Педагогический проект «Мир удивительных животных» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Холмова Юлия Владимировна

Педагогический проект «Мир удивительных животных» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.78 КБ
Файл shema_realizatsii_proekta_mir_udivitelnyh_zhivotnyh.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»











Педагогический проект 

«Мир удивительных животных»

в старшей группе

Воспитатели:

Холмова Ю.В.

Карнаухова Е.А.








г.Переславль-Залесский, 2018-2019гг.

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,

что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,

тот не может быть добрым человеком.

(А. Шопенгауэр)

Паспорт проекта

Тема: «Мир удивительных животных»

Тип проекта:  информационно-практико-ориентированный, творческий

Вид проекта: групповой

По содержанию: открытый, детско-взрослый, внутри группы; фронтальный (дети и семьи воспитанников)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители,  инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Продолжительность: долгосрочный (в течение учебного года)

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).

Методологической основой разработки проекта явились:

1. Гончарова Е.В.  «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ», Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.

 2.Программа «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.

3.  Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Актуальность темы

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. Одной из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.

Проблема

На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу; для чего нужна красная книга; кто заботится о животных зимой в лесу?

Гипотеза

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Цель проекта

Формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных, обитающих на территории России; формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира бережному отношению к животным.

Цель детей

Получить как можно больше сведений о животных, об их образе жизни.

Задачи

  1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Мир удивительных животных» через организацию предметно-развивающей среды.
  2. Разработать учебно-методическое обеспечение, предусматривающее формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.
  3. Научить дошкольников добывать информацию из различных источников и применять ее в различных видах детской деятельности.
  4. Способствовать формированию устойчивого интереса к познанию дикой  природы, чувства удивления и восхищения миром природы через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых.
  5. Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира).

План действий по достижению цели

Этапы реализации проекта

Задачи и содержание деятельности

Организационно-подготовительный

(информационной-накопительный)

Выявление первоначальных знаний детей о диких животных

Анализ и создание развивающей предметно-пространственной среды

Составление перспективного плана тематических занятий

Подбор и изучение познавательной литературы и информации  по теме проекта.

Разработка учебно-методического обеспечения, предусматривающее формирование об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.

Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная Книга»

Основной

(организационно-практический)

Создание в группе условий для реализации проекта

Деятельность в соответствии с планом проекта

Заключительный

-   Выставка рисунков и поделок «Мир удивительных животных»

-   Оформление лэпбука «Животные нашего края»

-   Организация совместного детско-родительского досуга
    «Мой удивительный питомец»

-   Презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Финансовые затраты: приобретение обучающих плакатов, литературы

Трудовые затраты: привлечение специалистов: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя

Оборудование : ноутбук, мультимедийное оборудование

Материальные затраты: цветные карандаши и восковые мелки, картон, бумага для рисования, трафареты, наборы строительных материалов, кубики, конструктор лего, природный и бросовый материал для поделок

Действия, обеспечивающие реализацию проекта

  • Составление схемы реализации проекта
  • Составление и реализация плана тематической недели, посвящённой Дню защиты животных
  • Составление плана работы с родителями с целью их привлечения к сбору информации о животных для создания папки-книжки «Дикие животные наших лесов», пополнения книжного уголка книгами о животных.

Результаты реализации проекта

Созданы условия для формирования представлений у детей о животном мире нашей планеты,:

  • Создана предметно-развивающая среда:
  • подобраны детская и методическая литература по теме «Мир удивительных животных»
  • изготовлена интерактивная папка лэпбук «Животные нашего края»
  • оформлены альбомы детских рисунков, (раскраски про животных).
  • оформлена выставка поделок.
  • подобраны познавательные видеоролики и мультфильмы
  • Разработаны:
  • Картотеки дидактических игр по теме «Дикие животные», «Звери в зимнем лесу»
  • Дидактическая игра «Кто чем питается», «Чьи следы»
  • Викторина «Животные готовятся к зиме»
  • Беседа «Роль собак в ВОВ»

  • У дошкольников удалось сформировать интерес к познанию животного мира через интеграцию образовательных областей в совместной  деятельности детей и взрослых
  • Дети научились добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Вывод

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о животном мире нашей планеты.

