Удивительный подводный мир
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Титова Анна Геннадьевна

Удивительный подводный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Удивительный подводный мир25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации Города Томска

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 73 г. Томска

Конспект образовательной деятельности:

 "Удивительный подводный мир»

(Средняя группа)

Составитель: Титова Анна Геннадьевна

Воспитатель

2019 г. Томска

Пояснительная записка

Всем  давно известно, что рыбы  это животные, которые обитают в воде. На сегодняшний день у наших детей, да и у нас с Вами практически нет времени, чтобы выбраться к реке или озеру, например чтобы понаблюдать за естественной средой обитания рыб. Но даже если и отправится на речку, озеро или другой водоем, то нельзя увидеть, как же красив подводный мир. Именно поэтому необходимо попытаться создать такие условия, в которых детям,будет предложено, познакомится с этим таинственным подводным царством.

Интеграция образовательной деятельности: игровая, речевая, творческая познавательная

Цель: Пополнить знание детей о рыбах

Задачи:

1. Формировать знание детей о внешнем виде рыб, о среде обитания;

2. Формирование знание у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

3. Продолжать развивать умение  отгадывать загадки

5. Воспитывать бережное отношение к природе

6. Закрепить умение соотносить фигуры по размеру (маленькая, большая)

7. Закрепить знание счета до 5.

Предварительная работа: 

Беседа " Среда обитания рыб", "Где живут рыбы"

Рассматривание иллюстрации с рыбами.

Чтение произведение, героем которого является рыба: А. С. Пушкин "О рыбаке ирыбки"

        Познакомить детей с глобусом. Глобус - это модель земного шара. Так выглядит наша планета из космоса. Слово "Глобус" означает шар, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. Давайте рассмотрим его. Глобусы бывают большие и маленькие.

Воспитатель: Какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: больше всего на глобусе синего цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает синий цветом?

Дети: вода, моря, океаны, реки, озера.

Воспитатель: Да, и чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море, или океане. Какие цвета еще есть на глобусе?

Дети: Зеленый, коричневый, желтый.

Ведущий: Правильно суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни.

Заучивание стихотворение Ю. Могутин

Ерши

Над речушкою

В тиши

Шелестят камыши.

А в воде

У камышей

Шесть задиристых ершей.

Не ершитесь вы, ерши,

Лучше спрячетесь в камыши.

Вас ершей - малышей

Щука ждет у камышей.

        Материалы: Счетные палочки, магнитный конструктор,  пластилин, картон,  крупа (горох, лапша), картинки - иллюстрации с изображением морской звезды.

        Организационный момент

        Внести глобус, обратите внимание на то, что на карте много голубого цвета.

Воспитатель: ребята, что это на глобусе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озера.

Воспитатель: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывание детей)

- Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их. Ответы детей

Воспитатель: Рыбы такие разные и так не похожие друг на друга! Почему же их называют одним словом - рыбы?

Дети: (называют общие признаки рыб): Все они живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники и жабры.

Воспитатель: Скажите, чем дышат рыбы?

Ответ детей

Воспитатель: Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются.

Воспитатель: Для чего нужен плавник?

Ответ детей

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывет вперед, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогает плавники: хвостовые и боковые. Шевелят плавниками и плывут. А хвост как руль, помогает им поворачивать влево - вправо.

Рыбы умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться  у камней или водорослей так, что их будет совсем не видно

Воспитатель: А есть ли у рыб шея?

Ответ детей

Воспитатель: Верно, нет шей. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Игра "Золотая рыбка"

Ход игры: Дети с помощью считалочки выбирают "Золотую рыбку"

Раз, два, три, четыре, пять будем рыбку выбирать.

Раз, два, три, рыбка по морю плыви.

Раз, два, три, четыре, пять, возвращайся к нам опять.

После того, как дети выбрали золотую рыбку, встают в круг, берутся за руки, произносят слова:

1. Рыбка, рыбка золотая в море те не уплывай. Рыбка, рыбка золотая нам желанье загадай!

Рыбка в руках держит любой предмет и указывает им на того, кто будет выполнять задание. (Предлагает детям простые задания - присесть, подпрыгнуть, сделать пружинку, хвалит детей, за усердие).

Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток

Кто это?

Ответ детей: 

Воспитатель: Рыбы

Он клешнями щиплет больно!

И кричит "С меня довольно"!

 Я устал. "Я вам не раб".

