Конспект НОД в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гапеева Лидия Гюговна
Конспект НОД  в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.
 
Тема: «Путешествие в мир шестиногих друзей». 
 
 
Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.
 
Познавательное развитие: 
Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. 
Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Развивать зрительную и слуховую память, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,  обосновывать свой ответ.
 
Речевое развитие:
Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь.
 
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать доброе отношение к насекомым.
 
Физическое развитие:
Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.
 
Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.
 
Оборудование и материалы: волшебный цветок,  картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом»,  д/и «Кто, как устроен», аудиозапись « Звуки насекомых», д/и «Кто как двигается»,  д/и «Четвёртый лишний»
 
 
 
Ход занятия
 
1. Круг радости:
 
Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.
Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.
Справа-первые цветочки появились на лужочке.
Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Воспитатель: 
-Как приятно принимать гостей в такой солнечный весенний день!
Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давайте послушаем и угадаем, кто уже проснулся.
 
Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела).
 
- Как можно назвать одним словом тех, чьи звуки мы услышали?  (Насекомых) 
 
2. Введение в тему.
 
Воспитатель:
- Странно, ребята, но  на полянке никого нет! Что произошло с насекомыми? Только письмо лежит. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!
 
Воспитатель читает текст:
«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над нашей полянкой
Пронёсся злой паук
И  всех заколдовал.
Чтобы бабочки порхали,
И трудился муравей;
Чтобы осы вновь жужжали,
Помоги нам поскорей.»
 
Воспитатель: А случилась эта беда на именнинах у Мухи-Цокотухи.  
- Ребята, как вы думаете, почему паук так зол на насекомых? 
( у насекомых- 6 ног, а у паука-8)
- Вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
 
Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми: 
-Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Вот мы с вами превратились в насекомых.
 
 
 
 
3. Игра на звукоподражание. 
 
Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:
 
Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.
Звеним как комар – З – З – З.
Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.
Проходите на полянку насекомые, садитесь.  
 
4. Дидактическая игра «Кто, как устроен».
 
Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.
 
Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.
Воспитатель :
- Ребята, что общего и чем отличаются  муха и птица? Назовите части тела.
Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.
 
Воспитатель: 
-Молодцы. Мы спасли муху!
 
5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
 
Воспитатель: 
-А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится  в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.
 
Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.
 
Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
 
Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.
 
6. Физкультминутка:
 
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулось, потянулось,
Раз — росой она умылась,
Два — изящно поклонилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
 
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.
 
7. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».
 
Воспитатель:
- Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.
 
-Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, скакалка- насекомое ползает.
 
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением насекомых:
Кузнечик, шмель, гусеница, божья коровка, сверчок, водомерка.
(дети поднимают соответствующую карточку)
 
Воспитатель: Молодцы!. Вы помогли мне спасти кузнечика.
 
8. Пальчиковая игра «Пчела».
 
Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек (загибаем пальцы).
Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол).
 
9. Дидактическая игра «Полезные- вредные»
 
Воспитатель: -Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные.
- Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это какие насекомые?
 ( полезные)Как вы думаете, какую пользу они приносят?
 
Воспитатель ( при необходимости) дополняет:
 Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед  не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.
Бабочки опыляют растения.
Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
 
Воспитатель предлагает  рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.
- Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют
Ответы: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь.
 -Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? 
Ответы: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых.
 
Многие насекомые нужны животным, рыбам и птицам-они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.  
 
 
10. Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»
 
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала.  А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок и произнесем волшебные слова:
 
-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
 
Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
Воспитатель: - Ребята, послушайте и назовите лишний элемент цепочки, и объясните, почему он лишний.
 
Жук, оса, волк, саранча.              ( Лишний- волк: он не насекомое)
Лиса, медведь, ёж, таракан.      ( Лишний- таракан: он не млекопитающее)
Оса, жук, муха, гусеница.            ( Лишний- гусеница: она не летает)
Божья коровка, сверчок, жук, термит.  ( Лишняя- божья коровка: она хищник)
 
 
 
Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).
 
Молодцы! Вы хорошо познали мир шестиногих друзей!
И не забывайте, насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_raznye_nasekomye_kopiya.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Путешествие в мир шестиногих друзей».

Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Познавательное развитие:

Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания.

Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Развивать зрительную и слуховую память, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,  обосновывать свой ответ.

Речевое развитие:

Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Физическое развитие:

Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Оборудование и материалы: волшебный цветок,  картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом»,  д/и «Кто, как устроен», аудиозапись « Звуки насекомых», д/и «Кто как двигается»,  д/и «Четвёртый лишний»

Ход занятия

1. Круг радости:

Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.

Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.

Справа-первые цветочки появились на лужочке.

Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Воспитатель:

-Как приятно принимать гостей в такой солнечный весенний день!

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давайте послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела).

- Как можно назвать одним словом тех, чьи звуки мы услышали?  (Насекомых)

2. Введение в тему.

Воспитатель:

- Странно, ребята, но  на полянке никого нет! Что произошло с насекомыми? Только письмо лежит. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.

Однажды над нашей полянкой

Пронёсся злой паук

И  всех заколдовал.

Чтобы бабочки порхали,

И трудился муравей;

Чтобы осы вновь жужжали,

Помоги нам поскорей.»

Воспитатель: А случилась эта беда на именнинах у Мухи-Цокотухи.  

- Ребята, как вы думаете, почему паук так зол на насекомых?

( у насекомых- 6 ног, а у паука-8)

- Вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

-Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

3. Игра на звукоподражание.

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.

Звеним как комар – З – З – З.

Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.

Проходите на полянку насекомые, садитесь.  

4. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.

Воспитатель :

- Ребята, что общего и чем отличаются  муха и птица? Назовите части тела.

Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель:

-Молодцы. Мы спасли муху!

5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель:

-А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится  в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)

Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)

В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)

Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

6. Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулось, потянулось,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно поклонилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

7. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».

Воспитатель:

- Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.

-Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, скакалка- насекомое ползает.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением насекомых:

Кузнечик, шмель, гусеница, божья коровка, сверчок, водомерка.

(дети поднимают соответствующую карточку)

Воспитатель: Молодцы!. Вы помогли мне спасти кузнечика.

8. Пальчиковая игра «Пчела».

Прилетела к нам вчера.

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек (загибаем пальцы).

Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали (машем ладошками),

От усталости упали (роняем ладони на стол).

9. Дидактическая игра «Полезные- вредные»

Воспитатель: -Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные.

- Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это какие насекомые?

 ( полезные)Как вы думаете, какую пользу они приносят?

Воспитатель ( при необходимости) дополняет:

 Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед  не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.

Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает  рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

- Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют

Ответы: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь.

 -Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками?

Ответы: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых.

Многие насекомые нужны животным, рыбам и птицам-они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.  

 

10. Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала.  А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок и произнесем волшебные слова:

-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

Воспитатель: - Ребята, послушайте и назовите лишний элемент цепочки, и объясните, почему он лишний.

Жук, оса, волк, саранча.              ( Лишний- волк: он не насекомое)

Лиса, медведь, ёж, таракан.      ( Лишний- таракан: он не млекопитающее)

Оса, жук, муха, гусеница.            ( Лишний- гусеница: она не летает)

Божья коровка, сверчок, жук, термит.  ( Лишняя- божья коровка: она хищник)

Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

Молодцы! Вы хорошо познали мир шестиногих друзей!

И не забывайте, насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий для детей младшего дошкольного возраста «Зимний лес полон сказок и чудес».

Данный материал может быть использован воспитателем или музыкальным руководителем при работе с детьми младшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «УЛИЦА ГОРОДА» с использованием: (здоровьесберегающей технологии).

КОНСПЕКТ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ     «УЛИЦА ГОРОДА»  с использованием: (здоровьесберегающей техн...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы. Лепка "Лыжник" с использованием здоровьесберегающих технологий

Цель: Расширить и закрепить знания детей о зимних видах спорта.Задачи:Закреплять умение детей лепить фигуру человека в движении, передавая характерную позу, форму тела, строение, форму частей, пропорц...

Конспект музыкального занятия для старшей группы «Зимушка-зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

На коррекцию речевого развития направлено  упражнение-  валеологическая распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро»«Ау»-активация фонационного выдоха, т.е связь...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «День желаний» с использованием здоровьесберегающих технологий.

laquo;Дорогие малыши! В нашем сказочном лесу ежегодно в это время расцветает дерево желаний, но до сих пор оно не расцвело, потому что злая колдунья его заколдовала. Она не хочет, чтобы волшебное дер...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по лепке с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Военно-воздушный транспорт».

Учить детей создавать образ военно-воздушного транспорта из пластилина, точно передавать форму и соотношение частей, соблюдая характерные особенности внешнего вида....

Музыкальное занятие в старшей группе детского сада с использованием здоровьесберегающих технологий "Гномики и белочки".

Занятие направлено на развитие чувства темпа и ритма, на развитие двигательных навыков, развитие звуковысотного слуха и вокальных способностей....