Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры у детей старшей - подготовительной группы
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Егорова Елена Викторовна

Одним из эффективных и наиболее интересных способов формирования экологической культуры являются дидактические игры. В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Она способствует развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_po_ekologii.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры с детьми старшей - подготовительной группы

   «Такой листок, лети ко мне

Дидактическая задачаНайти предметы по сходству.

Игровое действиеПодбежать к воспитателю по его сигналу.

 ПравилоБежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке

Оборудование. Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

 Ход игрыВоспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мнеДети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

 «Найди в букете такой же листок»

Дидактическая задача.  Найти предмет  по  сходству.

Игровое действиеПоиск похожего предмета.

ПравилоЛисток подни мать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

ОборудованиеПодо брать одинаковые букеты из 3—4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игрыВоспитатель раздает детям букеты, та кой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь

лист, например: кленовый, и предлагает: «Раз, два, три — такой лист покажиДети поднимают руку с кле

новым листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными  листиками букета.

«Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задачаНайти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действиеПоиск предмета по описанию.

ПравилоБежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.

Ход игрыИгра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и окраску ствола, форму

листьев), называет и описывает семена и плоды. Затем он просит детей угадать, что это за дерево. Тот, кто

узнал, должен подбежать после слов воспитателя: «Раз, два, три — беги

«Опишите, я отгадаю»

Дидактическая задачаНайти растение по описанию взрослого.

Игровое действиеУгадывание растений по загадке-описанию.

ПравилоСначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игрыВоспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его

по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это

поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

«Угадай растение по описанию»

Дидактическая задачаНайти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск

предмета по загадке-описанию.

ПравилоПоказывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

ОборудованиеДля первых игр отбирают не сколько комнатных растений (2—3) с заметными

отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение

Ход игрыВоспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что

оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание

детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета),

их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и

рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам

рассказалаДети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой

ком нате все растения, похожие на описанное.

 «Найди растение по названию»

Первый вариант.

Дидактическая задачаНайти растение по слову-названию.

Игровые действияПоиски названного растения.

ПравилоСмотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игрыВоспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала

педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назовуЗатем

просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти на званное растение на большой площади

комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре- дыдущими, то есть отобранные растения

поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен- ным вариантом игры.

Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где

спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать

только его название.

 «Польза- вред»

Цельдать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.

1 этап

Первый вариант: «Польза –вред».

(тема: живая природа) .

Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »

Второй вариант: «Нравится – не нравится».

(тема: не живая природа) .

Принцип организации см. вариант 1.

Третий вариант: «Хорошо – плохо».

(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.

2 этап

Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .

Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.

  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры у дошкольников

   Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает во...

Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры старших дошкольников

Картотека дидактических игр  по воспитанию экологической культуры старших дошкольников...

Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры с детьми подготовительной группы

Задачи данного материала:·  развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;·  обогащать представление детей о природе родного края и ра...

"Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры старших дошкольников"

Данная картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры старших дошкольников явлется первым помощником для воспитателей....

"Картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры старших дошкольников"

Данная картотека дидактических игр по воспитанию экологической культуры старших дошкольников предназначена для педагогов детского сада....