Проект: «Тувинские традиции и обычаи»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта: познакомить детей с тувинскими традициями и обычаями; развивать познавательные навыки и интересы; привить уважение к тцвинскому народу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_proekta_tuvinskie_traditsii_i_obychai.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 24» г.Кызыла
Информационная карта проекта:
Проект: «Тувинские традиции и обычаи»
Автор проекта: Карпова Е.М.
Продолжительность: 2 недели
Тип проекта: информационный, познавательный
Участники проекта: взрослые, дети
Возраст детей: 4 – 5 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: формирование целостной картины мира через познание и знакомство с тувинскими традициями и обычаями.
Цель проекта:
- познакомить детей с тувинскими традициями и обычаями;
- развивать познавательные навыки и интересы;
- привить уважение к тувинскому народу.
Задачи проекта:
Для детей:
- Продолжить знакомство с традициями и обычаями тувинского народа;
- Закреплять и развивать конструктивные навыки и интересы
Для педагогов:
- создание условий для детской деятельности
Для родителей:
- изготовление атрибутов тувинского быта (мешочки для чая и соли)
Форма проведения итогового мероприятия проекта: занятие по конструированию из бумаги с элементами аппликации
Название итогового мероприятия проекта:
«В гости к бабушке на стоянку»
Продукты проекта:
для детей:
- Рисование (тувинские узоры для когээржика)
- Конструирование из бумаги с элементами аппликации
Для педагогов:
- Разучивание тувинской народной игры «Табунщики»
- Знакомство детей с профессиями животноводов (чабан, пастух, табунщик)
- Знакомство с тувинским обычаем здороваться со старшими
Для родителей:
- Изготовление мешочков для чая и соли
- Украшение мешочков традиционными тувинскими узорами.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Овладение умением здороваться по – тувински со старшими при помощи ладошек
- Знание традиционных тувинских профессий животноводов, их особенностей и значимости
- Значение традиционного тувинского напитка – зеленый чай с солью и молоком
Для педагогов:
- Подготовка и проведение занятия
Для родителей:
- Осознанный интерес к развитию и формированию познавательных навыков и способностей у детей.
Краткое содержание по проекту
(2 недели)
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Подготовительный этап Планирование | Планирование всего проекта. Подбор методической и художественной литературы. Составление конспекта занятия, подбор игр, музыкального сопровождения. | Рассматривание картин о домашних животных, о профессиях животноводов. Чтение художественной литературы. Слушание музыкальных произведений. | |
Деятельностный этап (непосредственная деятельность по проекту) | Знакомство детей с профессиями животноводов, животными за которыми они ухаживают; навыки приветствовать старшего по возрасту человека при помощи ладошек; знакомство с тувинскими словами: кырган-авай, экии, байырлыг и др. | Беседа: «На чабанской стоянке» . Подвижные игры: «Табунщики», «Загони овец», «Я коровка Му», «Юрта». Предметно – декоративное рисование (тувинские узоры). | Экскурсия в краеведческий музей: «Домашние животные Тувы». |
Завершающий этап (презентация продуктов проекта) | Проведение занятия по конструированию с элементами аппликации «В гости к бабушке на стоянку». Изготовление конечного продукта проекта. Употребление в речи тувинских слов. | Коллективное конструирование из бумаги с элементами аппликации «Овечки для бабушки». | Изготовление традиционных мешочков для хранения чая и соли. Изготовление тувинского зеленого чая с солью и молоком. |
Системная паутинка по проекту
Формирование целостной картины мира | Чтение художественной литературы | Коммуникация |
Ведущая деятельность: познавательно – исследовательская: - рассматривание; - наблюдение; - решение проблемных ситуаций; - дидактические игры. | Ведущая деятельность: чтение: - восприятие тувинских сказок, слов, с последующим их объяснением, пересказом и заучиванием. | Ведущая деятельность: коммуникативная: - подвижные, народные, дидактические, сюжетно – ролевые игры; - свободное общение. |
Художественное творчество | Труд | Безопасность |
Ведущая деятельность: Продуктивная: - рисование; -конструирование из строительного материала; - конструирование из бумаги (оригами); - конструирование с элементами аппликации. | Ведущая деятельность: трудовая | Ведущая деятельность: Интеграция разных видов деятельности. |
Здоровье | Физическая культура | Взаимодействие с семьей |
Ведущая деятельность: Интеграция разных видов деятельности: - употребление зеленого чая с солью и молоком хорошо утоляет жажду. | Ведущая деятельность: Двигательная: - физминутки; - подвижные и народные игры; - игры – имитации; - физические упражнения. | - оформление атрибутов быта тувинцев национальным орнаментом; - изготовление традиционного тувинского чая с солью и молоком; - изготовление мешочков для хранения чая и соли. |
Социализация | Музыка | Режимные моменты |
Ведущая деятельность: Игровая: - игры со строительным материалом (конструктор); - игры – ситуации; - сюжетно – ролевые игры; - дидактические игры; - подвижные игры. | Ведущая деятельность: Музыкально – художественная: - прослушивание музыкальных произведений; - знакомство с элементами тувинских танцев; - хоровод «Юрта». | Ведущая деятельность: Интеграция разных видов деятельности: - самостоятельная деятельность детей; - непосредственно – образовательная деятельность. |
Конспект занятия по проекту
Тема: «Путешествие на стоянку к бабушке» (конструирование из бумаги)
Цель: знакомство с тувинскими обычаями (приветствовать взрослых, пить соленый чай) с профессиями животноводов (пастух, чабан, табунщик);
Закрепить навыки работы с бумагой и клеем;
Развивать мелкую моторику, речь, мышление, познавательные интересы;
Обогащать и активизировать словарный запас детей;
Воспитывать уважительное отношение к тувинским традициям и обычаям.
