Доклад "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей."
материал (средняя группа) по теме
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_proekta.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи
по вопросам экологического воспитания детей.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяется все больше внимания. Причиной этого выступают безграмотная, неправильная с экологически точки зрения, расточительная деятельности человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Неслучайно работа с родителями по экологическому воспитанию детей является одним из неотъемлемых направлений работы дошкольного учреждения. Именно семья является фундаментом, на котором формируется личность, закладываются основы культуры отношений как с окружающим миром в целом, так и с миром природы в частности.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для дошкольников. А это возможно только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет огромный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда укрепляется здоровье ребенка, развивается психика.
Сотрудничество с семьями детей это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Методика организации работы с родителями включает .
- Создание условий для организации работы с семьей:
- составление перспективного плана работы по взаимодействию с ДОУ в экологическом воспитании детей;
-определение целей и задач;
- обеспечение специальной литературой;
- изучение наглядной пропаганды по теме;
- разработка конспектов, сценариев, совместных взаимодействий в свете новых подходов в работе с семьей;
- подбор текстов, разрабатывание и составление анкет и памяток для родителей.
2. Организация практической работы с родителями:
- контрольные срезы по выявлению уровня экологической культуры родителей;
- анкетирование Экологическое воспитание детей «Книга в семье» (чтение художественной литературы);
- родительские собрания; круглый стол; КВН; «Поле чудес» (Знатоки природы. Что мы знаем о природе? );
- индивидуальные беседы;
- посещение семей;
- педагогическое просвещение родителей;
- проведение лекций, бесед, консультаций «Не причиняя вреда природе. Пусть цветут травы. Поклонись ягодке. Ребенок и животное.»;
-выпуск тематических папок – передвижек, памяток, устных журналов, мини – газет «В помощь родителям»; тематические ширмы. « Азбука поведения в природе», « Прогулки в природу», «Берегите птиц», «SOS!», «Что можно наблюдать с детьми в природе». «Сокровище леса».
- организация день открытых дверей;
-проведение вечеров – встреч с родителями в экологической гостиной;
-проведение совместных экологических праздников;
- организация совместных мини – походов с целью изучения флоры и фауны родного края; Рассказать и показать детям природное наследие Кстовского района которое включает в себя леса, реки и парки. Что река Волга - самая большая река в Европе, и наш город построен на берегу Волги. Не далеко от города, есть замечательный Зеленый город. Он дает человеку чистый воздух, грибы, ягоды, лекарственные растения. Лес – это родной дом для огромного количества животных, птиц и насекомых. Рядом с нашим детским садом есть Лукерьинский пруд, где весной каждый год прилетают утки и разводят потомство. Мы с детьми ходим на экскурсию, наблюдаем за ними, подкармливаем.
- совместные экскурсии в детскую библиотеку (тематическое, по подбору произведений на экологическую тематику)
Эффективной формой работы является выставочная деятельность: «Мир, окружающий нас, прекрасен», «Мы твои друзья, природа», «В объятиях родной природы»,«2017 - Год экологии», где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.
Так же проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из интересных форм работы.
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками, детьми и их родителями. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети – дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.
К таким, например, относится «Сдай батарейку, спаси ежа». Такая акция проводилась, чтобы дети и родители не выбрасывали батарейки в мусор, а утилизировали их.
Акция «Берегите деревья» была организованна , чтобы выяснить, что много требуется вырубки деревьев для бумаги, книг, журналов. Проводился сбор макулатуры.
Акция « Зеленая елочка – живая иголочка», - акция против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Эта акция разработана (С.Н.Николаевой) Наряду с наблюдениями, беседами, изготовлением плакатов, подсчитываем сколько загубленных елок, делаем выводы, организовываем выставку поделок «Елочек» из разного материала, чтобы сохранить зеленую красавицу.
Акция ко Всемирному дню охраны окружающей среды. Проводится в нашем ДОУ ежегодно 5 июня. Детям и родителям рассказывается о том, что это за день. Предлагается нарисовать агитационные рисунки по охране окружающей среды, и с этими рисунками мы выходим на пруд, развешиваем их там и на территории нашего ДОУ. Рисунки, нарисованные детьми, призывающие беречь природу, заставляют остановиться родителей да и просто прохожих, и подумать о важном….
Организация и экологизация развивающей предметной среды:
- оборудование экологических функциональных зон групповой комнаты: обучения, коллекции, релаксации, библиотеки;
- создание лабораторий (приобретение с помощью родителей оборудования для проведения элементарных опытов);
- подбор видового состава растений;
- организация мини – огорода на окне; дать знания детям о том , что растения живые, их сажают семенами в землю, поливают, выращивают.
- ( потом мы весной совместно с детьми и родителями пересаживаем рассаду в огород на участке; Продолжаем формировать познавательный интерес о выращивание культурных растений (помидор, огурцов, редиса, лука, моркови, салата, свеклы, гороха). Развиваем умение ухаживать за растениями в открытом грунте (полив, взрыхление, прополка сорняков). Развиваем наблюдательность – замечать изменения в росте растений. Воспитываем уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- организация экологического музея;
Создание домашних «уголков хорошего настроения»;
- изготовление декораций для проведения игр – занятий, праздников, вечеров;
- приобретение кукол персонажей (фея Экологии, Лесовичок, Карлосон, гномик, Незнайка);
- изготовление экологических игр, пособий, альбомов;
-обеспечение детской природоведческой литературой.
- сочинение совместных экологических сказок; Можно сказать, что придумывая собственные экологические сказки, дети упражняют свою способность к экологическому мышлению, уясняют для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей средой. «Привычка лес засорять», «Спор цветов», «Как река рассердилась»;
- составление «Красной книги», расширить и углубить знания о редких растениях и животных, встречающихся в нашей местности внесенных в Красную книгу, развивать понимание значения роли животных и растений в жизни человека; навыки бережного отношения к живому; и выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных.
Важно рассказывать родителям о каждом виде работы, который выполнил сегодня ребенок: полил он растение, насыпал зерна в кормушку для птиц – ведь многим родителям и голову не придет предложить ребенку дома поухаживать за комнатными растениями, понаблюдать за следами животных на снегу, взять горсть зерна насыпать в кормушку у подъезда. Если ребенок все это будет выполнять не только в садике, но и дома, это для него будет нормой поведения, а не чем-то разовым и по напоминанию воспитателя.
Данные формы взаимодействия вызывают у родителей желание сотрудничать, делают совместную работу увлекательной, содержательной, интересной, дают положительный результат: помогают педагогам и родителям сделать шаг навстречу друг другу и достичь главной цели сотрудничества – воспитать человека, который любит природу и заботится о ней.
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи поможет ребенку осознать свое место в природе, почувствовать свое единство с ней, важность и необходимость бережного, заботливого отношения ко всем живым организмам и всему природному окружению в целом.
Уважаемые коллеги, не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями! Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСУЛЬТАЦИИ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ"
Круглый стол...
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых.Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила по...
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в...
«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей»
Экологическое образование родителей является очень важным, и в то же время, трудным направлением педагогической деятельности. Эта работа сложна и многогранна. Разрыв между требованиями, предъявляемыми...
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания детей
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада....