящей деятельностью: «Как вы думаете, как люди раньше вели сельское хозяйство без специальной техники? ». Выяснить способы достижения цели: «Как это можно узнать?». Деятельность родителей в реализации I этапа: Помощь педагогам в подборе научно-популярной литературы, интересной информации, подготовка презентаций. | ||||
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (продуктивный). | Совместно с детьми мы составили и обсудили план совместной деятельности. Дети предложили свои варианты изготовления модели. | |||
Формы организации | Содержание | |||
НОД Беседы | 1. «История возникновения мельницы» Цель: Познакомить с историей возникновения мельницы. Вызвать интерес к данной теме, расширить кругозор детей. 2. «Сельскохозяйственный труд» Цель: Расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер «Специальная техника, какая она?» Цель: Закрепить названия различных видов транспорта. Рассказать о назначении транспорта в жизни сельского хозяйства. | |||
1. «Зачем нужна мельница?» Цель: Рассказать о видах и назначении мельниц? 2. «Какие бывают мельницы и где они используются?» Цель: Познакомить с историей возникновения мельниц, различными видами мельниц. 3. «Чудо техники - мельница» Цель: Вызвать интерес к данной теме, расширить кругозор детей (мельница, гончарный круг). | ||||
Дидактические и сюжетно-ролевые игры | Игра-тренинг «Король ветров» | |||
Опыты | 1. «Как работает мельница?» Цель: На примере «ветрячка» показать, как работает мельница. 2. «Простые механизмы» Цель: показать принцип работы простых механизмов с помощью конструктора. 3. "Водяная мельница" Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | |||
Продуктивная деятельность: - конструирование, - ручной труд | Работа с бумагой. Моделирование « Ветряная мельница» Оригами ветряная мельница Рисование «Ветреная мельница» | |||
Моделирование различного вида мельниц | Постройки мельниц из разного конструктора | |||
Просмотр мультимедийных презентаций | «История мельниц» «Сельскохозяйственный труд» «Специальная техника» | |||
Чтение художественной литературы | «Ветряная мельница» — сказка (1865) Ханса Кристиана Андерсен. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка». | |||
Создание и рассмотрение Дидактических альбомов | Альбомы включают иллюстрации со старинным мельницам, современным, стихи, загадки, детские работы. Инженерная книга «Ветряная мельница мельница-чудо инженерной мысли» | |||
Создание модели мельницы | Изготовление модели ветряной мельницы |
Деятельность родителей в реализации II этапа проекта: изготовление альбома.
III – ЭТАП – ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ. | Представление детьми модели |
Конечный результат: | Дети знают: - Как появились мельницы. - сформировались представления о значении мельницы, о различных видах мельниц; - о сельскохозяйственных профессиях, их трудовых действиях; - о различных видах специальной техники помогающей людям в сельском хозяйстве; Дети умеют: - Создавать действующие модели на основе конструктора «Полидрон – проектирование » по разработанной схеме, демонстрируют технические возможности своей модели, - Принимать собственные творческо-технические решения, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создают авторские модели. - составлять рассказы-описания, - создавать коллективные композиции, поделки, применяя художественно-творческие способности, поисковую деятельность и навыки сотрудничества (партнерские отношения); - оценивать свои работы. У родителей: - Обогатились детско-родительские отношения, повысилась заинтересованность в продуктивной деятельности с детьми; Педагоги: - пополнили развивающую предметно-пространственную среду группы; - улучшили методическое обеспечение и распространили опыт работы по данной теме; - получили положительный опыт разработки и реализации проектно- исследовательской деятельности в детском саду. |
Литература
- Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2002. – 52 с.
- Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
- Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
- Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
- Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 118 с.
- Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с
Интернет ресурсы:
1. ru.wikipedia.org - ВикипедиЯ
2. www.izby.org - Изба
3. www.ecosibir.ru – компания «Эко-Сибирь»
4. www.rusarch.ru - электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры
5. www.worldofnature.ru – Мири природы – энциклопедия для детей
6. www.stepandstep.ru - stepandstep – информационно развлекательный портал
7. www.novgorod.ru – Великий Новгород – интернет портал города и региона
8. muzeum-potehi.ucoz.ru - Музей мастрская «Потехи».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНЖЕНЕРНАЯ КНИГА Тема: «Ветряная мельница-чудо инженерной мысли » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению социально личностному развитию детей города Красноуральска (МБДОУ детский сад № 30)
КОМАНДА: « УМЕЛЬЦЫ» КУЛЕВ ИВАН СОЛОВЬЯНОВ АЛЕКСЕЙ Воспитатель: Шишкина Татьяна Борисовна
Как возникла идея проекта? Однажды , воспитатель рассказала пословицу: «Мельница сильна водой, а человек едой» и дети задумались и спросили: «Что значит «сильна водой». С этим вопросом я обратился к своему товарищу Алеше, но он не смог дать ответ. Тогда мы вместе обратились к Татьяне Борисовне и она разъяснила нам, что в старину для измельчения зерна в муку использовали каменную ступку и пестик. Однако это была крайне утомительная работа и люди придумали вращающее колесо. Сначала такие колеса вращались вручную, затем снабдили специальными лопатками. Под напором воздуха колесо вращалось и само. Получился простейший механизм, не требующий для своей работы присутствия человека. Мы очень заинтересовались данным изобретением и решили попробовать сделать мельницу из конструктора « Полидрон - проектирование» по своему собственному проекту. Основой нашего изобретения стала схема, подсказывающая нам в карточках к набору « Полидрон - проектирование»
Для нашего изобретения мы решили использовать набор Полидрон "Проектирование" Набор предназначен для проектной деятельности. С помощью набора дети смогут понять основные принципы конструирования и работы простых машин. Это уникальный продукт для обучения дизайну и технологиям, позволяющий выстроить логическую связь между математикой и проектированием. Все детали конструктора без усилий соединяются друг с другом. Пропорциональное количество зубцов на шестеренках (8, 16 и 24) позволяет создавать множество новых моделей, не ограничивая фантазию ребенка. К наборам прилагаются рабочие карточки. Комплектация: 4 рабочих панели, 1 короткое крепление, 4 длинных крепления, 1 круглое крепление, 6 малых шестеренок, 6 средних шестеренок, 6 больших шестеренок, 8 малых шкивов, 4 средних шкива, 2 кольца, 2 держателя, 17 стержней разной длины, 26 соединительных деталей для стержней, 44 стенки с отверстиями, 4 восьмиугольника с отверстиями, 74 рамки разной конфигурации, 24 прямоугольных треугольника, 8 равносторонних треугольника, 1 2-метровый шнур, 1 шнур с зажимом.
Мы рассмотрели как работает механизм настоящей мельницы. И преступили к работе……
Для постройки мельницы нам понадобилось
Итог проекта Мы уверены, что полученные, в ходе исследований, знания и навыки, пригодятся нам в дальнейшей учебе. И пускай у нас не все получилось, но мы старались. Великий Гете когда то сказал: « Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует». Не бойтесь что - то придумывать, искать, изобретать. Это - интересно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оригами ветряная мельница
Моделирование «Ветряная мельница»
Постройка мельниц из разного конструктора
Рисование «Ветреная мельница»
В каждом рисунке мельница
Историко-краеведческий музей
Просмотр мультимедийных презентаций, НОД, игры , чтение художественной литературы
Предварительный просмотр:
Опыт для дошкольников "Водяная мельница"
Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.
Описание.
Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства.
Может ли вода заставить работать другие предметы?
После ответов детей дед Знай показывает им водяную мельницу.
Что это? Как заставить мельницу работать?
Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти.
Что видим? Почему мельница движется?
Что ее приводит в движение?
Вода приводит в движение мельницу.
Дети играют с мельницей.
Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.
Беседа с детьми «Какие бывают мельницы и где они используются?»
Цель: Познакомить с историей возникновения мельниц, различными видами мельниц.
На горе-горушке стоит старушка,
Руками машет, хлеба просит.
(Мельница)
Конечно, это мельница (показывает картинку или макет). Дует ветер, крутит мельничные крылья, вот и кажется, что кто-то на горе руками машет. Кто помнит, что на мельнице делают? Давайте, руками покрутим, как мельница крыльями, и покричим, попросим ветер, чтобы сильнее дул и быстрее мельницу крутил.
Дуйте, дуйте, ветры в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!
Внутри мельницы есть большие круглые камни, они жерновами называются. Крылья вертятся и заставляют шевелиться жернова, а между жерновами зерна в муку растираются. Давайте, потрем ладошку об ладошку, как жернова друг об дружку трутся: ладоням даже горячо стало! Только ладошки мягкие, зернышки между ними не разотрешь: какими были, такими и остались. А камни-жерновки крепкие, твердые. Крутятся они, трут друг друга, а мука так и сыплется.
Мельницы разные бывают. Этой мельнице ветер работать помогает, крылья ей крутит, поэтому она называется ветряная. У этой – крыльев нет, зато есть колесо. (Показывает картинку.) Стоит она не в поле и не на горе, а на речке. Река течет и колесо крутит. Видите, как вода возле колеса бурлит и пенится? Весело крутится колесо, и смотреть на него весело. Даже песенка шуточная вспомнилась:
Под мельницей,
Под вертельницей
Подрались два карася,
Вот и сказка вся!
Уплыли караси-озорники, а мельнице озорничать некогда, она крутится да трудится. Смотрите, сколько муки с мельницы везут: целый воз! Работает она, не устает, хоть сто мешков муки намелет, хоть двести – большая она, сильная.
Но есть у большой мельницы младшая сестричка, маленькая ручная меленка. Вот она, посмотрите (показать ручную мельницу). На ней тоже можно муку молоть, только совсем немного, горсточку. Попробуем эти зернышки в муку смолоть на ручной мельничке. Зернышки у нас пшеничные, значит, и мука пшеничная получится. Засыплем их вот сюда (показывает), закроем крышкой, а теперь будем ручку вертеть. Внутри нашей меленки тоже есть круглые камни-жернова, между которыми зерна в муку растираются. Вот и мука посыпалась – белая, пшеничная! Пусть немного, зато сами намололи. Теперь гречневую муку молоть станем! Какие зерна для этого взять надо? Попробуйте еще раз мельниками побыть. Похожа гречневая мука на пшеничную? Из гречневой муки пекли блины на Масленицу, из овсяной варили кисель – густой, кисловатый. Таким киселем Деда Мороза под Новый год угощали, задабривали: окно открывали, протягивали на улицу ложку киселя и кричали: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес!»
Намололи муки, теперь мельница пусть отдохнет, а мы про нее сказку послушаем, да не только про меленку, а и про петушка, про деда с бабой и жадного барина. (Знакомим детей с русской народной сказкой «Петушок – золотой гребешок и чу до-меленка».)
Не завидуй, не жадничай, не воруй! Пусть будет одна горсточка муки, но честно добытая. Тогда и блины, и пирожки из этой муки будут вкусными и сладкими – ешь да похваливай.
Беседа «Как превратить зерно в муку»
Цель: Развивать познавательный интерес; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей различных профессий; рассказать как в старину получали муку и как сейчас; показать как можно получить муку в домашних условиях; объяснить смысл пословицы "Труд кормит, а лень портит".
Предварительная работа. За один-два дня до беседы прочитать детям русскую народную сказку "Колосок", белорусскую народную сказку "Легкий хлеб" провести беседу по содержанию. подвести к пониманию.
Ход беседы:
Дети вместе с воспитателем сидят за столом, на столе хлеб, мука и зерно.
Воспитатель: Как вы думаете из чего пекут хлеб (ответы детей); А откуда берут муку (ответы детей)
Конечно, чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого строили мельницы. В наших краях это делали на берегу реки. Речная вода крутила большие мельничные колеса, а те приводили в движение жернова, перетиравшие их в муку. А в степях, где вольно гулял ветер, ставили ветряные мельницы. Порывы ветра вращали крылья мельницы, а те приводили в движения жернова
Труженица мельница
Встала у реки
Намели нам мельница из зерна муки
Мельница не ленится-вертит жернова
И шумит, и пенится быстрая вода.
А мука струится и бежит ручьем
С медом и корицей, коврижку испечем!
В наше время зерно перерабатывают на специальных заводах,где стоят большие электрические мельницы. Потом муку отвозят на хлебозаводы, где пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия.
Сейчас мы попробуем получить сами муку из зерна с помощью кофемолки. Представьте, что это маленькая электрическая мельница.
На столе приготовлены три блюда: для пшеничной, ржаной и овсяной муки. Воспитатель объясняет детям, что им нельзя самостоятельно включать электроприборы. После того как муку смололи, рассматривают и сравнивают муку по цвету. Воспитатель показывает манную крупу и объясняет, что её тоже делают из пшеницы. Предлагает потрогать муку руками, спрашивает детей, какие ощущения они испытывают.
Далее проводится игра "Что из чего?"
-Из пшеничной муки-хлеб пшеничный, булки, печенье.
-Из ржаной муки-ржаной хлеб.
Из овсяной муки-овсяное печенье, овсяные хлопья (Геркулес).
Воспитатель:
Иногда муку используют вместо клея, так как она содержит клейковину. Для этого муку разводят теплой водой, размешивают и клей готов. Им можно склеивать бумагу, использовать при наклеивании обоев. Сейчас я вам расскажу сказку о пшеничном зернышке
После прослушивания сказки детям задаются вопросы:
-Как первобытные люди получали муку из зерна?
-Каким был самый первый хлеб на земле
-Как называлась дикая пшеница в те времена?
Конспект непосредственно – образовательной деятельности конструирование и робототехника с детьми подготовительной группы
Тема: «Мельница»
Цель НОД: развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование умений и навыков конструирования, приобретение первоначального опыта при решении конструкторских задач.
- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
- Формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Развивающие:
- Развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования; развитие логического мышления; развитие мотивации к изучению наук естественнонаучного цикла. Развитие конструкторских навыков;
- Развитие логического мышления; пространственного воображения.
- Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям. Развитие конструктивного мышления средствами робототехники. Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- Воспитание ответственности, коммуникативных способностей.
Технические средства: проектор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр.
Оборудование: ИКТ – мультимедийная презентация в SMART-Notebook, разные виды конструктора, стенд «Я выбираю», фотографии детей.
Центр познавательно-исследовательской деятельности: конструкторы в контейнерах разного вида: металлический, деревянный, пластмассовый, магнитный «Клик»
Центр художественно-эстетического развития: краски, кисточки для клея, кисточки для краски, бусинки, цветная бумага, цветной картон, ватные диски, пластилин, салфетки разных цветов, клей, ножницы.
Ход НОД:
Организационный момент: Дети под музыку входят в группу, встают в круг: - Придумано кем – то
Просто и мудро.
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки? (Ответ: да). Послушайте внимательно загадку: Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место. (Хлеб). Воспитатель: Ребята, а из чего пекут хлеб (показ слайда № 1)
Дети: Из муки (слайд № 2)
Воспитатель: Кто мне скажет, откуда берется мука? (Ответы детей).
- А где мелят зерно?
Дети: На мельнице (слайд № 3)
Воспитатель: Мельницы ребята бывают разные, ветряные: они работают при помощи ветра. Водяные, которые работают при помощи воды (слайд № 4).
- Послушайте пословицы и скажите, как вы понимаете их смысл:
- Хлеб – всему голова!
- Без хлеба, худая беседа! (Ответы детей). Слышится звук смс на компьютере. Воспитатель открывает смс.
Воспитатель: Ребята! Нам на электронную почту пришло письмо:
- В штате Колорадо прошёл сильный ураган (слайд № 5). Он нанёс большой вред деревням и посёлкам. В одной деревне, смерч сломал мельницу (слайд № 6, у жителей деревни есть зерно, но нет муки, они не могут испечь хлеб. Большая просьба: кто прочитал сообщение, помогите жителям деревни.
Воспитатель: Давайте подумаем, можем ли мы помочь жителям деревни?
Дети: Да.
Воспитатель: Что мы можем для них сделать? (Ответы детей).
Дети: Построить мельницу из конструктора. (слайды № 7,8,9) дети рассматривают конструкции мельниц из разных видов конструктора.
Воспитатель: Из каких деталей сделана мельница? (4 пластины 1x15; 2 скобы 4x4; 1 диск; 4 пластины 2x5; 2 скобы 1x4; болтики и гайки).
Воспитатель: Следующая конструкция мельницы сделана из деревянного конструктора. Какие детали потребовались для конструирования этой мельницы? (ответы детей).
- Мы сегодня будем работать с программируемым конструктором . Давайте определим какие детали нам понадобятся: Пластины: желтые 2x12, 2/2x4; 1x4, 2/2x6; черные- 2x8, 2/2x2 с выпуклостями для колес; угловые с прорезами- 1, без прорезов-1; красная- без крепления. Кирпичики: желтые- 1/1x2 с проемом для штифта, 2/1x2; угловые- с прорезами 1, и т. д.
Воспитатель: Мы определили детали, которые нам нужны для работы, как вы думаете можем ли приступать к работе?
Дети: Да.
Воспитатель: Для начала предлагаю сделать небольшую разминку.
Физминутка: А теперь, ребята, встали (дети встают в круг)
Руки медленно подняли, (поднимают руки вверх)
Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают кулачки)
Руки вниз и постоять. (опускают руки вниз)
Наклонитесь вправо, влево. (руки на пояс наклоны в стороны)
И беритесь вновь за дело.
Воспитатель: Сегодня у нас работают два центра: это центр «Художественно-эстетического развития» где вам предлагается разнообразный материал для изготовления схем мельницы; центр «Познавательно-исследовательской деятельности» где вы сможете выбрать конструктор и детали необходимые вам для работы; сможете создать макет мельницы для жителей деревни. Предлагаю вам выбрать тот вид деятельности в центрах, которым вы сегодня будите заниматься!
Воспитатель: Подойдите к стенду «Я выбираю», и повесьте свои фотографии рядом с картинкой того центра, в котором вы будите работать (использование стенда «Я выбираю»).
Для определения времени работы в центрах используется таймер, как только вы услышите звуковой сигнал колокольчика (воспитатель демонстрирует сигнал, вы должны собраться в центре группы для обмена полученной информации. Предлагаю вам разойтись по центрам и приступить к деятельности.
Самостоятельная деятельность в развивающих центрах.
Центр «Познавательно – исследовательской деятельности».
Задания для детей: Выбрать конструктор необходимый для работы; отобрать нужные детали для постройки (дети работают с разными видами конструктора: металлический, деревянный, пластмассовый, магнитный дети работают в паре и подгруппами.
1 этап: дети рассматривают схемы, выбирают необходимые детали и начинают конструировать (воспитатель помогает детям в рассмотрении схем, выборе деталей, креплении).
2 этап презентация конструкции .
После завершения работы дети убирают свое рабочее место.
Полученный результат: готовая конструкция «Мельница» из разных видов конструктора.
Центр «Художественно-эстетического развития»
Задания для детей: при помощи предложенного раздаточного материала изготовить схемы мельницы разными способами (нарисовать, слепить, сделать аппликацию)
Полученный результат: дети разными способами изготовили схемы мельницы – подарок для жителей деревни.
На 15 минуте занятия по звуковому сигналу колокольчика с детьми проводится гимнастика для глаз, при помощи интерактивной доски (дети ищут взглядом персонажа, который появляется то в правом верхнем углу, то в левом нижнем углу, то в центре доски и т. д).
После гимнастики дети расходятся по центрам для завершения своей продуктивной деятельности. После звукового сигнала колокольчика дети собираются в круг для обсуждения полученных результатов. Детям предлагается оформить выставку продуктивной деятельности. По одному представителю из подгрупп дается слово для подведения итога работы группы (что задумывалось, что получилось, какие трудности испытывали). Представитель подгруппы, которая работала в центре познавательно-исследовательской деятельности, рассказывает детям о том, что они сегодня выбирали конструктор для своей постройки, строили мельницу для жителей деревни и приводили ее в действие при помощи аккумуляторной батареи.
Представитель подгруппы, которая работала в центре художественно-эстетического развития рассказывает, какими способами они изготавливали схемы мельницы для жителей деревни и из какого материала.
А сейчас мы сделаем фотографии ваших схем – мельниц, конструкций и отправим жителям деревни, чтобы они могли выбрать и построить в своей деревне новую мельницу.
