Песочная композиция
проект по окружающему миру (средняя группа)

Евсеева Елена Александровна

Опыты и эксперементы с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проэкт "Песочная композиция"85 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Конспект краткосрочного проекта

«Песочная сказка»

Руководитель объединения естественно-научной направленности

 «Берегите природу»

Воспитатель: Евсеева Е.А.

Проект «Песочная сказка» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста (4-5лет).

Проект содержит интеграцию познавательной и социально-коммуникативных образовательных областей.

Пояснительная записка

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, учителей - логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

 Задачи:

  • изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;
  • разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;
  • наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;
  • познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
  • развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;
  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
  • развивать детскую самостоятельность и инициативу;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

Общие принципы проекта «Песочная сказка»

  • принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
  • "позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
  • принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Особенности организации проекта «Песочная сказка»

Процесс совместной деятельности с воспитанниками включает в себя:

  • использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения детей;
  • вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
  •  моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
  •  акцент в работе проекта на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
  •  разрешение и поощрение высказывания детьми  множества вопросов;
  • использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
  • привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
  •  использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
  • создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Методы и приемы:

Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные, солнце, облака, деревья.)

Словесные методы. Мини-беседа. Диалог и рассказ педагога (что такое лес, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).

Наглядные методы. Показ игрушек. Рассматривание картин и иллюстраций.

Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.

Формы работы по проекту

  • Работа с детьми:
  • чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (потешки, прибаутки, рассказы, сказки);
  • проведение игр с песком, водой;
  • проведение игровых занятий;
  • пополнение предметно — развивающей среды группы;
  • опытно – экспериментальная деятельность;
  • тематический день: «День мыльного пузыря и песка».
  • Работа с родителями:
  • выполнение творческих заданий;
  • совместная опытно–экспериментальная деятельность;
  • консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;
  • мастер-класс «песочные фантазии»;
  • изготовление и сбор оборудования для игр с песком;
  • сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…).

Продолжительность проекта: с 24 июня по 28 июня 2019 года.

Целевая аудитория проекта – дети дошкольного возраста (4-5лет)

Участники проекта – воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

I этап

Подготовительный

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
  • составление плана реализации проекта;
  • разработать перспективные планы, конспекты опытнической деятельности, консультаций;
  • подбор необходимых материалов, пособий, игр для целостного обеспечения проекта.

  • составление проекта «Песочная сказка»;
  • разработка модели комплексного взаимодействия всех участников проекта;
  • создание банка дидактических и методических материалов по использованию песочной игротерапии в работе ДОУ;
  • разработка плана мероприятий по использованию песочной игротерапии в воспитательно-образовательном процессе учреждения, соответствующего программе  реализуемой в ДОУ.

II этап

Реализация

Функционирование проекта «Песочная сказка» в воспитательно-образовательном  процессе

  • Взаимодействие участников проекта
  • Полнота реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 23»
  • Активизация познавательной деятельности детей.

III этап

Результативность проекта

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты

Предполагаемый результат:

  • развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
  • получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
  • получают положительные эмоции от   экспериментирования;
  • повысился уровень мотивации к играм с песком;
  • получение первого опыта рефлексии (самооценка);
  • творческое самовыражение воспитанников.

Формы работы с детьми:

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Кар-Карыч.

Беседа с использованием иллюстраций, дидактических пособий «От куда берется песок?».

Экспериментирование «Из чего состоит песок».

Слушание музыки «Звуки природы».

Песочная терапия – рисование цветным песком.

Игра–импровизация «если я был бы…»

Чтение художественной литературы – рассказы Николая Носова «Лукошко сказок».

Подвижная игра «Гуси-гуси»; «Ловишки парами».

Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки).

Психогимнастика «Отдых на природе»

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Нюша.

Беседа «Правила безопасности при игре с песком».

Экспериментирование «Форма песка», «Сыпучесть песка».

«В гости к сказке» (конструирование, аппликация, рисование).

Изготовление фотоколлажа «В гостях у Смешариков».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Строительные игры с песком.

Знакомство с глобусом.

Стихотворения, загадки о полезных ископаемых.

Закаливающие процедуры «Дорожка здоровья».

 

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Потапыч.

Беседа «Животные и песок».

Экспериментирование «Свойства мокрого песка», «Песочные часы».

Опыты «Песчаный конус», «Своды и тоннели». 

Строительные игры с песком.

Чтение рассказа «На песке», Квитко Л.

Игра-драматизация «Подземные жители».

Игры «Что вы видите вокруг», «Найди звук».

Песочная терапия – рисование кистью по песку.

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Крош.

Беседа «Интересный мир пустыни».

Экспериментирование «Погружение предметов в мокрый и сухой песок», «погружение предметов в плотный и рыхлый песок».

Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки).

Дыхательная гимнастика «Запах природы».

Профилактика плоскостопия – хождение босиком по песку, камням.

Песочная терапия «Раскопки».

Подвижные игры «По кочкам», «Кот и мыши».

Сюжетно-ролевая игра «Геологи».

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Лосяш.

Беседа «Пустыня и люди».

Экспериментирование «Фильтр из песка».

Оформление фотовыставки «Песочная сказка».

Чтение рассказа «Песчанкин домик», Н.Сладков.

Подвижные игры «Землекопы».

Песочная терапия – «Коробка ощущений».

Сюжетно-ролевая игра «Юные архитекторы».

Конкурс «Песочные фантазий» (родители с детьми).

Сказки-сочинения по своей постройке.

Викторина «Что мы знаем о песке?»

Используемая литература

1.             Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.

2.             Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель:  Транзиткнига, 2006.

3.              Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Институт общегуманитарных исследований, 2002.

4.             Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.             Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.

6.             Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.

7.             Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.             Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9.             Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

10.         Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.

11.         Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009

12.         Сигимова М.Н. Экологические наблюдения. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995

13.         Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.

14.         Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: Детство-пресс, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»

Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...