"Загадки о петербургских домах" (конспект НОД по познавательной деятельности для старшей группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рыбакова Александра Николаевна

Этот материал можно использовать для знакомства детей с Санкт - Петербургом. Дети вместе с родителями рассматривают свой дом, декоративное убранство,считают этажи, запоминают домашний адрес, затем выполняют рисунок своего дома. Готовые работы остальным детям до НОД не показываются, поэтому у детей возникает интерес и желание отгадать , кто в каком доме живёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_o_peterburgskih_domah_3.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки о петербургских домах

(конспект НОД по познавательной деятельности для старшей группы)

Программное содержание:

  1. Развивать умение детей составлять описательные рассказы о своих домах, пользуясь карточками – моделями, выделять  отличительные признаки петербургских домов: цвет, количество этажей, строительный материал, наличие декоративного убранства, разное предназначение.
  2. Способствовать закреплению знаний детей о названии нашего города, его основателе Петре I, о главной реке Санкт–Петербурга – Неве, о своём домашнем адресе (название улицы, номер дома); способствовать формированию у детей интереса к родному городу, бережного отношения к домам.
  3.  Создавать условия для умения пользоваться карточками с изображениями символов, обозначающих цвет здания, количество этажей и наличие украшений; развивать внимание, сенсорное восприятие, количественный счёт в пределах, определённых возможностями детей.
  4. Развивать связную речь детей, используя наглядность.
  5. Активизировать словарь детей за счёт слов: Санкт- Петербург, Нева, Пётр I, блочный, кирпичный, водопровод, лифт, колонна, лепнина, балкон, старинный, современный.
  6. Способствовать развитию умения внимательно слушать друг друга, не перебивать.

Ход НОД:

      На стенде размещены рисунки петербургских домов, в которых живут дети. Работы выполнены совместно самими детьми и их родителями. В начале НОД выставка рисунков завешена тканью от глаз детей.

      Воспитатель собирает детей вокруг себя и спрашивает, любят ли дети отгадывать загадки. Услышав утвердительные ответы, сообщает, что подготовила интересные загадки.

Воспитатель. Мои загадки будут о нашем городе, и я уверена, что вы их отгадаете.

Воспитатель. (загадывает загадки)

  1. Город стоит над рекою Невой

Город любимый, город родной.

Если ты знаешь тот город, мой друг,

Мне подскажи. Это  (Санкт-Петербург).

  1. Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец,

Кто был царь тот – удалец? (Пётр I).

  1. Есть в городе нашем

Большая река.

В граниты одеты

Её берега.

Там замерли сфинксы,

Два сторожа – льва.

Красавицу речку

Назвали (Нева).

Выслушав отгадки и похвалив детей, воспитатель предлагает детям расположиться на стульях напротив стенда с рисунками, снимает ткань, прикрывающую работы.

Воспитатель.А сейчас я приглашаю вас на выставку ваших рисунков «Наши дома». Эти работы вы делали дома вместе с родителями, поэтому никто из вас не знает, на каком рисунке, чей дом изображён. Вы сейчас будете загадывать загадки о своих домах, и тогда мы узнаем, кто в каком доме живёт. А составлять загадки вам помогут наши карточки - помогалочки (карточки с символами размещены на стенде под работами).

Воспитатель предлагает вспомнить, что обозначают карточки – модели, уточняет ответы детей, напоминает детям, что нельзя перебивать ребёнка, рассказывающего свою загадку о доме, даже если дети уже догадались, о каком рисунке идёт речь.

Дети по очереди загадывают загадки. Право следующего определяется по принципу «кто первый догадается». Воспитатель предлагает детям показывать работы на стенде указкой или называть цвет рамочки рисунка.

Выслушав 3 – 4 загадки, воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную хороводную игру «Дом».

Дом на улице стоит,                          Дети стоят в кругу, показывают над головой

                                                                     крышу дома

Окнами на нас глядит.                     Дети изображают окно, поднося согнутые в

                                                                     локтях руки к лицу: одну под другой, и смотрят

                                                                     между ними

Сколько в доме этажей!                  Показывают «лесенку» руками

Много в нём живёт людей!             Показывают 10 пальцев на руках

И панельный, и кирпичный,            Идут по кругу в одну сторону

От других домов отличный.

Все удобства в доме есть:                Поворачиваются и идут в другую сторону

Газ, водопровод и свет.

Хочешь – в лифте поднимайся,        Приседают, встают и поднимают вверх руки

Просто так в нём не катайся!

Лестницу не засоряй!                         Шагают на месте, высоко поднимая колени

Дверь не порти, закрывай!                Руки держат перед грудью, ладонями          

                                                                        Параллельно друг другу. Сводят их вместе,

                                                                        поворачивая ладони к себе.

В Петербурге мы живём                     Идут к центру круга, берутся за руки и делают

И дома мы бережём!                           круг.

Воспитатель. В нашем городе много разных домов, и все они очень нужны людям. Попробуйте назвать эти дома, отгадав загадки, нарисованные на карточках с помощью точек.

Проводится дидактическая игра «Отгадай дом».

Цель: учить называть здания города (аптека, магазин, цирк, школа, жилой дом, детский сад, поликлиника, музей) и понимать их назначения с помощью карточек – символов.

Воспитатель показывает детям карточки с изображениями символов зданий города, нарисованных пунктиром, и предлагает выбрать одну из карточек по степени сложности (1 кружок – лёгкое задание, 2 кружка – сложнее задание, 3 кружка – самое сложное).

Воспитатель.Сейчас вы выберете любую карточку: с лёгким заданием (показывает карточку с 1 кружком), с заданием потруднее(показывает карточку с 2 кружками) или с самым сложным заданием (показывает карточку с 3 кружками). Когда вы соедините все точки на карточке карандашом, то сможете отгадать названия домов, которые я зашифровала.

Дети выбирают карточки, садятся за столы и обводят пунктирные линии простыми карандашами. Каждый ребёнок после выполнения задания называет здание города, пользуясь значком – символом, который получился на карточке. Воспитатель просит детей сказать, для чего нужно людям то или иное здание.

Во время игры воспитатель при необходимости помогает детям при выполнении задания или при возникновении трудностей у детей с ответом. В конце НОД воспитатель спрашивает детей, что им понравилось сегодня делать, как они будут относиться к домам.

Воспитатель. Сегодня вы отгадывали загадки о нашем городе, сами составляли загадки о своих домах, отгадывали загадки о зданиях города. Я очень рада, что вы знаете, как вести себя в домах нашего города, и уверена, что вы будете культурными петербуржцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Волк и семеро козлят"

Знания детей о последствиях опасных ситуаций,которые подстерегают детей дома.Представление о поведение при возможных встречах с не знакомыми людьми.Воспитывать осознаное отношение к своему здоровью и ...

Конспект совместной познавательной деятельности в старшей группе на тему «Стекло»

совместная познавательная деятельность с детьми старшего возраста...

План-конспект познавательной деятельности в старшей группе №9 на тему:"Край родной, навек любимый."

Программное содержание: Формировать патриотические чувства, гордость за родной город, познакомить с историей города Энгельса. Продолжать знакомить детей с культурой России, приобщать к истокам народно...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в страну безопасности»

Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации; учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь...