Информационно - исследовательский проект: «Вода вокруг нас»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект "Вода вокруг нас" охватывает все образовательные области и позволяет расширить и систематизировать знания детей о роли воды в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sr.gr_.1_voda_vokrug_nas.docx | 352.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно - исследовательский проект
Тема: «Вода вокруг нас»
«Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять».
Проблема: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
Актуальность: Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольное возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она – постоянная спутница человека.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о таком явлении неживой природе, как вода. Проект «Вода вокруг нас» охватывает все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие), что даёт всем участникам проекта возможность творчески реализоваться. Преимущество данного проекта в том, что его реализация неразрывно связана с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.
Цель проекта: формировать знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов.
Задачи проекта:
- закреплять и расширять знания об окружающем мире;
- развивать творческие способности, воображение, речь;
- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово и музыку;
- учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты.
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- развивать у детей познавательную активность.
Сроки реализации: 04.03 – 21.03 2019г.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и родители ср. гр№1
Продолжительность проекта: долгосрочный, в рамках ДОУ.
Вид проекта: информационно - исследовательский.
Формы организации проекта:
• опыты;
• познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• наблюдения;
• чтение художественной литературы по теме;
• беседы;
• дидактические, подвижные игры;
• трудовая деятельность.
Виды деятельности:
• речевая;
• игровая;
• трудовая;
• музыкальная;
• творческая;
• изобразительная;
• продуктивная;
• поисково-исследовательская;
• совместная и самостоятельная;
• просветительская;
• ознакомление с художественной литературой;
• ознакомление с окружающим;
• формирование временных понятий;
• развитие коммуникативных способностей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развиие».
Продукт проектной деятельности:
- фотовыставка: «Мы - экспериментаторы»;
- разработка картотеки: «Опыты с водой»;
- итоговое занятие: «Вода вокруг нас», с использованием опытно – экспериментальной деятельности ;
- консультация для родителей: «Как организовать опыты с водой дома».
Принципы реализации проекта:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• интеграция;
• совместная работа с родителями и специалистами.
Планируемый результат реализации проекта:
- дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах;
- знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле;
- понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД;
- умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
Для родителей:
- у родителей сформирован интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.
Для педагогов:
- повышение уровня профессионального мастерства;
- закладывание основы партнёрских отношений с родителями.
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
Деятельность педагогов:
- изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах;
- составить план работы по реализации проекта;
- пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием;
- разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме «Вода»;
- разработать цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по изучаемой теме;
- разработать итоговое занятие: «Вода вокруг нас», с использованием опытно – экспериментальной деятельности
- разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды;
- создать наглядный материал “Художественное слово о воде”;
- организовать выставку детских творческих работ по теме: «Вода»;
- провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
Для родителей: памятки и консультации.
Для педагогов: стендовый доклад по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Для детей: презентации PowerPoint, интерактивные физминутки, мультиальбомы, слайд-шоу по теме.
2 этап: основной
Содержание работы с детьми, родителями, специалистами во время реализации проекта:
День недели | Интеграция образовательных областей | Содержание |
Понедельник 04.03 | Физическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | 1. «Капают сосульки» пальчиковая гимнастика. Цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук 2.Беседа: «Вода вокруг нас». Цель: способствовать развитию интереса к познавательно – исследовательской деятельности 3. Заучивание стихотворения «Дождик» Цель: развивать память и речь детей 4. П/игра: «Солнышко и дождик» Цель: формировать умение действовать согласно правилам игры. 5. Консультация для родителей: «Наблюдаем с детьми за изменениями, происходящими в природе весной» Цель: расширить знания детей об изменениях, происходящих весной . |
Вторник 05.03 | Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие | 1. Исследовательская деятельность: «Разноцветная водичка» Цель: развивать познавательную активность детей. 2. Лепка “Озеро с камышами”. Цель: закреплять знания детей о воде, встречающейся в природе. 3. Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”. Цель: формировать основы ЗОЖ 4. ТРИЗ «Маленькие человечки» Цель: познакомить детей с символами, обозначающими три состояния воды |
Среда 06.03 | Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие | 1. Чтение художественной литературы: «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), Цель: воспитывать внимание, желание отвечать на поставленные вопросы. 2. Опыт: «Вода не имеет формы» Цель: развивать познавательную активность детей. 3.П/игра: «Ветер на море» Цель: познакомить с правилами игры. 4. Д.и: «Где спряталась вода?» Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление. 5. Танец: «Злая тучка» Цель: учить выполнять движения под музыку. |
