Проект: «Тувинские традиции и обычаи»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Карпова Елена Михайловна

Цель проекта: познакомить детей с тувинскими традициями и обычаями; развивать познавательные навыки и интересы; привить уважение к тцвинскому народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proekta_tuvinskie_traditsii_i_obychai.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24» г.Кызыла

Информационная карта проекта:

Проект: «Тувинские традиции и обычаи»

Автор проекта: Карпова Е.М.

Продолжительность: 2 недели

Тип проекта: информационный, познавательный

Участники проекта: взрослые, дети

Возраст детей: 4 – 5 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: формирование целостной картины мира через познание и знакомство с тувинскими традициями и обычаями.

Цель проекта:

  • познакомить детей с тувинскими традициями и обычаями;
  •  развивать познавательные навыки и интересы;
  •  привить уважение к тувинскому народу.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Продолжить знакомство с традициями и обычаями тувинского народа;
  • Закреплять и развивать конструктивные навыки и интересы

Для педагогов:

  • создание условий для детской деятельности

Для родителей:

  • изготовление атрибутов тувинского быта (мешочки для чая и соли)

Форма проведения итогового мероприятия проекта: занятие по конструированию из бумаги с элементами аппликации

Название итогового мероприятия проекта:

«В гости к бабушке на стоянку»

Продукты проекта:

для детей:

  • Рисование (тувинские узоры для когээржика)
  • Конструирование из бумаги с элементами аппликации

Для педагогов:

  • Разучивание тувинской народной игры «Табунщики»
  • Знакомство детей с профессиями животноводов (чабан, пастух, табунщик)
  • Знакомство с тувинским обычаем здороваться со старшими

Для родителей:

  • Изготовление мешочков для чая и соли
  • Украшение мешочков традиционными тувинскими узорами.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • Овладение умением здороваться по – тувински со старшими при помощи ладошек
  • Знание традиционных тувинских профессий животноводов, их особенностей и значимости
  • Значение традиционного тувинского напитка – зеленый чай с солью и молоком

Для педагогов:

  • Подготовка и проведение занятия

Для родителей:

  • Осознанный интерес к развитию и формированию познавательных навыков и способностей у детей.

Краткое содержание по проекту

 (2 недели)

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный

этап

Планирование

Планирование всего проекта. Подбор методической и художественной литературы.

Составление конспекта занятия, подбор игр, музыкального сопровождения.

Рассматривание картин о домашних животных, о профессиях животноводов. Чтение художественной литературы. Слушание музыкальных произведений.

Деятельностный этап (непосредственная деятельность по проекту)

Знакомство детей с профессиями животноводов, животными за которыми они ухаживают; навыки приветствовать старшего по возрасту человека при помощи ладошек; знакомство с тувинскими словами: кырган-авай, экии, байырлыг и др.

Беседа: «На чабанской стоянке» .

Подвижные игры: «Табунщики», «Загони овец», «Я коровка Му», «Юрта».

Предметно – декоративное рисование (тувинские узоры).

Экскурсия в краеведческий музей: «Домашние животные Тувы».

Завершающий этап (презентация продуктов проекта)

Проведение занятия по конструированию с элементами аппликации «В гости к бабушке на стоянку».

Изготовление конечного продукта проекта.

Употребление в речи тувинских слов.

Коллективное конструирование из бумаги с элементами аппликации «Овечки для бабушки».

Изготовление традиционных мешочков для хранения чая и соли.

Изготовление тувинского зеленого чая с солью и молоком.

Системная паутинка по проекту

Формирование целостной картины мира

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Ведущая деятельность: познавательно – исследовательская:

- рассматривание;

- наблюдение;

- решение проблемных ситуаций;

- дидактические игры.

Ведущая деятельность:

чтение:

- восприятие тувинских сказок, слов, с последующим их объяснением, пересказом и заучиванием.

Ведущая деятельность:

коммуникативная:

- подвижные, народные, дидактические, сюжетно – ролевые игры;

- свободное общение.

Художественное творчество

Труд

Безопасность

Ведущая деятельность:

Продуктивная:

- рисование;

-конструирование из строительного материала;

- конструирование из бумаги (оригами);

- конструирование с элементами аппликации.

Ведущая деятельность:

трудовая

Ведущая деятельность:

Интеграция разных видов деятельности.

Здоровье

Физическая культура

Взаимодействие с семьей

Ведущая деятельность:

Интеграция разных видов деятельности:

- употребление зеленого чая с солью и молоком хорошо утоляет жажду.

Ведущая деятельность:

Двигательная:

- физминутки;

- подвижные и народные игры;

- игры – имитации;

- физические упражнения.

- оформление атрибутов быта тувинцев национальным орнаментом;

- изготовление традиционного тувинского чая с солью и молоком;

- изготовление мешочков для хранения чая и соли.

Социализация

Музыка

Режимные моменты

Ведущая деятельность:

Игровая:

- игры со строительным материалом (конструктор);

- игры – ситуации;

- сюжетно – ролевые игры;

- дидактические игры;

- подвижные игры.

Ведущая деятельность:

Музыкально – художественная:

- прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство с элементами тувинских танцев;

- хоровод «Юрта».

Ведущая деятельность:

Интеграция разных видов деятельности:

- самостоятельная деятельность детей;

- непосредственно – образовательная деятельность.

Конспект занятия по проекту

Тема: «Путешествие на стоянку к бабушке» (конструирование из бумаги)

Цель: знакомство с тувинскими обычаями (приветствовать взрослых, пить соленый чай) с профессиями животноводов (пастух, чабан, табунщик);

              Закрепить навыки работы с бумагой и клеем;

              Развивать мелкую моторику, речь, мышление, познавательные интересы;

              Обогащать и активизировать словарный запас детей;

              Воспитывать уважительное отношение к тувинским традициям и обычаям.

