Проект "Удивительный мир насекомых"
проект (средняя группа)

Волощук Татьяна Валерьевна

Предлагаю Вам проект для детей 4-5 лет. Проект направлен на формирование у детей элементарных представлений о насекомых, развивать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. В ходе проекта дети учатся наблюдать за насекомыми, сравнивать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Описание работы: Предлагаю Вам проект для детей 4-5 лет. Проект направлен на формирование у детей элементарных представлений о насекомых, развивать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. В ходе проекта дети учатся наблюдать за насекомыми, сравнивать, делать выводы.

Тема проекта: «Удивительный мир насекомых»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский.

Автор проекта: Волощук Татьяна Валерьевна

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители.

Продолжительность: среднесрочный; май, июнь, июль 2019г.

Объект исследования: Насекомые.

Социальная значимость проекта:

С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.

Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.

Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что можно рассказать детям о насекомых. 

Методы работы: наблюдения, беседы, продуктивные виды деятельности.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад №17», территория детского сада, групповое помещение.

Ресурсы обеспечения проекта: 

- Кадровые: воспитатели.

- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.

- Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, фотоаппарат.

Цель проекта: развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.

- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и бережное отношение к окружающему миру;

- Воспитывать стремление узнавать что-то новое.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес к насекомым.

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость 

- Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения);

-Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания;

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Необходимо поддерживать постоянный интерес к окружающей нас природе, научить замечать особенности природы, её разнообразие.

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. 

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых. 

Проблема проекта:

Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Детей очень увлекает все, что происходит вокруг.

Особенную реакцию у детей вызывают насекомые. Одни пугаются насекомых, другие задают вопросы: про жучков, бабочек, пчел, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Таким образом, возникла проблема:

1. У детей недостаточный объем информации о насекомых, обитающих на участке детского сада.

2. Отсутствуют представления о том, какую пользу или вред насекомые приносят природе.

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа:

I этап — подготовительный.

1. Подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений.

2. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме.

3. Подбор музыкальных произведений.

4. Изготовление настольных игр (разрезные картинки, раскраски).

5. Разработка занятий и бесед о насекомых.

II этап — основной.

1. Работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые».

2. Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок.

3. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.

4. Чтение книг о насекомых.

5. Наблюдения на прогулке.

6. Рассматривание и беседы по теме.

7. Создание условий для изобразительной деятельности детей.

8. Изготовление поделок и творческих работ.

9. Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми;

10. Организация выставки работ «Такие удивительные насекомые»,

11. Консультация на тему: «Воспитание у детей любви к природе»,

12. Подготовка презентации: «Удивительный мир насекомых».

III этап — заключительный.

1. Оформление творческой выставки: «Такие удивительные насекомые»,

2. Проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?»,

2. Презентация проекта «Удивительный мир насекомых».

Предполагаемый результат: 

 - Развитие у детей ярко выраженного интереса к объектам природы - насекомым.

- Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу.

- Расширение знаний о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

-  Умение составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

- Развитие у детей бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к насекомым.
- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, развитие умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Умение отличать и называть характерные признаки разных насекомых.    
- Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

 - Развитие экологического просвещения детей и родителей.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Знакомим родителей с идеей проекта:

- Обсуждаем цели и задачи проекта;

- Формируем интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:

- заготовке иллюстративного материала и энциклопедических книг для проекта. 

2. Беседа с детьми по теме: «Каких насекомых ты знаешь?», с целью выяснения представлений о насекомых и их особенностей.

3. Изучение методической литературы.

- Подготовка оборудования и материалов;

- Подбор музыки, подвижных игр, дидактических игр;

- Подборка иллюстративного и демонстрационного материала;

- Оформление предметно-развивающей среды;

- Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о насекомых.

4. Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к природе»,

5. Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».

6. Просвещать родителей по данной теме.

7. Создать условия для реализации проекта «Удивительный мир насекомых»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ.

1. Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта:
- К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажжужала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик»,
«Майский жук»).
- В.Степанова «Стрекоза».
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
- Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.

2. Непосредственно-образовательная деятельность:
- Лепка: «Божья коровка».
- Аппликация: «Пчелка».
- Нетрадиционная техника рислвания:"Бабочка"
- Раскраски: «Пчелки», «Божьи коровки», «Кузнечики».
- Ознакомление с окружающим миром: "Чудо-бабочки", "В гости к хозяйке луга".
- Развитие речи "Эти удивительные насекомые"

3. Беседы:
- «Какую пользу приносят людям пчелы?»,

- «Кто такие жуки-пожарники?»
- «Правила безопасности при встрече с насекомыми».

4. Дидактические игры:
- «Отгадай насекомое»,
- «Собери цветок»,
- «Кто лишний?»,
- «Закончи предложение», и др.

5. Подвижные игры: 
-«Медведь и пчелы».
- «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
- «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».
- «Горячо - холодно».
- «Паук».
- «Поймай комара»

6. Игры- драматизации:
- Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».

7. Пешеходные прогулки, наблюдения за насекомыми.

8. Словесные игры: 
- «Пчелки и ласточки»,
- «Медведь и пчелы»;

11. Пальчиковая гимнастика:

- «Насекомые»,

- «Пчела»,

- «Божья коровка» и др.

12. Дыхательная гимнастика:

- «На лесной полянке».

13. Работа с родителями:

- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).

- Оформление информационного стенда.

- Проведение консультации по темам: «Что читать детям о насекомых»; «Как учить с детьми стихи дома»; «Расскажите о насекомых»; «На природу с ребенком».

- Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.

- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.


3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Продукт проектной деятельности:

1. Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.

2. Книжки – малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.

3. Альбом «Удивительный мир насекомых».

4. Мультимедийная презентация.

5. Рисование в стиле нетрадиционной техники «Бабочка»

Презентация проекта:

1. Презентация проекта на педагогическом совете, родительском собрании.

Вывод: 

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что:

Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;

У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

Заключение: 

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Моделирование проблемных ситуаций активизирует мысль детей, придаёт ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.

Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем ребятишкам узнавать много нового и интересного. Воспитываем любовь к природе и бережное к ней отношение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...