«Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности»
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Астафьева Елена Юрьевна

В ходе опытно-экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                      

                 Консультация:

        «Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности»

Познавательно-исследовательская деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал: оно дает детям представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимосвязях с другими объектами и, самое главное, сопровождает практические действия. Следствием этого является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности развивается память, активизируются мыслительные процессы, а необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.

Познавательное развитие дошкольников 4-5 лет становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Познавательная деятельность усложняется: дети активно реагируют на зрительную и осязательную информацию, могут оперировать ею. Благодаря накоплению личного опыта действия становятся более обдуманными, проявляются попытки работать самостоятельно. Дошкольникам средней группы можно давать 2-3 указания сразу, если действия просты и знакомы им. В этой возрастной группе следует начинать проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации экспериментов рекомендуется использовать готовые формы, но в конце года постепенно начать применять простые карточки-схемы.

В познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 4-5 лет выделяются следующие основные направления познавательного развития: знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящее к формированию в сознании ребенка целостной системы представлений; развитие наблюдательности и формирование положительного отношения к явлениям окружающей действительности.

Цели познавательно-исследовательской деятельности

1. Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечить безопасность дошкольников в ходе экспериментальной деятельности.

2.   Способствовать развитию наблюдательности детей, необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности; не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

3.  Поддерживать стремление к самостоятельному поиску проблемы и выдвижению гипотезы, поиску путей решения проблемы в ходе исследований; способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение); формировать способы познания с помощью сенсорного анализа; развивать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Методы и приемы руководства познавательно-исследовательской деятельностью

При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:

1.  Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке, длительность -15-20 мин.

2. Педагог должен стимулировать детей к самостоятельным действиям. Обязателен контроль со стороны взрослого: как для обеспечения безопасности экспериментирования, так и для поддержки, достижения точных результатов, правильного понимания выявленных свойств или явлений, формулирования заключительного вывода.

3. Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента; способствовать умению формулировать выводы, излагать свою точку зрения. В процессе экспериментирования каждый ребенок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности детей младшего возраста в условиях ФГОС»

 Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Познавательно-исследовательская деятельность является одной из ведущих видов ...

Особенности развития познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста

Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, т. к. она развивает у детей любознательность, пытливость ума и формирует познавательные интересы через исследователь...

Монтазери О.Н. Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста//Актуальные проблемы научной мысли:сб.статей МНПК, 2014. - с.139-143

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности и основные задачи развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяет...

Особенности развития познавательно исследовательской деятельности детей среднего возраста

Познавательное развитие детей 4-5 лет становится более целеноправленым, развивается умение принимать и правильно понимать информацию. представлено комплексно -тематическое планирование познавательно-и...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...