Словарь: кырган – авай (бабушка), табунщик, чабан, пастух, животновод, стоянка, кажаа (загон), хураган (овечка), пастбище.

Оборудование и материалы: прутики по числу детей, силуэты барашков из картона, шарики из бумажных салфеток, клей, кисточки, клеенки, загончик для барашков, пиалы по количеству детей, тувинский зеленый чай, аудиозапись тувинских мелодий.

Ход занятия:

Организационный момент: «Ходит солнышко …»

- Ходит солнышко по кругу                                                      дети передают друг другу шарик -

  Дарит деточкам свой свет,                 «солнышко» и проговаривают слова.

  А со светом к нам приходит

  Дружбы солнечной привет.

- Наше солнышко проснулось, всем ребятам улыбнулось. (Дети улыбаются друг другу).

I. Вступительная беседа:

- Ребята, скажите, как называют людей, которые следят и ухаживают за домашними животными? – Этих людей называют животноводы.

- Какие еще профессии животноводов вы знаете? – Чабан, пастух, табунщик.

- Как называется место, где пасут домашних животных? – Это место называется пастбище. Сегодня мы с вами отправимся в гости на чабанскую стоянку.

- Для чего нужна чабанская стоянка? – Здесь пасут домашних животных: овец, коров, лошадей.

II. Игровая мотивация:

- Сегодня с чабанской стоянки от бабушки пришло письмо. Она пишет, что у нее было много овец. Но ночью случилась беда: волки напугали овец и они все разбежались.

- Кырган – авай просит вас помочь найти ее овечек. Для этого нужно вам всем стать табунщиками.

Физминутка: тувинская народная игра «Табунщики»

Дети берут прутики, «седлают» их и под музыку выполняют подскоки, имитируя езду на лошадях.

III. Изготовление овечек:

- К сожалению, табунщики не смогли найти овечек, но мы можем сделать их из бумаги.

-  Вспомните, как мы делали кудрявые облака. Овечек нужно делать так же: наклеить шарики с одной и с другой стороны.

- Когда обе стороны овечек будут готовы, нужно согнуть ее пополам по линии сгиба.

(дети приступают к самостоятельной работе)

- Посмотрите, сколько замечательных овечек мы сделали! Вам нравятся овечки? А какая овечка нравится больше? Почему?

- Давайте теперь отправимся на стоянку к бабушке.

Малоподвижная игра «Поиграем» (по стихотворению И.Токмаковой):

- На лошадке ехали, до угла доехали.                        дети имитируют все виды

  Сели на машину, налили бензину.                        транспорта.

  На машине ехали, до реки доехали.

Т- р –р – р, стоп, разворот! На реке пароход.

  Пароходом ехали, до горы доехали.

  Пароход не везет, надо сесть в самолет.

  Самолет летит, в нем мотор гудит: У – у – у – у!

IV. Игровой момент:

- Ребята, куда мы попали? – Это чабанская стоянка. Здесь живет бабушка – кырган – авай. Куда мы приехали? Кто здесь живет?

- Вспомните, что нужно сделать, когда приходишь к кому-нибудь в гости? – Нужно поздороваться.

- Давайте скажем: «Здравствуйте, бабушка!» (дети повторяют хором и индивидуально). А теперь поздороваемся по-тувински: «Экии, кырган – авай!» (дети повторяют хором и индивидуально).

- Кырган – авай, мы сделали для вас много овечек. Ребята, давайте загоним овец в загон – кажаа.

- А теперь вместе с бабушкой сыграем в игру «Юрта».

- Юрта, юрта – круглый дом.                                                    Дети стоят в двух                       кругах и двигаются

Побывайте в доме том.                                   в противоположных направлениях.

Гости явятся едва,                                                                  Внешний круг     останавливается, поднимают

В печку прыгают дрова.руки вверх.

Печка жарко топится,                                                           Внутренний круг прыгает на месте.

Угостить торопится                                                              Руки в стороны, кисти в виде пиалы,

Чаем, чаем с молоком,                                                             наклоны с пружинкой в стороны.

Вкусной жареной тарой.                                                      Наклон вперед, руки развести в стороны.

V. Итог занятия:

- Ребята, бабушке очень понравились ваши овечки – хураган. Она благодарит вас за помощь и хочет угостить вас на прощанье тувинским чаем с молоком.

- Чай сладкий? (нет). А какой он? Как вы думаете, почему тувинцы пьют соленый чай с молоком? – Потому, что он очень хорошо утоляет жажду.

- Вам понравился чай?

- Давайте поблагодарим кырган – авай за вкусный и полезный чай: «Спасибо!» А теперь по-тувински. А сейчас нам нужно попрощаться с бабушкой: «До свидания!», по-тувински: «Байырлыг, кырган – авай!»

- Где мы с вами сегодня побывали? Помогли бабушке? Она вас поблагодарила за помощь, и я вас благодарю за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: Русские обычаи - гостеприимство. Традиции разных народов.

Цели проекта: - Приобщение детей к русскому обычаю - гостеприимство. - Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и о их традиции гостеприимства. Подробно раскрыты задачи проек...

Традиции и обычаи Тувинского народа.

Презентация составлена по региональному компоненту  жителей Тувы....

Информационно - творческий проект «Традиции и обычаи северных народов ханты и манси»

Цель проекта: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. ...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Традиции и обычаи башкирского народа»

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою ...

Проект "Тувинские традиции и обычаи"

Проект "Традиции и обычаи"...

Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?

Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...