Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»
Программные задачи:
- Учить детей составлять число 5 из двух наименьших.
- Упражнять детей в формировании логических форм мышления, активизировать мыслительную деятельность путем анализа, сравнения, обобщения, выводов.
- Закреплять умение устанавливать количественные отношения между числами первого десятка.
- Закреплять знания о геометрической фигуре – треугольнике; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Коррекционная задача: использование речевого упражнения без музыкального сопровождения, следить за правильным произношением отдельных звуков, координировать речь с движениями, грамматически верно составлять предложения.
- Развивать слуховое и зрительное внимание и память.
- Воспитывать интерес, любознательность, находчивость.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Методические приемы: создание игровой ситуации для решения познавательных задач, использование наглядности, художественного слова, индивидуальная помощь.
Материалы и оборудование:
- раздаточный материал: фишки разного цвета (10 красных и 10 синих);
- 5 больших красных квадрата
- 5 камушков;
- Наборное полотно;
- Картинки с логическими заданиями;
- Карточки с цифрами;
- Мелкие предметы для количественного счета;
- Фломастеры;
- Рабочая тетрадь для детей «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» (5-7 лет), Е.В.Колесникова.
Ход деятельности:
В-ль: Дети, вы самые старшие в нашем саду и собираетесь идти в школу. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Математике. В ней есть много интересного и занимательного, она полна сюрпризов. Хотите, ребята, попасть в страну Математики? (да). Дети, чтобы путешествовать по стране вы должны быть внимательными, сообразительными, находчивыми.
В-ль: А отправимся мы в наше путешествие на звездолете. Я раздам вам для полета «стартовые ключи» - геометрические фигуры. Используя этот «ключ», вам необходимо быстро найти и занять свое место на космодроме. Повторяйте за мной волшебные слова.
Отправляется в полет Дети складывают руки рупором перед ртом, ходят
Наш волшебный звездолет. по группе в разных направлениях.
Надевай скорей скафандры! Останавливаются у ориентиров, имитируют движения.
Занимай скорей места! Становятся врассыпную, присаживаются.
С космодрома мы взлетаем, Встают, поднимают руки через стороны вверх и
В волшебную страну мы улетаем! соединяют их над головой. Подпрыгивают.
Полетели, полетели. Бегут (руки в стороны).
В страну Математики мы долетели. Останавливаются возле своего ориентира.
В-ль: А теперь закройте глаза и давайте посчитаем: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
В-ль: Вот мы с вами и в сказочной стране. Первое задание.
В-ль: Посчитайте, сколько квадратов на мольберте? (5)
В-ль: Сейчас мы будем учиться составлять число 5 из двух меньших. Проходите за столы.
В-ль: Отсчитайте 5 красных квадратов и положите их в ряд. Сколько квадратов отсчитали? (5 квадратов).
В-ль: Замените последний квадрат квадратом другого цвета. Сколько красных квадратов (касных квадратов – 4). Сколько синих? (синих – один). Сколько всего квадратов в ряду? (всего в ряду 5 квадратов)
В-ль: 4 и 1, всего – 5. Повторите.
В-ль: Отсчитайте 3 красных квадрата и положите их под квадратами первого ряда. Сколько красных квадратов? (всего 3 квадрата). Отсчитайте 2 синих квадрата и положите их рядом с красными. Сколько синих квадратов? (2). Сколько всего? (3 и 2, всего 5). Повторите.
В-ль: Выложите третий ряд, таким образом: 2 красных квадрата и 3 синих квадрата. Сколько красных квадратов? (2). Сколько синих квадратов?(3). Сколько всего? (2 и 3, всего 5 квадратов). Повторите.
В-ль: Отсчитайте еще 5 квадратов таким образом: 1 красный и 4 синих квадратов. Как составлено число? (1 и 4, всего 5).
В-ль: Давайте назовем все варианты состава числа 5. (Дети называют варианты. Это 4 и 1; 3 и 2; 2 и 3; 1 и 4).
В-ль: А сейчас давайте поиграем в стране Математики в интересную игру. Выходите дети из-за столов. Игра называется, «В КАКОЙ РУКЕ СКОЛЬКО?». У меня камешки. Сколько их у меня в руке? Пересчитайте. (Дети должны отгадать, сколько у меня камешков в одной руке, сколько в другой и сколько камешков всего).
