Песочная композиция
проект по окружающему миру (средняя группа)
Опыты и эксперементы с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проэкт "Песочная композиция" | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект краткосрочного проекта
«Песочная сказка»
Руководитель объединения естественно-научной направленности
«Берегите природу»
Воспитатель: Евсеева Е.А.
Проект «Песочная сказка» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста (4-5лет).
Проект содержит интеграцию познавательной и социально-коммуникативных образовательных областей.
Пояснительная записка
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, учителей - логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение, ребенок расстраивается не долго. Чаще всего, он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Так один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Цель проекта: Развитие познавательного интереса к неживой природе, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;
- разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми;
- наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данного проекта;
- познакомить со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики;
- развивать творчество, познавательные способности, креативность участников проекта;
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
- развивать детскую самостоятельность и инициативу;
- укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.
Общие принципы проекта «Песочная сказка»
- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
- "позитивный центризм": отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности материала;
- наглядность;
- характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- профессиональная компетентность педагога;
- принцип от близкого к далекому;
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
- принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Особенности организации проекта «Песочная сказка»
Процесс совместной деятельности с воспитанниками включает в себя:
- использование при организации образовательного процесса методов и приемов, способствующих развитию возможностей самовыражения детей;
- вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
- моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
- акцент в работе проекта на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
- разрешение и поощрение высказывания детьми множества вопросов;
- использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
- привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
- использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
- создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Методы и приемы:
Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситечками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций, инсценирование и театрализация (животные, солнце, облака, деревья.)
Словесные методы. Мини-беседа. Диалог и рассказ педагога (что такое лес, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
Наглядные методы. Показ игрушек. Рассматривание картин и иллюстраций.
Игровые приемы могут быть различного характера — подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.
Формы работы по проекту
- Работа с детьми:
- чтение и рассматривание художественной литературы, альбомов (потешки, прибаутки, рассказы, сказки);
- проведение игр с песком, водой;
- проведение игровых занятий;
- пополнение предметно — развивающей среды группы;
- опытно – экспериментальная деятельность;
- тематический день: «День мыльного пузыря и песка».
- Работа с родителями:
- выполнение творческих заданий;
- совместная опытно–экспериментальная деятельность;
- консультации: «наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем», «как проводится «терапия» песком?»;
- мастер-класс «песочные фантазии»;
- изготовление и сбор оборудования для игр с песком;
- сборник художественной литературы (потешки, прибаутки, стихотворения, высказывания великих людей…).
Продолжительность проекта: с 24 июня по 28 июня 2019 года.
Целевая аудитория проекта – дети дошкольного возраста (4-5лет)
Участники проекта – воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | |
I этап Подготовительный |
|
|
II этап Реализация | Функционирование проекта «Песочная сказка» в воспитательно-образовательном процессе |
|
III этап Результативность проекта | Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), создание презентаций, фотогазеты |
Предполагаемый результат:
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
- способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
- личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
- формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
- формирование самосознания и адекватной самооценки;
- совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
- приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
- получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
- получают положительные эмоции от экспериментирования;
- повысился уровень мотивации к играм с песком;
- получение первого опыта рефлексии (самооценка);
- творческое самовыражение воспитанников.
Формы работы с детьми:
Дни недели | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Кар-Карыч. Беседа с использованием иллюстраций, дидактических пособий «От куда берется песок?». Экспериментирование «Из чего состоит песок». Слушание музыки «Звуки природы». Песочная терапия – рисование цветным песком. Игра–импровизация «если я был бы…» Чтение художественной литературы – рассказы Николая Носова «Лукошко сказок». Подвижная игра «Гуси-гуси»; «Ловишки парами». Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки). Психогимнастика «Отдых на природе» | Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Нюша. Беседа «Правила безопасности при игре с песком». Экспериментирование «Форма песка», «Сыпучесть песка». «В гости к сказке» (конструирование, аппликация, рисование). Изготовление фотоколлажа «В гостях у Смешариков». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Строительные игры с песком. Знакомство с глобусом. Стихотворения, загадки о полезных ископаемых. Закаливающие процедуры «Дорожка здоровья».
| Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Потапыч. Беседа «Животные и песок». Экспериментирование «Свойства мокрого песка», «Песочные часы». Опыты «Песчаный конус», «Своды и тоннели». Строительные игры с песком. Чтение рассказа «На песке», Квитко Л. Игра-драматизация «Подземные жители». Игры «Что вы видите вокруг», «Найди звук». Песочная терапия – рисование кистью по песку. | Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Крош. Беседа «Интересный мир пустыни». Экспериментирование «Погружение предметов в мокрый и сухой песок», «погружение предметов в плотный и рыхлый песок». Рассказы с ошибками (рассказы Незнайки). Дыхательная гимнастика «Запах природы». Профилактика плоскостопия – хождение босиком по песку, камням. Песочная терапия «Раскопки». Подвижные игры «По кочкам», «Кот и мыши». Сюжетно-ролевая игра «Геологи». | Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Лосяш. Беседа «Пустыня и люди». Экспериментирование «Фильтр из песка». Оформление фотовыставки «Песочная сказка». Чтение рассказа «Песчанкин домик», Н.Сладков. Подвижные игры «Землекопы». Песочная терапия – «Коробка ощущений». Сюжетно-ролевая игра «Юные архитекторы». Конкурс «Песочные фантазий» (родители с детьми). Сказки-сочинения по своей постройке. Викторина «Что мы знаем о песке?» |
Используемая литература
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: Учитель, 2002.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – Институт общегуманитарных исследований, 2002.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – АРД ЛТД, 1998.
6. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
10. Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.
11. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2009
12. Сигимова М.Н. Экологические наблюдения. – Новосибирск: НИПКиПРО, 1995
13. Филичева Т. Б., Чевелёва Т.Б., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
14. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: Детство-пресс, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»
Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...