ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
консультация (старшая группа) на тему
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
ПО ВОПРОСАМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_9_noyabrya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №37
Круглый стол:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
ПО ВОПРОСАМ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Подготовила воспитатель старшей группы № 5
Косякова Виктория Владимировна
Воспитатель 1 категории
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Д. Родович
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьей. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего детского сада. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка со стороны детского сада и семьи, позволяют добиваться лучших результатов в экологическом воспитании. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предлагают детям в дошкольном учреждении с точки зрения экологического образования.
Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. Для решения данной задачи необходимо, чтобы родители были методически «подкованы», имели определённые знания в вопросах экологического воспитания дошкольников, т.к семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Следовательно, для становления экологической субкультуры у дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников.
Педагогу необходимо раскрыть аспекты проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса:
1. Возраст до 3-х лет – это эмоциональный уровень, на котором усваивается ценность, смысл экологической ситуации. Малыш как бы «открывает» для себя мир природы. Он еще не владеет способами экологически целесообразного поведения, но зато чувствует свою неотторжимую связь с Природой. Это возраст повышенной эмоциональной и личностной перестройки, когда идет процесс интенсивного осознания своего «Я», следовательно в работе с детьми данного возраста надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, осторожнее относиться к оценке того или иного природного объекта или явления.
2. Возраст с 3-х до 6-ти лет – это когнитивный уровень. Ребенок стремится познать окружающий мир, природу, появляется ориентация на нормы взаимодействия с природой, субъективное отношение к экологическим ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Это тот уровень, когда ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности и поведения взрослых.
3. Возраст 6-7 лет – это социальный уровень, на котором усиливается позиция собственного «Я». К 7-ми годам ребенок освоил нормы, правила, ценности жизни взрослых. Происходит усиление у ребенка мотивов собственного совершенствования, индивидуальные успехи приобретают социальный смысл, свое поведение сопоставляется с экологическим идеалом и выстраивается таким образом, чтобы его поняли бы и приняли дети и взрослые, а также положительно оценили.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.
Новизна этих отношений между педагогами и родителями определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Напомним суть этих понятий.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем все доступные формы взаимодействия. Наша работа основывается на педагогике сотрудничества и имеет два направления:
·педагог - родитель;
·педагог - ребенок - родитель.
Начинаем мы работу с анкетирования и тестирования родителей «Экологическое образование в семье», «Что мы знаем о природе и её охране?» и другие.
Данная форма необходима для того, чтобы выявить представления и ожидания родителей от образования, а также понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат) и в дальнейшем выстроить работу дифференцированно,
объединив родителей в подгруппы. При выборе форм общения с родителями надо помнить, что следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
В своей работе с родителями дошкольников мы используем традиционные и нетрадиционные формы общения цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам, которые мы используем относятся :
Родительские собрания: «Войди в природу другом», «Экологическое воспитание в семье и детском саду»
Участие в тематических педсоветах: «Эколого – нравственное воспитание дошкольников», «Экология и дети», «Формы взаимодействия с семьёй по экологическому воспитанию детей»
Конференции: «Экологическое воспитание средствами живой природы», «Будем добры!»,
Семинары, семинары – практикумы: «Экологический мост», «Использование моделирования при ознакомлении с природой».
К индивидуальной форме относятся :
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей на темы: «Детское экспериментирование в экологическом воспитании», «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных», « Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье» и т.д.
Следующая индивидуальная форма работы с родителями –
Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступный и распространенный приём установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа используется в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании и т.д.
Посещение на дому – давно забытая форма работы, а как она сближает воспитателя с семьёй! Такое посещение помогает нам спланировать и провести беседы, консультации для родителей, наладить контакт и дружеские отношения.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
К ним относятся:
фотографии: «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т.д.
выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами» (тестопластика), «Берегите птиц» (нетрадиционное рисование» «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири» ( способ смятия бумаги),
стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.
Еще одна из форм работы, которую мы часто используем - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей нашего учреждения пользуются нетрадиционные формы работы с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр (КВН., «Что? Где? Когда?» «Поле чудес» и другие) и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, фольклорных праздников: «Зиму провожаем – весну встречаем!», «Русская берёзка», пишут сценарии, участвуют в конкурсах: «Бабушки у нас – мастерицы, высший класс!», «Снеговик Стёпа и его друзья», «Конкурс шляпок», «Бабочка и мотылёк – замечательный живой цветок!» в создании проектов , в организации и проведении целевых прогулок, экскурсий, субботников, экологической тропы «Удивительное рядом», в акциях «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!», «Лебедь – символ красоты».
Родители с большим удовольствием и желанием посещают родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме и заканчиваются чаепитием, родительский «Клуб заботливых родителей», «Дни открытых дверей», здесь они узнают как проводится работа с детьми по экологии, могут наблюдать со стороны за своими детьми и сами быть активными участниками на прогулке, в играх, в трудовой деятельности.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Заседания проходят под такими названиями «Будем природу любить и беречь», «Познавательные игры для ознакомления с окружающим»
Положительной стороной нетрадиционных форм работы с родителями является то, что родители сами ищут выход из сложившейся ситуации, и решают проблемы. Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.
Уважаемые коллеги, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста"
Раскрывается проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста...
«Взаимодействие родителей и воспитателей в воспитании детей 5 – 7 лет»
Сегодня я хочу с вами поговорить о воспитании детей в семье, точнее о том, как важно взаимодействие родителей и воспитателей....
Взаимодействие воспитателей и родителей в воспитании детей 5-7 лет.
В данной статье я хочу поделиться с коллегами своими мыслями по данной теме....
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения)....
«Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей»
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). В основе новой концепции взаимодействия семьи ...
Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию детей
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говори...
Нетрадиционное родительское собрание по теме "Взаимодействие семьи и ДОУ в воспитании детей"
Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни....