конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Козлова Татьяна Вениаминовна

Воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные

восприятие образа РУССКОЙ БЕРЁЗКИ, средствами разных видов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zachem_bereze_chern._tochki.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие проекта « Русская береза»

                               Организационный момент.

  1. Вводное слово.               (1 слайд)

 Звучит вальс «Березка»   Е.М.Дрейзина.

                                                               (2 слайд)

Воспитатель:

- Ребята, сейчас прозвучал отрывок из вальса «Березка». Написал этот вальс Евгений Михайлович Дрейзин. В этом вальсе воспета белоствольная красавица русских лесов – березка.

Все люди любят березку. Но всё ли о ней знают? А мы с вами очень много узнали о березке и сейчас нашими знаниями поделимся.

  1. Основная часть.
  1. Рассказ-беседа о березе с просмотром презентации.

Воспитатель:

-На свете много разных стран, разных красивых мест с очень богатой и красивой природой. Давайте посмотрим.

                                                             (3 слайд).

-Это природа Англии.

                                                        (4 слайд)

-А это природа Аляски.

                                                        (5 слайд)

-А вот это африканские джунгли.

                                                        (6 слайд)

-А это загадочная природа Южной Америки. Здесь и пальмы растут, и лианы.

Красивая природа.  Пальмы, баобабы, кофейные деревья…

- А какое деревце вы не увидели здесь?

Дети:

- Здесь нет березки.

Воспитатель:

- А у нас в России очень много берез. Вот они – наши белоствольные красавицы.

                                                        (Слайды 7-9)

- Красива наша березка в любое время года. Недаром русский народ выбрал березку символом нашей Родины.

                                                        (Слайд 10)

- Это единственное в мире дерево с белой корой. Посмотрите, какая белоснежная кора у этих берез. А на коре есть черные полосочки – чечевички.

Воспитатель:

- Для чего они нужны?

Дети:

- Через них березка дышит.

Воспитатель:

-А что еще мы узнали о березке?

                                                        (Слайд 11)

Ребенок:

- Береза живет долго: до 250 лет. Её высота может достигать 30 метров. И растет береза быстро: за 25 лет она может вырасти с пятиэтажный дом. Ствол у березы даже в сильную жару не нагревается, поэтому в жаркий летний день в березовой роще прохладно.

                                                        (Слайд 12-13)

Ребенок:

- Березы всегда дружили с людьми. Раньше не было электричества, и избу освещали лучиной. При лучине женщины пряли шерсть на прялке, шили, а бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.

Воспитатель:

- То есть береза давала свет.

                                                        (Слайд 14)

Ребенок:

- А это березовые дрова. Ими и сейчас топят печи, потому что это самые жаркие дрова. По жаркости они уступают только дубовым, но дубы не везде растут.

Воспитатель:

-Значит, береза согревает.

                                                        (Слайд 15)

Ребенок:

- Это березовые веники. Ими парятся в бане. Распаренные листья березы выделяют эфирные масла, которые очень хорошо влияют на кожу человека. Березовым веником можно и пол подметать, это тоже полезно.

                                                        (Слайд 16)

Ребенок:

 - А это берестяная грамота. В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Береста – это прочный непромокаемый материал, не поддающийся гниению. Береста была дешевле бумаги, поэтому была доступна всем людям.

Воспитатель:

 - Много пользы приносит людям береза.

  1. Физминутка.  (Слайд 17)                 
  2. «Выросли деревья в поле»                          
  3.  Выросли деревья в поле.
    Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
    Каждое старается,
    К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
    Вот подул веселый ветер,
    Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
    Даже толстые стволы
    Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
    Вправо-влево, взад-вперед –
    Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
    Он их вертит, он их крутит.
    Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
    Ветер стих. Взошла луна.
    Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 Воспитатель:

- Посмотрите, какие у нашей березки почки и листочки. Они маленькие, нежные. Им нужно солнце, поэтому чуть позднее мы эту березку посадим возле нашего здания. А пока присядем возле березки и послушаем стихи о ней, ведь о березе написано очень много стихотворений.

  1. Чтение стихотворений:
  1.  «Как у нашей у березке…» София Ч.
  2.  «Березка -подружка…» Ева Л.
  3.  « Расцвела березка…» Варя В.
  4. «У задумчивой березки…» Данил К.
  5. «Если б дали березке …» Настя Х.
  6. «Белоствольные сестрички…» Даша К.
  7. «Стройная красавица…» Илья С.

  1. Рассказ-беседа.

Воспитатель:

- А теперь вернемся на стульчики и продолжим наш рассказ.

Что еще мы знаем о березе?

                                                        (Слайд 18)

Ребенок:

Береза лечит. Береза замечательна тем, что все в ней полезно для человека. Если вы оказались в лесу, подойдите к березе, прислонитесь к ней и немного постойте. Вы почувствуете себя лучше.

                                                        (Слайд 19)

Воспитатель:

-Лечат березовые почки.

-Лечат листья.

-Лечат сережки (березовые цветы)

                                                        (Слайд 20)

- Очень хорошим лекарством является и березовый гриб – чага.

                                                        

(Слайды 21)

-В медицине применяют мази и настойки, отвары. Из березы делают деготь, он обладает противомикробным действием. Угольные таблетки помогают чистить желудок.

Береза, действительно, лечит человека. Это уникальное дерево. Каждая береза окутана облаком, которое мы не видим простым глазом. Облако это состоит из мельчайших частичек, которые выделяются березовыми листьями. Каждая частичка этого облака убивает болезнетворные микробы. Воздух среди берез чист и целебен.

  1.                               Рассказ-беседа.

Воспитатель:

- Продолжим рассказ.

                                                        (Слайд 22)

Скажите, что делают из березы?

Дети:

-Строят дома.

                                                        (Слайд 23)

-Делают фанеру.

                                                        (Слайд 24)

-Изготавливают мебель.

                                                        (Слайд 25)

-Лыжи.

                                                        (Слайд 26)

Воспитатель:

-А раньше плели лыковые лапти  – самую ходовую обувь.

                                                        (Слайд 27-33)

- А это береста. Из бересты получают тысячи вещей:

– плетут корзинки

    – делают туеса

    -- бадейки

      - бочонки

 - панно, картины

 - даже головные уборы

 - а еще посуду

 - игрушки

 – сувениры.

  1. Выставка поделок из березы.

 

Воспитатель:

-У нас тоже есть поделки, сувениры из березы. Давайте посмотрим.

   8.  Рассказ-беседа.

-А теперь продолжим рассказ о березе.

Воспитатель:

- Весной березка может утолить жажду. Как?

Дети:

- Напоит березовым соком.

Стихотворение «Березовый сок» Гоша М.         

 (Слайды 34-35)

Воспитатель:

- А как правильно собрать березовый сок?

Ребенок:

- Самый полезный березовый сок – это сок, добытый через веточку.

(Слайд 36)

Воспитатель:

- Вот сколько пользы приносит людям береза. И в благодарность за это подарили люди березке праздник. Он так и называется – «Праздник русской березы».

(Слайд 37-39) музыка «Во поле береза стояла»

 Воспитатель: 

 Приглашаю вас поиграть в подвижную игру « Во поле берёза стояла»
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. 
Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»: Во поле берёза стояла, во поле кудрявая стояла…
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их. 
Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

-Что вы знаете об этом празднике?

Дети:

 -Девушки и парни шли в этот день в березовую рощу, чтобы украсить березку лентами, бусами, заплести березоньке косу.

Береза символ России

                                                      (Слайды 40-41)

Берегите природу

 Стихотворение «Плач березы…» Лена Т.

  1. Вывод:

Воспитатель:

 -Посмотрите, какое замечательное дерево – береза. Жилище освещает, дает тепло, лечит людей, радует сувенирами.

Недаром русский народ назвал березку символом нашей Родины.

Давайте мы сейчас подойдем к нашей березке и низко ей поклонимся в благодарность за пользу, которую она нам приносит.

                                                        (Слайд 42

Звучит вальс.

- Ребята, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению окружающего мира в 1 мл.гр.

конспект занятия (учимся заваривать чай)...

Конспект занятия по ознакомлению сокружающим миром "Перелетные птицы"

Цели:1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.3. Упражнять...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.

Тема: «Путешествие в осенний лес» Поздняя осень.Образовательные области: коммуникация, познание (ФЦКМ; ФЭМП), физическое развитие.Программное содержание:  Формировать элементарные представления о...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».  Конспект занятия по ознакомлению с миром природы. Тема: Экологическая тропа.  «Насекомые». ...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы "Разноцветная осень"

Задачи:1.          Развивать умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи  зависимости в природе осенью (состояние погоды и оде...