Четверг 07.03 | Физическое развитие Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | 1. Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года» (отрывки). Цель: учить определять характер муз. произведения. 2. Исследовательская деятельность: «Где быстрее растает снежинка?» проведение опытов со снегом и водой; Цель: формировать предпосылки поисковой деятельности. 3. «Удивительные капельки» физминутка для глаз Цель: формировать ОБЖ 4. П/игра «Дождик, дождик!» Цель: развивать физические качества детей. |
Понедельник 11.03 | Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие | 1. Беседа «Берегите воду». Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам нашей планеты. 2. «С неба падают дождинки» аппликация. Цель: учить детей выполнять коллективную работу, развивать творчество детей. 3. Опыт «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Цель: формировать интерес к экспериментальной деятельности. 4.П/игра « Ручейки» Цель: развивать быстроту реакции |
Вторник 12.03 | Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие | 1. «Ручеёк» упражнение на релаксацию. Цель: вызвать радостные эмоции у детей. 2. «Капля дождевая» Т. Маршалова заучивание Цель: развивать речь и память детей. 3. «Наблюдения за водой в природе» Цель: учить делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи 4.Просмотр мультфильма «Путешествие капельки». Цель: расширять знания детей о воде. |
Среда 13.03 | Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие | 1. Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук детей. 2. Просмотр мультфильма «Мойдодыр»; Цель: формировать знания детей о значении воды в жизни человека. 3.Д/игра «Где спряталась вода » Цель : развивать познавательный интерес детей 4.С/р. Игра «В гостях у Тучки». Цель: развивать коммуникативные навыки детей. 5. Рекомендации для родителей по проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения воды» Цель: привлечь родителей к исследовательской деятельности с детьми. |
Четверг 14.03 | Речевое развитие Познавательное развитие Физическое развитие | 1 Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” А.Тараскин Цель: развивать память, речь, закрепить знания детей о воде. 2. «Туча, туча улетай» дыхательное упражнение. Цель: развивать артикуляционный аппарат. 3. Беседы: «Для чего нужна вода ?» Цель: учить детей отвечать на вопросы. 4.ТРИЗ Опыт: «Три состояния воды» Цель: активизация творческого мышления детей. |
Пятница 15.03 | Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | 1. Закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры, обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой; Цель: формировать навыки здорового образа жизни 2. Обучение рассказыванию по картине «Водный транспорт» Цель: учить детей составлять связный рассказ по мнемотаблице. 3. Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.Цель: учить внимательно слушать муз. произведение, определять его характер. 4. Чтение худ. литературы «Трудолюбивая вода» В. Иванова Цель: расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. |
Понедельник 18.03 | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Физическое развитие | 1. «Дождь идёт» раскраски Цель: развитие мелкой моторики. 2.Эксперимент:«Снег - вода». Цель: формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений. 3. Физминутка “Дождик”. Цель: развивать быстроту реакции, ловкость. 4. Просмотр слайд-шоу “Водопады”. Цель: учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе; |
Вторник 19.03 | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | 1. Беседа: «Какая разная вода! » Цель: расширять кругозор, стимулировать познавательный интерес. 2. Художественное творчество (аппликация) «Круговорот воды в природе» Цель: содействовать развитию творческих способностей детей, их воображения. 3. Разгадывание загадок о воде. Цель: развивать творческое мышление, фантазию. 4. Заучивание песни «Звонкий ручей» Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны. |
Среда 20.03 | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие | 1. Итоговое занятие по теме «Вода вокруг нас» Цель: закрепить полученные знания о воде. 2. Д/игра: «Плавает – не плавает» Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности. 3. Прослушивание аудиозаписи – детская песенка “Дождь в ладошках”. Цель: развивать музыкальный слух детей. 4. Выставка совместных рисунков детей с родителями «Волшебница вода» Цель: учить детей в сотворчестве с родителями создавать выразительный образ . |
Четверг 21.03 | Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие Физическое развитие | 1. Дид/игра: «Кому нужна вода?» Цель: закреплять и расширять знания об окружающем мире. 2. Подвижная игра «Болото» (с кочки на кочку). Цель: развивать физические качества детей. 3. Просмотр познавательного фильма «Круговорот воды в природе» Цель: формировать знания детей о явлениях, происходящих в природе. 4. Оформление фотовыставки: «Мы – экспериментаторы» Цель: формирование в детях эмоционально-радостного ощущения от активного участия в совместной коллективной работе. |
3 этап: заключительный:
Рефлексия.
Беседа с детьми. Предполагаемые вопросы: появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным?
Фотовыставка: «Мы - экспериментаторы»
Выводы: работа по проекту предоставила возможность узнать много интересного, и увлекательного, пополнить знания дошкольников удивительными фактами о воде. Если на начало проекта дети имели низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта, дети самостоятельно отвечали на вопросы о свойствах воды в разных её состояниях, о значимости воды и об охране водоёмов.
Литература
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
- И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
- Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
- Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Визитная карточка и презентация исследовательского проекта "ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:· «Физическая культура»,· «Здоровье»,·...
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»
Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....
Информационно – исследовательский проект «Вода - водичка»
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познава...
Познавательно-исследовательский проект "Вода - вокруг нас"
Мы живём на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем – озером Байкал, проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о нем. По...