Литература

Скоролупова О. А. «Дикие животные». М.: Издательство Скрипторий, 2006.

Горькова Л. Г., А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.

И. А. Гурина. Уроки о животных «Лесные жители»

А. П. Савина. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»

О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» .Старшая группа.

.В. Вострухина. Л. А. Конрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».

Т. А. Кудряцова. «Я живу в России».

Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу»

Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).



Предварительный просмотр:

Схема реализации проекта «Этот загадочный мир космоса»

Разделы программы

Задачи

Содержание работы

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Создать условия для:

- расширения кругозора детей о диких животных;

- развития  наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности;

- поддержки интереса к решению проблемных задач

- развития поисково-познавательных способностей.

  • Занятия познавательного цикла : 

1. Рассказ воспитателя о диких животных;

2. Презентация «Животные наших лесов»;

3.«Как животные готовятся к зиме»;

4. «Как звери в лесу зимуют»

5. Рассказ воспитателя о Красной книге;

  • Картотека опытов и экспериментов по теме «Животные»

 «Какая шубка теплее?», «Почему заяц белый»

  • Подобраны познавательные видеоролики и мультфильмы
  • Изготовлена интерактивная папка-лэпбук «Животные нашего края»
  • Картотека дидактических игр «Кто едет в зоопарк»,  «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные  и  хищные», «Узнай по силуэту»; «Потому, что...», 
  • Настольно-печатные игры,

«Кто где живет?»; «Чей детеныш?»;

«Живая и неживая природа»; «Помоги животным подготовиться к зиме»; «В зоопарке»; «Четвертый лишний», «Чем мы угостим животных»

  • Презентация детей : «Берегите животных» «Как животные готовятся к зиме» и др.

- Познавательно-исследовательская

- Коммуникативная

- Экспериментирование

- Совместная деятельность с воспитателем

- Игровая

-Совместная  деятельность детей и родителей

Речевое развитие

Создать условия для:

- поддержки инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в

дискуссии;

- активизирования и обогащения словаря детей.

  • Подобраны детская и справочная литература по теме «Мир животных»
  • Цикл бесед с детьми: 

«Мир удивительных животных», «Животные красной книги», «Животные и птицы холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга);  «Наших лесов»;  «Жарких стран»;  «Перелётные птицы», «Каких птиц мы видим в городе, в наших парках, а каких в лесу» и тд.

  • Пересказ коротких текстов.

С. Скребицкий «Митины друзья»,

В. Бианки «Купание медвежат», Белкина сушильня», «Как звери готовятся к зиме» и др.

  • Чтение художественной литературы:  

Пришвин  М.  «Про птиц и зверей»; Е. Чарушин  «Рассказы про зверей и птиц»;  Житков  Б. «Рассказы о животных»;  Сборник рассказов о животных  А. Барков; «Азбука  живой природы», «Кто чем поёт»  В. Бианки.

  • Знакомство со сказками:

 «Сказки о животных»  Л. Толстой;  «Лучшие сказки» В. Бианки.

  • Загадки про лесных зверей
  • Словесные игры:  «Хвосты», «Угадай кто?», «Назови ласково», «Где чей дом?», «Кого не стало», «Один - много», «Кто кем был?», «Что лишнее?» , «Угадай по признаку»,  «Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других» , «Назови детёнышей».
  • Весёлая зарядка для пальчиков (тематическая)
  • Логопедические игры: «Назови, чьё это?» ; «Опиши, не называя»
  • Составление историй и рассказов о животных + рисунки детей
  • Словотворчество (совместно с родителями) создание альбомов «Мой удивительный питомец»
  • Оформлена книжка-малышка «Стихи о космосе»

- Коммуникативная

- Восприятие художественной литературы

- Изобразительная деятельность

- Совместная деятельность со взрослым

Социально-коммуникативное

Создать условия для:

- развития свободного общения со взрослыми и сверстниками

- закрепления навыков взаимодействия в коллективе

-развития духовно-нравственной личности: воспитания чувства патриотизма через знакомство с праздником Днём защиты животных

- формирования эмоционального, ценностного отношения к людям, работа которых связана с изучением и охраной животных.

  • Строение тела животных
  • Беседы об охране животного мира, обладание такими качествами как любовь Родине, доброта, сострадание.
  • Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:

1.«Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов;

2.«Животный мир России». Учебник для малышей В. Степанов;

3. «Животные России» - самая первая энциклопедия.

4. «От первых цветов до белых снежинок» 4. Г. Г. Кученева, В. Л. Жаров.

5. «Дикие животные»- демонстрационные картины для детского сада.

6. «Дикие животные» -карточки для дошкольников»

7. «Уроки о животных» - «Лесные жители» И. Гурина.

8. Атлас по природоведению.

  • Сюжетно-ролевые игры: 

«Кто едет в зоопарк»,  «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные  и  хищные», «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны

  • Проблемно-игровые  ситуации: «Что  бы  было,  если  бы  белый  медведь  оказался в пустыне?», «Что  случится ,  если  белочка  не  успеет  сделать  запасы?», «Что произойдет,  если у овечки  не  отрастет  шерстка?»
  • Игры-драматизации по произведениям «Лунтик и его друзья»

- Коммуникативная

- Игровая

- Совместная деятельность со взрослым

Художественно-эстетическое развитие

Создать условия для:

- проявления положительных эмоциональных чувств и бережного отношения к природе через чтение художественной литературы и беседы на экологические темы по охране нашей планеты

- совершенствование умения передачи образа разными средствами ИЗО

- развития творческого потенциала и становления субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности.

  • Цикл занятий для детского творчества: «Арт-проект. Братья наши меньшие», «Нарисуй любимое животное» «Следы животных» «Лепка из пластилина. Кукольный зоопарк» «Аппликация. Мой питомец»
  • Чтение художественной литературы: стихов о животных, рассказов, энциклопедической справочной литературы  (Пришвин М.  «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков  Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука  живой природы», «Кто чем поёт»  В. Бианки)
  • Выставка книг в книжном уголке на тему «Удивительный мир животных».
  • Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд 
  • Игра с пением: «Обезьянки и тигр».
  • Конструирование: «Птичье подворье», «Вольеры для зверят»
  • Составление фигурок зверей из природного материала
  • Создание диорамы «Животные севера»
  • Рассматривание иллюстраций: «Дикие животные» «Животные и их детёныши» «Жилища ивотных»
  • Трафаретный театр
  • Подобраны раскраски по теме «Животные»

- Восприятие художественной литературы

- Совместная деятельность со взрослым

-Театральная

-Музыкальная

-Конструирование из различных материалов и художественный труд

-Изобразительная деятельность

Физическое развитие

Создать условия для:

- формирования первоначальных знаний о здоровом образе жизни, роли физической подготовки для человека

  • Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке», «Мальчик –пальчик, где ты был», «Замок», «Лиса»
  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Зайка серенький», «Бездомный заяц»
  • Физкультминутки: «Дикие животные», «Звериная зарядка» «Зайцы», «У оленя дом большой»,

«Мишка», «Как у наших зверят».

- Двигательная

- Игровая

- Совместная деятельность со взрослым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Удивительная вода»

Цель:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Задачи:Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.Способствовать фор...

Конспект занятия "Удивительные животные Африки" Старшая группа

Занятие расчитано для детей старшего возраста с целью расширения знаниий детей об окружающем мире, закрепления и совершенствования приобретенных двигательных умений и навыков....

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект «Эти удивительные животные»

Актуальность. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающ...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект "Книга о животных" для средней группы

Проект создания книги своими руками в средней группе детского сада...