Экологическая тропа в ДОУ 2019
методическая разработка по окружающему миру
Краткое описание станций экологической тропы в МАДОУ "Детский сад №42". Схема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 534.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа
С целью повышения качества образовательного процесса в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста, на территории МАДОУ №42 оборудована экологическая тропа. На ней организованы станции:
- Под елочкой. Как прекрасно в летний жаркий день попасть на лесную опушку, на которой растут ягоды, грибы, порхают бабочки. В тени растущих деревьев, дети вспоминаю правила поведения в лесу и играют в тихие, спокойные игры.
Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Длина ее тела составляет без хвоста 19-28см, а с ним 30-47см., вес взрослого животного варьируется в пределах от 250 до 340г. Они имеют округлую голову с большими и выразительными черными глазами, уши длинные, с кисточками, особенно они выражены в зимний период. Меховой покров тела белок условно можно разделить на зимний и летний. Его смена называется линькой и протекает 2 раза в год. Зимний мех высокий, мягкий и пушистый, так летний наоборот – более жесткий, редкий и короткий. Окраска меха у этих грызунов очень изменчива. Белка – это обитатель лесов и парков. Она предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса, так как основной рацион ее питания составляют семена древесных пород растений, то такие леса предоставляют для нее наилучшую кормовую базу. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое преодолевая расстояние в 3-4 метра по прямой и 10-15 метров по нисходящей кривой. Для такого передвижения она использует свой большой и пушистых хвост в качестве руля. Свои убежища белка устраивает только на деревьях.
Улитка Маня встречает детей с радостью. В зависимости от возраста предлагает различные игры, направленные на развитие воображения, творчества и инициативы, а также совместно с воспитателем закрепляются правила поведения в природе.
Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности? Уклад жизни семьи муравьев сходен у большинства видов. Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда. Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника. Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет. Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей. Проводятся дидактические игры «Сочини сказку про муравья-труженика», «Как можно найти муравейник?» и др.
2. Растения красной книги. Внимание! Внимание! Красная книга! Дети знакомятся с редкими растениями и животными, занесенные в красную книгу. Правила поведения в лесу.
3. Волшебное озеро. Наше озеро, конечно, волшебное и нем живут различные обитатели. Данная станция дает детям возможность вспомнить всех обитателей водоемов и более подробно их изучить. Воспитатель вместе с детьми определяет значение воды в жизни человека, животных и растений. Дошкольники закрепляют знания, где и в каком виде существуют вода в природе. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Разыгрываются ситуации: "Загрязнение пруда. Что произойдёт с растениями и животными?", "Как исправить последствия загрязнения?"
4. Веселые бабочки. Как весело с бабочками играть на природе, вот и на нашей станции дети играют в разные игры, поют песни, водят хороводы.
5. Уютный дворик. На данной станции детей ждут домашние животные, которые живут на уютном сельском дворике. Здесь они вспоминают правила ухода за домашними животными и их детенышами. Узнают, как жили раньше в деревнях и как живут в настоящее время.
6. Гнездо аиста. На данной станции дети ведут себя тихо, так как здесь находится гнездо аиста. Не спугните птицу. С детьми проводятся беседы об охране птиц.
7. Метеостанция Фиксиков. На данной станции дети, вместе с Фиксиками, изучают явления природы (осади, направление ветра, температура и др.) Знакомятся со специальным оборудованием (барометр, термометр, флюгер – самолет, воздушный змей, солнечные часы, дождемер) предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Экспериментальная деятельность, в которую вовлекаются дети, позволяет обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулировать мыслительную активность, самостоятельность, удовлетворить естественную потребность к познанию окружающего мира.
8. Туристическая поляна. На данной станции дети узнают, как ставить палатку, разводить костер, чтобы дым от костра не попадал в неё. Играют в подвижные игры.
9. Цветник смешариков. На этой станции нас встречают смешарики : Крош, Карпатыч и Нюша. Они предлагают вспомнить садовые цветы и правила ухода за ними. Здесь ребятам предлагается перевоплотиться в птиц, пчел, жуков, лягушек-квакушек – разнообразных представителей животного мира. В зависимости от возраста предлагаются различные игры, направленные на развитие воображения, творчества и инициативы, а также совместно с воспитателем закрепляются правила поведения в природе.
10. Садовый рай. Осенью и весной дети, совместно с родителями сажали плодовые деревья (яблони, груши, вишни, черешни, сливы, черноплодную рябину), кустарники (смородину, малину, крыжовник) и теперь сад растет вместе с детьми. Ребята наблюдают за изменениями, которые происходят каждый год с растениями. Благодаря этому дети узнают откуда привозят фрукты в магазин и как трудно ухаживать за плодовыми растениями.
11. Наш огород. Работа на огороде поможет развивать такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Станция представляет собой сюжетный овощной огород, на котором произрастают районированные культуры неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений: лук, горох, бобы, редис, салат, а также морковь, свекла, перец, кабачки, капуста, томаты, картофель и многое другое. Работа на огороде начинается весной и заканчивается поздней осенью, дошкольники в зависимости от возраста участвуют в посадке и поливке растений, наблюдают за их ростом, обсуждают особенности развития различных растений.
12. Лесная аптека. В природной кладовой, как и в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, расстройства желудка, от кровотечения и т.д. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. Объекты для наблюдений: одуванчик, подорожник, мелисса, тысячелистник, лопух, цикорий и т.д. Они исследуют форму, цвет, размер, запах цветков, структуру листьев: шершавые, гладкие, ворсистые. Дошкольники узнают лечебные свойства растений, правила сбора, а также с тем, какие именно части: цветок, корень, стебель применяются для лечения болезней.
13. В гостях у клена. На этой станции детей встречает красивое дерево – клен. Как интересно наблюдать за ним в течении года. Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные. Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. Клен предлагает пройти по дорожке здоровья.
14. Божьи коровки. Луговые цветы, их яркие краски и запах, привлекают множество насекомых: пчел, собирающих нектар, муравьев и жуков. Дети знакомятся с экосистемой – луг, закрепляют знания о растениях и насекомых, распространенных в Мордовии. Проводятся дидактические игры «Луговые цветы», «Узнай насекомое по описанию», «Составь рассказ – труженица пчела».
15. Пчелки. Ты куда спешишь, пчела?
Извините, ждут дела!
Каждый маленький цветочек
Ждет меня с утра до ночи
Чтобы мне в обмен на плод
Сдать пыльцу свою на мед,
Сладкий мед, полезный
Ото всех болезней.
Дети знакомятся с пчелами. Беседуют о пользе, которую они приносят. Играют в дидактические игры, отгадывают загадки. Играют в игру – имитацию «Собери нектар»
Важно отметить, что продолжительность «Экспедиции в мир природы» и количество станций для прохождения по экологической тропе зависит от возрастного состава группы и цели экскурсантов. На особенно полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше. Таким образом, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут
в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
16. Альпинарий. Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов. Дети знакомятся с ландшафтной композицией, отдыхают, играют в малоподвижные игры.
17. Остров Фламинго. Дети узнают о розовых птицах (легенды, размеры, где живут, где строят гнезда). Под веселую музыку танцуют.
Станции экологической тропы.
- Под елочкой.
- Растения красной книги.
- Волшебный пруд.
- Веселые бабочки.
- Уютный дворик.
- Гнездо аиста.
- Метеостанция Фиксиков .
- Туристическая поляна.
- Цветник Смешариков.
- Садовый рай.
- Наш огород.
- Лесная аптека.
- В гостях у клена .
- Божьи коровки.
- Пасека.
- Альпинарий.
- Остров Фламинго.
Экологическая тропа детского сада №42.
10
11
13
14 9
12
4
6
3
15 3 5 7
- 2 1 2
16
17 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189289-1359305945.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-317915-1613528113.jpg)
Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-193130-1362504266.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-841386-1478251829.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
Экологическая тропа " Осеннее путешествие по экологической тропинке"
Цель: закрепить знания детей различать и называть растения, растущие на территории детского сада. Задачи: образовательные: расширять знания детей о растениях детского сада, продолжать знакомить с их...