Распугал соседей.

Ответ детей:

Воспитатель:  Краб

И на суши, и в воде -

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме?

Ответ детей

Воспитатель: Черепаха

Воспитатель: Демонстрирует картинки (иллюстрации с изображением рыб: среди них картинку с изображением воробья.)

Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, скажите кто тут лишний (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что лишний воробей? (Ответ детей)

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, чем рыбы  отличаются о других животных? (Ответ детей)

Воспитатель: Посмотрите (показывая по картинке) вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавник, чешуя, жабры? (Ответ детей)

Воспитатель: Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? (Ответ детей)

Воспитатель: Какая она на ощупь? (Ответ детей)

Воспитатель: Тело рыб покрыто чешуёй и слизью, это делает ее скользкой, поэтому она легко скользит воде. Рыба постоянно живет  воде, там она находит пищу,  воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель: как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

Высказывание детей

Воспитатель: Да, у нее есть особое приспособление для дыхания под водой -

Физминутка  " Пять маленьких рыбок"

Пять маленьких рыбок, плескались в реке. (Имитация руками движения рыб)

Лежало большое бревно на песке. ( Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. ( Имитация руками ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко. ( Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил. (Руками  имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотили. (Убегают)

Дети слушают музыку П. И. Чайковского "Рыбы"

        Воспитатель: Ребята свою работу мы  продолжаем с вами центрах активности. У нас сегодня три центра: центр математики, центр творчества и центр конструирование. В центре математики - мы с вами будем делать из счетных палочек рыбку (большая, маленькая). В центре конструирование из магнитного конструктора будем делать аквариум. В центре творчества - мы с вами будем делать морскую звезду (из картона вырезана форма морской звезды, будем размазывать по поверхности пластилином, потом украшать нашу звезду разнообразной  крупой)

Дети распределяются по центрам активности.

Работа в центрах активности.

Рефлексивный анализ занятия

        Непосредственно - образовательная деятельность  "Удивительный подводный мир", проводилось в средней группе возраст 4-5 лет. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен  в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены.

        На занятие использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. В  каждом моменте занятия, я старалась направлять детей на поиск решения проблем, помогала приобрести новые знания, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Специфика работы с детьми на занятиях отражалась в личностно - ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы укрепить у них ситуацию успеха.

        Водная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием был направлен на развитие коммуникативных качеств. Основная часть занятия представляла собой специально организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам. В конце занятия спросила у детей, что дети узнали нового, что им понравилось. Выставка работ

Прогнозируемый результат

        В ходе занятия у детей  сформировалось представление о разнообразии обитателей  водоемов. Закрепляли знания детей о внешним виде рыбы, способах ее передвижения и способах защиты от врагов. Развивали познавательный интерес, любознательность к обитателям подводного мира.  Расширили знание детей  о рыбах.

Литература

1. Юрий Могутин«У речки Ершовой» Издательство, «Малыш» 1990

2. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», год издания 2013

3. Сучкова И. М. Издательство: Волгоград 2012

4. Шорыгина Т. А. Рыбы, какие они? Книга для воспитателей  Москва, 2008

Ссылка в интернете:

http://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/2405-fizminutka-pyat-malenkih-rybok

http://zagadka.pro/slovo-155.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительная подводная одиссея"

В конспекте представлен материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи и физкультуре....

Конспект НОД с детьми старшей группы "Удивительный подводный мир"

Конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет). Приоритетная образовательная область:«Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Физ...

Конспект занятия в старшей группе "Удивительный подводный мир"

Техника: рисование «по мокрому листу»Программные задачи:Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.Развивать разнонаправл...

Познавательно-творческий проект «Удивительный подводный мир Чёрного моря»

Проектная деятельность с дошкольниками с целью вызвать у детей исследовательский интере, воспитывать любознательность. Воспитывать любовь к родному краю....

Конспект НОД по лепке во второй младшей группе "Этот удивительный подводный мир!"

Вид деятельности: продуктивная деятельность.Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».Цель: совершенствовать умения и навыки лепки из пластилина, вызвать интер...

Презентация НОД по лепке во второй младшей группе "Этот удивительный подводный мир!"

Цель: совершенствовать умения и навыки лепки из пластилина, вызвать интерес к созданию сюжетной композиции....

Проект «Удивительный подводный мир» 2 подготовительная группа

Расширять знания детей о подводном мире и его обитателях....