Рефлексия
Для оценки собственной деятельности детям предлагается на интерактивной доске разместить лучики солнышку:
Желтые лучики – не испытывали ни каких трудностей, все было легко;
Оранжевый лучик – испытывали малейшие трудности, но выполнили задание;
Красный лучик – выполнил задание с помощью взрослого.
Воспитатель: Молодцы ребята! Какое у нас красивое солнышко получилось. У солнышка только желтые лучики, значит, у нас все с вами получилось и вам было легко выполнять задания. Спасибо за работу!
Литературные произведения про мельницы.
1. "Чудо-мельница".
2. «Ветряная мельница» Ганс Христиан Андерсен
3. «Колосок» украинская сказка
4. «Чудо – мельница» (венгерская сказка)
5. «Петушок и чудо-мельница»
6. «Волшебная мельница» Павел Парфин
7. «Сказка о мельнице» Фарида Кривушенкова
8. «Кот в сапогах» Шарль Перро
9. «Дорога на мельницу» Владимир Степанов
10. «Бедный работник с мельницы» Братья Гримм
11. «Разные колеса» Владимир Сутеев
12. «Тителитури» Братья Гримм
13. «Старая мельница» Рихард фон Фолькманн
14. «Сказки старой мельницы» Виктор Меньшов
15. «Дженни» (английская песенка) Корней Чуковский
16. «Краба́т, или Легенды старой мельницы» Отфрид Пройслер — сказочная повесть немецкого писателя, написанная им в 1971 году и признанная лучшим произведением автора. В основе сказки лежат фольклорные сюжеты лужичан, обработанные Пройслером и изложенные в собственной интерпретации.
Игра-тренинг «Король ветров»
Цель. Обобщить представления детей о явлениях природы. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
Детям раздаются вертушки»
Воспитатель. Поиграем с вертушками. Что приводит в движение вертушку? (Ветер.) Подуем «ветерком» на вертушку, чтобы она завертелась. Посмотрим, чья вертушка будет дольше крутится, тот и победит.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
2. Загадка.
Живет от ветра,
Сама не ест,
А весь мир кормит. (Ветряная мельница.)
Воспитатель. Почему мельницу называют «ветряная»? Поиграем с макетом ветряной мельницы. Что надо сделать, чтобы мельница заработала? (Надо поиграть в «ветер») Как надо дуть на крылья мельницы, чтобы они завертелись? (Сильно.) Что приводит в движение лопасти вертушки? (Ветер.)
(Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученную немецкую песенку.)
Погляди в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
Воспитатель. Что делали раньше на ветрянной мельнице? (Мололи зерно.)
Вывод. Ветер – наш друг.
Оригами ветряная мельница
Работа с бумагой. Моделирование « Ветряная мельница»
Дидактическая цель: Создать условия для овладения приема конструирования объёмного изделия на основе развёртки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через создание действующей модели робота ...
Статья ( Мысли и опыт наших французских коллег) «Роль игры во французском детском саду»
ГБДОУ детский сад №32 Василеостровского района г.Санкт-ПетербургаВоспитатель: Пышнограева Н.В., Статья( Мысли и опыт наших французских коллег) «Роль игры во фра...
"Детские загадки про фрукты – мыслим и фантазируем!" Буклет для родителей.
Неоценимая польза загадокВаш ребенок капризничает, не желает идти на контакт? Или, может, за окном дождливая погода, которая мешает активному времяпровожд...
Педагогический проект в детском саду на тему: "Формирование основ инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Проектная работа велась у детей 5-6 лет. Дошкольный возраст – важный период развития всех психических функций, в том числе и мышления. В этот период мы можем говорить о формировании предынж...
Мудрые мысли про детское экспериментирование.
Польза и значение для дошкольников детского эксперимеетирования. Высказывания известных людей....
Поэту Сергею Михалкову Маршак говорил: «Никогда не забывайте, голубчик, что по книгам детских писателей ребёнок учится не только читать, но и говорить, мыслить, чувствовать».
"Книги, как и люди, не переходят из класса в класс без экзамена. Даже самым знаменитым приходится держать экзамен у каждого нового поколения в каждой стране. И бывает,...
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс
Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...
- Мне нравится (4)
Комментарии
Грамотная методическая
Грамотная методическая разработка Спасибо!