Конспект ООД "Удивительные камни: мелок и уголек"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе «Удивительные камни»
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т. д. ;
- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, : твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.)
- закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.
развивающие:
- развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
- развивать навыки постановки опытов;
- развивать память, внимание, связную речь;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к камням, желание обследовать их, любоваться ими.
Активизация словаря:
- камень, твердый, прочный, тяжелый, лёгкий, гладкий, неровный, блестящий, не блестящий, холодный, теплый;
- тонет, плавает, рисует, пачкает, растворяется, не растворяется.
Материалы и оборудование:
У воспитателя:
Речные камешки разного размера, разной фактуры; керамзит, весы
У детей : уголь, мел, листы черного, белого картона, ёмкости с водой, пластилин, лупы, влажные салфетки.
Ход ООД.
Дети встают в круг и говорят приветствие: «Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнемся» Подарим всем хорошее настроение всем друзьям и гостям.
Ребята, что я вам сегодня принесла, узнаете, если отгадаете мою загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой одному не поднять.
Что это? Кто отгадал мою загадку? (камень)
Посмотрите, сколько разных камешков я набрала. (показываю детям на подносе.) Все они такие разные и каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться разгадывать его тайны.
Сейчас я хочу познакомить вас с двумя друзьями:
Я – чудесный Уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко в печке я горю.
Людям всем тепло дарю!
Давайте попробуем сжать его в руке. Он твердый или мягкий?
Твердый.
Гладкий или шершавый?
Шершавый.
Ребята вы испачкали руки? Значит, он может оставлять следы
Скажите, на каком листе его след будет лучше виден? На белом, или на чёрном? Попробуйте. (Делают вывод)
Белый маленький комочек
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске.
Белят потолки и печки. Растворяется легко.
Опусти комочек в речку – утечет как молоко. (Мел)
Давайте рассмотрим второго друга.
Какого он цвета? Белый. Совсем не похож на уголька.
Твердый или мягкий?
Твердый.
Гладкий или шершавый?
Гладкий.
Смотрите он тоже испачкал ваши руки. Он тоже умеет оставлять следы.
Порисуйте им на черном листе. Похожи наши друзья? Чем похожи (Твердые, пачкают руки) А чем отличаются (Разного цвета, мел гладкий, а уголь шершавый.
Уголь и мел добывают глубоко в земле.
Динамическая пауза:
По дорожке мы пошли. Много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в лево пошли, пестрых камешков нашли,
И с собой все принесли.
Вот еще, какие красивые камешки я хочу вам показать.
(Раздаю каждому ребёнку по камешку гладкому обработанному)
Опыт 1. Определение температуры камня
Приложите его к щёчке.
Какой он теплый или холодный? Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
Опыт 2. Определение жесткости камня
А теперь возьмите в левую руку камешек, а в правую пластилин и сожмите. Что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему? (Камень твёрже пластилина)
Опыт 3. Определение веса из них легче, а какие тяжелей?
У меня камешки разные большие и маленькие. Какие из них легче, а какие тяжелей? Как вы думаете?
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камешек (Делают вывод: Камни бывают разные: Тяжёлые и лёгкие)
При помощи чего, можно определить вес камня?
Какой камень тяжелее большой или маленький? (Взвешиваем, делаем вывод)
Опыт 4. Определение характера поверхности
Погладьте большой камешек. Какой он? Погладьте маленький камешек. Что можно про них сказать? А теперь посмотрите на них через лупу. Что заметили? (делают вывод)
Опыт 5. Плавучесть
Что будет если камешек положить в воду (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать? Положите камешки в воду, что произошло? Все ли камни тонут? Это керамзит. Повторите, как называется камешек? Опустите его в воду (Дети делают вывод)
Обращаю внимание, что цвет камня изменился, стал ярче.
А сейчас я вас приглашаю на выставку, посмотрите какие красивые вещи делают из камней (показываю рассказываю, что и из чего сделано)
Рефлексия:
Что я вам сегодня принесла?
Как зовут друзей: черного? Белого?
Какие бывают камни? Что произойдет, если камень опустить в воду? Что можно делать из камней?
Какой камень не тонет? Потрогайте и угадайте, что в моём мешочке лежит?
Это не простые камешки, а волшебные они съедобные. Угощайтесь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной нод по формированию целостной картины мира "Уголек и Мелок""
Занятие для знакомства с природными материалами углем и мелом и их свойствами, с элементами сказки....
Конспект открытого интегрированного занятия «Чудесный уголек»
Знакомство детей с новым изобразительным материалом - угольными карандашами и возможностью их применения. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов. Создать в течение всего ...
Конспект занятия "Камни"
Цель занятия: создание условий для развития познавательных и творческих способностей дошкольников, вовлечение их в исследовательскую деятельность...
Конспект НОД "Камни"
Цель: ознакомление детей с многообразным миром камней, создать условия для развития познавательных, художественно-эстетических и исследовательских способностей.Задачи: - актуализировать зна...
Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательно...
План-конспект по театрализованной деятельности "Теремок-уголек"
План-конспект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Теремок-уголек"...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Мелок и уголёк" (средняя группа)
Методическая разработка для средней группы "Мелок и уголёк" поможет познакомить детей с полезными ископаемыми - мелом и углём, их происхождением, нахождением в природе, вовлечь детей в иссле...