Конспект ООД в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тихонова Надежда Викторовна

Конспект

ООД

в подготовительной группе

Тема: «Вода и её свойства»

Цель: Знакомство детей со свойствами воды и ее значением в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

в подготовительной группе

Тема: «Вода и её свойства»

Цель: Знакомство детей со свойствами воды и ее значением в жизни человека.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: вода прозрачная, у воды нет запаха, вода – это жидкость, в воде одни вещества растворяются, а другие нет. Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты.

Развивающие: Развивать наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные: Прививать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Используемые методы и приемы: 1. Организационный момент (коммуникативная игра «Моргалочки»). 2. Игра «Закончи предложение». 3.Худ.слово + презентация. 4. Худ.слово + игра «Хорошо – плохо». 5. Игра «Капельки» + презентация. 6. Игра «Кому нужна вода?» 7. Опыты 8. Беседа 9. Худ.слово. 10. Итог.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, колбы, картинки, вода, 2 таза, лёд, ведерко, ткань, голубые ленточки, зеленое яблоко, глобус, бусинки на ниточке, синька, речной песок, сахарный песок, тарелки, ложки, молоко, сок, соломинки.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, чтение художественной литературы, предварительные беседы по экологии, работа в уголке экспериментирования.

Ход занятия.

Дети в кругу

«Доброе утро я вам говорю. Доброе утро, я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься, слушать внимательно, ума набираться». Сейчас мы с вами поиграем в игру «Моргалочки».

Лучик солнца.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (моргают глазками)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (отводят взгляд влево)

Теперь я вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (отводят взгляд вправо)

Пока мы с вами моргали, у нас солнышко появилось. Солнышко вверху светит, всем вам доброго утра желает, вы на солнышко посмотрите и тоже ему доброго утра пожелайте («Доброе утро, солнышко!»).

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение»:

- Светит солнце как (ярко, жарко…) Дождь идет как? (сильно, тихо…) Облака плывут как? (медленно, красиво…). Солнце, дождь, облака…Как одним словом можно это назвать? (Природа).

- Каждый из вас живет в доме с потолком, стенами, полом. Но как только мы выходим за порог этого дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

Стихотворение:

«Вот на земле огромный дом под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.

Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом».

- Ребята, какая бывает природа? (живая и неживая). Что относится к живой природе? (животные, деревья, грибы, птицы, человек: все живое может дышать, расти и развиваться). А сейчас сядет тот, кто назовет что можно отнести к неживой природе (песок, камень, глина, горы, небо, солнце, град, молния…)

- А сейчас мы немного отдохнем. Дети садятся за столы, отодвигают стул, кладут руки на колени и закрывают глаза.

Презентация «Журчание воды»

- Что вас разбудило? (шум воды).

- Отгадайте загадку: «Мною можно умываться, я умею поливаться. В кранах я живу всегда. Ну, конечно я ….(вода).

- А сейчас подойдите ко мне. Мы будем с вами заниматься контрастной терапией пальчиков. (Два таза с водой: теплая и со льдом, поочередное опускание пальчиков):

- «Пальчики мы дружно будем все в водичку опускать. Это нам поможет в школе буквы ровные писать».

- Ребята, а где в природе можно встретить воду? (в реке, океане, в ручье, в озере…)

Презентация «Где встречается вода»

- А вода что делает? (бежит, течет, плещется, журчит, булькает, переливается, льется…).

- А из чего состоит вода? (из капелек).

- Я сегодня шла в детский сад и нашла вот такое ведерко. Посмотрите, здесь капельки. А где у нас в детском саду могут жить капельки? Возьмите по одной капельке и поместите их туда, где они могут у нас жить и где они нужны (в комнатных растениях, в группе надо мыть игрушки, мыть посуду, полы, умываться…). Дети на скотч прикрепляют капельки.

Стих. (дети) (Презентация)

«Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, океане

И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает. На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить – без нее нам не прожить.»

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо» (модели настроения выставляются на доске)

«Хорошо»: пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся, поливаем растения, нужна людям, животным…)

«Плохо»: не умеешь плавать – можно утонуть, напьешься холодной воды – можно заболеть, прольешь на пол – подскользнешься и упадешь, много поливать растения – могут погибнуть, наводнение все разрушит на своем пути…)

Вносим глобус.

- Посмотрите на глобус. Эта наша земля. Мы здесь живем. Какого цвета на нем больше? Почему? А теперь посмотрите что у меня в руках (зеленое яблоко). Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на 4 равные части. 1 часть – это суша, а 3 другие – это вода. Так чего же больше на земле: воды или суши?

- А хотите узнать, как рождается речка? На земле много разных рек, и больших и маленьких и все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку?

Игра «Капельки» (с голубыми ленточками)

Презентация «Шум дождя»

- Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично ходят по кругу.

- Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом.

- А теперь ручеек течет и впадает в большую реку.

Дети образуют большой круг.

Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а вы расположите свои ручейки так, чтобы они впадали в большую речку. Вот как много воды у нас получилось!

- А кому нужна вода? Зачем вода растениям? Как они ее получают? Для чего вода животным? Что человек делает с водой?

Игра «Кому нужна вода?» (с картинками: цветы, деревья, рыбы, человек, животные, птицы, книга, телефон…, положить к ручейкам.)

(За столами) – Ребята, вода обладает разными свойствами. Сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории? (проводят опыты).

- Для проведения опытов нам с вами нужно потренировать руки.

Пальчиковая гимнастика.

- Дождик капал на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговое движение правой рукой)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется – ой, ой, ой (потряхивание руками)

Побежали мы домой (перебирание пальцами по столу).

- За нашей работой в лаборатории будет следить мудрая сова: лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать – гласит народная мудрость.

Опыты. Презентация «Свойства воды»

  1. Вода прозрачная. 2 стакана с водой и с молоком. Положить палочки или ложечки. В каком стакане ложечка видна, а в каком нет? Почему?

Вывод: вода прозрачная, а молока нет.

  1. У воды нет запаха.

Понюхать воду и сказать чем она пахнет или совсем не пахнет. В одном стакане вода, а в другой добавить выжатый апельсин. Изменился запах?

Вывод: у воды нет запаха.

  1. У воды нет вкуса,

Попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у воды вкус? Для сравнения дать попробовать сок. Если не убедились дать еще раз попробовать воду.

Вывод: у воды нет вкуса.

  1. Вода жидкая, может течь и не имеет формы.

1 стаканчик с водой, колба, тарелка, кувшин. Аккуратно перелейте воду в емкости. Льется вода? Почему? (она жидкая). Да, если бы она не была жидкой, она бы не смогла течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

Вода принимает форму того предмета, в котором она находится.

Вывод: жидкая вода не имеет формы.

  1. В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются. Значит вода – растворитель.

В один стакан с водой положить обычный речной песок и попробовать размешать его ложкой. Что получится? Растворился песок или нет?  В другом стаканчике размешаем сахарный песок. Сахарный песок растворился.

Вывод: одни вещества растворяются, а другие нет.

 Презентация «Свойства воды»

- А еще, ребята, у меня приготовлены вот такие картинки для того чтобы мы с вами не забывали о свойствах воды, сделали папку и поместили ее в уголок экспериментирования (папка с картинками).

Физминутка.

К речке быстро мы спустились (шагаем вместе)

Наклонились и умылись (руки на поясе, наклоны вперед)

1,2,3,4 – вот как славно освежились (хлопаем в ладоши)

А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:

Вместе раз! Это брас. Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин (прыжки на месте)

Выплыли на берег крутой и отправились домой (шагаем на месте)

- Ребята, а как вы думаете, воду надо беречь? Ведь воды очень много в озерах, в реках и даже на улице в лужах. Вся ли вода пригодна для людей, растений и животных? (в воду в морях и океанах пить нельзя – она соленая). А вот воды, которая нужна всему живому не так уж много. Кто знает как называется вода, которую можно использовать для питья? (пресная). Но чтобы получить чистую воду, люди тратят много времени и сил. Именно поэтому воду нужно беречь. А как надо беречь воду? (зря воду не лить, не оставлять открытый кран, плотно закрывать кран, чтобы вода не капал…)

Презентация «Берегите воду»

Приготовить альбом для уголка экспериментирования.

- Представьте себе, что на земле вдруг не осталось бы воды. Что тогда будет (растения, животные и люди погибнуть. Без воды никто не сможет жить).

Стихотворение (дети)

«Родник иссяк, ручей ослаб,

Вода из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря, не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет – и нет водицы: нет, нет, нет.»

- Давайте у себя в ванной комнате повесим вот такую памятку:

«Человек! Запомни навсегда! Символ жизни на Земле вода.

Экономь ее и береги – Мы ведь на планете не одни!»

- Внимание! Сюрпризный момент! У вас в столе золотая рыбка. Вы хотите сделать доброе дело? Давайте пустим в воду золотую рыбку, а воду мы приготовим волшебную, заодно определим еще одно свойство воды: вода может менять цвет. Налейте в тарелочку воду, насыпьте синьку ложечкой. (синька растворилась).

- «Я хочу, чтобы вода в синий цвет превратилась без труда».

Дети подходят к глобусу.

- Дети, посмотрите – какая удивительная и красивая планета – Земля!

На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи. Я верю, что мы с вами сможем сохранить Землю такой же красивой и нарядной.

Презентация «К. Чуковский «Мойдодыр».

- А сейчас я хочу подарить вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой (бусинки на ниточке). А еще хочу напоить вас родниковой водой с волшебного кувшина. А наших гостей мы тоже угостим приятным напитком, который тоже приготовлен на родниковой воде (отвар шиповника).

Заключение

В конспекте «Растения – наши друзья» отображены представления детей о многообразии растений ближайшего окружения, с помощью опытов определены их основные жизненные функции (питание, дыхание, рост, размножение). У детей сформировались начальные представления о том, что человек часть природы, жизнь его зависит от всего живого на земле, поэтому он должен беречь, охранять и защищать природу.

В конспекте «Вода и ее свойства» отобразила основные свойства воды (вкус, цвет, прозрачность, запах, текучесть) через символы (модели, средства ИКТ), а также через проведение лабораторных опытов с водой.

У детей сформировались начальные предпосылки поисковой и интеллектуальной деятельности (практические опыты), интерес к объектам природы, а также умение самостоятельно делать выводы из полученных результатов. Сформировалось представление о значимости воды в жизни живых существ и растений.

Список литературы

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002. – 159 с.

2. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131 с.

3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет 2-е изд., испр. и доп./ Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкина. – Москва: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей/ С.Н. Николаева. – Москва: ИЦ «Академия», 2005. – 184 с.

5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа/ О.А. Соломенникова. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...