Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_ftskm.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру
с детьми старшей группы на тему «Насекомые»
Составила: воспитатель Гладкина М. А.
Д/с № 8 г. Коркино
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
Воспитательные:
• Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Развивающие:
• Развивать зрительную и слуховую память.
• Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
• Развивать связную речь.
• Развивать образность речи.
• Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
• Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
• Развивать общую моторику, координацию.
• Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка - гусеница, стол, покрытый зеленой тканью наХртором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые - пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»
Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки -насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?
Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
З.Введение в тему.
Воспитатель: - Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки — отгадки».
4.3агадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
- У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее …(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? • Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
• Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
• Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
• Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук - это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.( Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу (дети останавливаются, трясут одной ногой), Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой)
5. И потопаю потом (дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
6. Игра «4 лишний».
Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
• Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
• Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают,
• Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
• Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. Воспитатель:
- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
- Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек.
Воспитатель: - Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
-Я разложила бабочек по форме.
Воспитатель: - А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по - другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:
- Я разложила бабочек по цвету.
Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: - По размеру.
Воспитатель:
- Арина, разложи бабочек по размеру.
Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).
Воспитатель: - Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей (Бабочка откладывает яйца)
- Кто появляется из яйца? Ответы детей (Из яйца появляется гусеница)
- Что делает гусеница? Ответы детей (Она питается листьями и растет)
- В кого она превращается? Ответы детей (Гусеница превращается в куколку)
- Кто выходит из куколки? Ответы детей (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать)
Воспитатель:
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9.Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна.., (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
- Бабочка отложила яички на цветке.
- Потом появилась гусеница.
- Гусеница питалась листьями и росла.
- Потом гусеница превратилась в куколку.
- Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова, Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы по теме "Насекомые".
Цель: закреплять знания детей о насекомых.Задачи.Образовательные:совершенствовать знания о насекомых, особенностях их строения, развития и способах передвижения.Развивающие: Развивать ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».
Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах....
Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы. Тема «История электричества»
Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.Закреплять правила безопасного поведения в обра...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Непоседы» в форме игры «Счастливый случай»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромс детьми старшей группы «Непоседы»в форме игры «Счастливый случай»...
Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»
Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».
закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...