В-ль: Кто отгадает правильно, тот и будет ведущим. Но давайте договоримся, что сначала будем говорить , сколько камешков в левой руке, сколько в правой, сколько всего. Например, 4 и 1, всего 5.
В-ль: Мы с вами играли, а теперь немножко отдохнем. Проговорим чистоговорку, изменяя голос и выполняя движения.
АМ-АМ-АМ, идем по лужицам, (постукивание по коленям ладонями).
МА-МА-МА, в ботинках вода, (ритмичное потопывание на месте).
МЕ-МЕ-МЕ, зонтик нужен мне. (Пощелкивание пальцами, имитация зонтика).
ОМ-ОМ-ОМ, вода кругом, (указательным пальцем постукивание по ладони).
ЁМ-ЁМ-ЁМ, побежим под дождем, (имитация бега).
В-ль: Не успели мы отдохнуть, а в стране Математики для нас приготовлено следующее испытание. Хочется проверить, насколько вы внимательны, наблюдательны, находчивы. (В-ль предлагает на мольберте разобраться в логических картинках).
- Маленькие гномики собрались погулять по улице, все оделись по погоде, а один нет. Найдите его.
- Знаменитый Кот в Сапогах собрался на охоту, а сапоги растерял. Помогите Коту найти второй сапог.
- Дети, посчитайте, сколько зайчат у мамы зайчихи. Что любят кушать зайчишки? А теперь внимательно посмотрите на картинку и скажите, что здесь лишнее?
В-ль: Молодцы, дети! Все вы внимательны, наблюдательны. В стране Математике для нас новое задание. Игра «НАЙДИ СТОЛЬКО ЖЕ».
В-ль: На столе лежат карточки с цифрами. Вы должны выбрать себе карточку и найти ей соответствующее количество предметов. Объясните почему, именно количество соответствует вашей карточке.
В-ль: Хорошо дети справились с заданием. Но волшебная страна не хочет отпускать нас домой. Она приготовила для нас еще одно испытание, но дл этого нам надо сесть за столы.
Послушайте загадку:
3 стороны и 3 угла,
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы вместе совершим.
В-ль: Дети, что это за геометрическая фигура? (треугольник).
В-ль: Откройте свои тетради на страничке 8. Посмотрите, что нарисовано на страничке? (треугольник). Почему треугольник? Какого они размера? Нарисуйте треугольники по образцу, продолжив каждый ряд до конца строки. Не забывайте, независимо какой ряд вы продолжаете, отступать от фигуры вы должны 1 клетку.
В-ль: Давайте разомнем ваши пальчики.
Две сороконожки (дети соединяют по очереди каждый пальчик правой и левой руки).
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали,
Друг друга увидали.
Так друг друга обнимали.(3 раза) (дети соединяют ладони вместе, как здороваются.
Последний раз переплетаю пальцы обеих рук).
Еле-еле их разняли. (дети с силой размыкают руки).
В-ль: Приступайте к работе, но будьте внимательны и аккуратны.
В-ль: Молодцы, справились с последним заданием и все очень хорошо.
В-ль: Да дети, в гостях хорошо, но нам пора возвращаться в домой в детский сад. Приготовьте свои «стартовые ключи». Займите свое место на космодроме. Закройте глаза, посчитайте 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 и скажите волшебные слова:
Отправляется в полет Дети складывают руки рупором перед ртом, ходят
Наш волшебный звездолет. по группе в разных направлениях.
Надевай скорей скафандры! Останавливаются у ориентиров, имитируют движения.
Занимай скорей места! Становятся врассыпную, присаживаются.
С космодрома мы взлетаем, Встают, поднимают руки через стороны вверх и
И домой мы улетаем! соединяют их над головой. Подпрыгивают.
Походили, посмотрели Ходят по группе в разных направлениях.
И обратно прилетели. Бегут и останавливаются возле своих ориентиров.
В-ль: Дети, вот мы с вами и побывали в волшебной стране. Чему мы научились? Что нового узнали? Какие испытания нам приготавливала страна Математика?