Словарь: кырган – авай (бабушка), табунщик, чабан, пастух, животновод, стоянка, кажаа (загон), хураган (овечка), пастбище.
Оборудование и материалы: прутики по числу детей, силуэты барашков из картона, шарики из бумажных салфеток, клей, кисточки, клеенки, загончик для барашков, пиалы по количеству детей, тувинский зеленый чай, аудиозапись тувинских мелодий.
Ход занятия:
Организационный момент: «Ходит солнышко …»
- Ходит солнышко по кругу дети передают друг другу шарик -
Дарит деточкам свой свет, «солнышко» и проговаривают слова.
А со светом к нам приходит
Дружбы солнечной привет.
- Наше солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось. (Дети улыбаются друг другу).
I. Вступительная беседа:
- Ребята, скажите, как называют людей, которые следят и ухаживают за домашними животными? – Этих людей называют животноводы.
- Какие еще профессии животноводов вы знаете? – Чабан, пастух, табунщик.
- Как называется место, где пасут домашних животных? – Это место называется пастбище. Сегодня мы с вами отправимся в гости на чабанскую стоянку.
- Для чего нужна чабанская стоянка? – Здесь пасут домашних животных: овец, коров, лошадей.
II. Игровая мотивация:
- Сегодня с чабанской стоянки от бабушки пришло письмо. Она пишет, что у нее было много овец. Но ночью случилась беда: волки напугали овец и они все разбежались.
- Кырган – авай просит вас помочь найти ее овечек. Для этого нужно вам всем стать табунщиками.
Физминутка: тувинская народная игра «Табунщики»
Дети берут прутики, «седлают» их и под музыку выполняют подскоки, имитируя езду на лошадях.
III. Изготовление овечек:
- К сожалению, табунщики не смогли найти овечек, но мы можем сделать их из бумаги.
- Вспомните, как мы делали кудрявые облака. Овечек нужно делать так же: наклеить шарики с одной и с другой стороны.
- Когда обе стороны овечек будут готовы, нужно согнуть ее пополам по линии сгиба.
(дети приступают к самостоятельной работе)
- Посмотрите, сколько замечательных овечек мы сделали! Вам нравятся овечки? А какая овечка нравится больше? Почему?
- Давайте теперь отправимся на стоянку к бабушке.
Малоподвижная игра «Поиграем» (по стихотворению И.Токмаковой):
- На лошадке ехали, до угла доехали. дети имитируют все виды
Сели на машину, налили бензину. транспорта.
На машине ехали, до реки доехали.
Т- р –р – р, стоп, разворот! На реке пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: У – у – у – у!
IV. Игровой момент:
- Ребята, куда мы попали? – Это чабанская стоянка. Здесь живет бабушка – кырган – авай. Куда мы приехали? Кто здесь живет?
- Вспомните, что нужно сделать, когда приходишь к кому-нибудь в гости? – Нужно поздороваться.
- Давайте скажем: «Здравствуйте, бабушка!» (дети повторяют хором и индивидуально). А теперь поздороваемся по-тувински: «Экии, кырган – авай!» (дети повторяют хором и индивидуально).
- Кырган – авай, мы сделали для вас много овечек. Ребята, давайте загоним овец в загон – кажаа.
- А теперь вместе с бабушкой сыграем в игру «Юрта».
- Юрта, юрта – круглый дом. Дети стоят в двух кругах и двигаются
Побывайте в доме том. в противоположных направлениях.
Гости явятся едва, Внешний круг останавливается, поднимают
В печку прыгают дрова.руки вверх.
Печка жарко топится, Внутренний круг прыгает на месте.
Угостить торопится Руки в стороны, кисти в виде пиалы,
Чаем, чаем с молоком, наклоны с пружинкой в стороны.
Вкусной жареной тарой. Наклон вперед, руки развести в стороны.
V. Итог занятия:
- Ребята, бабушке очень понравились ваши овечки – хураган. Она благодарит вас за помощь и хочет угостить вас на прощанье тувинским чаем с молоком.
- Чай сладкий? (нет). А какой он? Как вы думаете, почему тувинцы пьют соленый чай с молоком? – Потому, что он очень хорошо утоляет жажду.
- Вам понравился чай?
- Давайте поблагодарим кырган – авай за вкусный и полезный чай: «Спасибо!» А теперь по-тувински. А сейчас нам нужно попрощаться с бабушкой: «До свидания!», по-тувински: «Байырлыг, кырган – авай!»
- Где мы с вами сегодня побывали? Помогли бабушке? Она вас поблагодарила за помощь, и я вас благодарю за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: Русские обычаи - гостеприимство. Традиции разных народов.
Цели проекта: - Приобщение детей к русскому обычаю - гостеприимство. - Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства. Подробно раскрыты задачи проек...
Традиции и обычаи Тувинского народа.
Презентация составлена по региональному компоненту жителей Тувы....
Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»
Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою ...
Проект по приобщению воспитанников к традициям и обычаям русского народа "Пасхальная радость"
ПРОЕКТ "ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ" С СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Проект "Тувинские традиции и обычаи"
Проект "Традиции и обычаи"...
Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...