Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания
методическая разработка по окружающему миру
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети моей группы постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologcheskiy_proekt_konakova_v.v.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологические проекты – уникальная форма
экологического воспитания
В.В.Конакова
МДОУ «Детский сад № 18» (Саранск)
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Наш детский сад уделяет этому большое внимание. Мы в своей группе учим детей правильному отношению ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются.
В нашем детском саду воспитатель каждой возрастной группы владеет понятиями экологии, правильно и творчески осуществляет любые формы работы с детьми. Мы стараемся постепенно вводить ребенка в мир природы, учим понимать ее – это задача нашего детского сада.
Мы с детьми часто ведем наблюдение за бабочками, которые порхают, за жучками, которые делают норки в земле, за важно передвигающимися птицами, за ручейками, которые ищут место, чтобы плыть дальше. Моим детям это интересно, у них появляется желание узнать больше.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети моей группы постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Работая по этой теме, мои ребята стали более внимательными. Они слушают рассказы о животных и растениях, задают много интересующих их вопросов. Дети моей группы, соприкасаясь с доступными им предметами, познают отличительные особенности. И у нашего маленького человечка побуждается желание узнать больше. Давайте же мы – воспитатели поможем нашим малышам проникнуть в суть доступных ему явлений.
Я думаю что, с самого рождения, ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Как мы взрослые, воспитатели должны развивать у детей любовь к природе и стремление защищать её? И как научить наших детей ценить красоту и хрупкость природы?
Мой педагогический опыт показывает, что ребенок лучше усваивает то, что является его личной целью. Я считаю что, огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность.
В своей работе с детьми по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности.
Проектирование образовательной деятельности является актуальным в настоящее время. Работа по проектам помогает нам реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлена на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной,
продуктивной детской деятельности.
Воспитатели нашего дошкольного учреждения видят педагогическую значимость проектов в том, что: он открывает возможность формирования жизненного опыта ребенка; это метод позволяет создать систему интересов,более значимых для ребенка; проект – это продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей и всего нашего коллектива.
Мы в своей группе поставили следующие задачи:
- Учить адаптироваться в новых условиях, находить выход из различных ситуаций, делать выбор.
- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
- Развивать детскую самостоятельность (при поддержке взрослого).
- Развивать умение действовать в коллективе.
- Воспитывать познавательный интерес.
В своей работе мы применяли разные типы проектов. Каждый проект включает в себя такие методы, как: наблюдение, опытническая работа, моделирование, эксперименты, а так же творческая деятельность.
Один из таких проектов «Царица – водица». Здесь мы познакомили детей с водой, как веществом, с его свойствами и превращениями. Показали огромное значение в жизни человека и всего живого. Дали понять ребятам, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку. Дети увидели зависимость состояния растений от полива, использования воды человеком в быту. И нам взрослым и нашим детям было очень интересно заниматься экспериментами.
Следующим проектом был проект «Времена года». Нашей целью с детьми было развитие творческих способностей. Мы хотим, чтобы у детей сложились правильные представления о природе и бережного к ней отношения. Своими руками создавали книжки-малышки по каждому времени года.
В проекте «Экологическая сказка» мы учили ребят использовать полученные знания о природе, понимать правду и вымысел. Передавать знания
малышам через сказку. Дальнейшее развитие проект получил в создании книжек-малышек: «Здравствуй лес!», «Мы идем лесной тропинкой», «Насекомые», «Деревья», «Зима», «Лето».
Наш творческий проект «Птичья столовая» был направлен на помощь птицам, которые гибнут во время холодов от недостатка пищи. Мы с детьми изучали, какие кормушки нравятся птицам (с крышей - защитой от снега, с бортиками – защитой от ветра). Обращали внимание на то, что не все птицы садятся на кормушку. В городском конкурсе «Лучшая кормушка для птиц» наша кормушка заняла первое место. Большую помощь в подготовке наших проектов оказывают нам родители наших детей. Они оформляют информационные стенды, готовят консультации, делают поделки.
По проделанной нами работе можно сделать вывод: у детей повысился интерес к творческому проектированию, дети научились взаимодействовать в группе, стали ближе и чувствительнее к миру природы, обогатилась предметно-
развивающая среда.
Таким образом, я считаю, что метод проекта помогает сплотить коллектив детей, родителей и воспитателей, способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Литература
- Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников/Л.В.Артёмова. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
- Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию!/О.А.Воронкевич. – С –Пб.: Детство – пресс, 2003. – 234 с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду/С.Н.Николаева. – М.: Просвещение,1992. –207 с.
- Федотова, А.М. Познаём окружающий мир играя: сюжетно – дидактические игры для дошкольников/А.М.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания
консультация для педагогов...
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания
презентация консультация для педагогов...
Экологический проект по трудовому воспитанию в старшей группе детского сада
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъекто...
«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа!В гармонии с природой и собой.На свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души!...
консультация " Экологические проекты- уникальная форма экологического воспитания"
Экологическое воспитание- уникальное формирование экологического воспитаня....
Доклад " Экологические проекты-уникальная форма воспитания дошкольников"
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...