Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кранчева Ирина Николаевна

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности на тему "Свет и тень" в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 21

«Аленький цветочек» МО г. Саяногорск

Конспект НОД в средней группе

по поисково-исследовательской деятельности

Тема: «Свет и тень»

                                                                           Составила воспитатель:

                                                                                           Кранчева И.Н.


Тема: «Свет и тень»

Цель: Создание условий для проявления познавательно исследовательской деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Задачи:

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представления об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты; побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных источниках света (солнце, фонарик, свеча, лампа; о свойствах света: показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Словарная работа (изучение новых слов): свет рассеивается, источник света.

Форма организации: подгрупповая

Формы реализации детских видов деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,  двигательная.

Материалы и оборудование: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарики для каждого ребенка, лазерный фонарик с фигурной насадкой, лампа, настольная лампа, экран, свеча, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки.

ТСО: ноутбук

Организационный и мотивационный момент:

В. Ребята, посмотрите, кто это прилетел к нам? (Лунтик)

В. Ребята, посмотрите Лунтик, прилетев на Землю и принес нам книгу и просит прочитать небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце».  Он совершенно запутался, что случилось в этой сказке, поможем ему разобраться? (Воспитатель читает отрывок).

В. Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)

Основная часть:

-Что даёт нам солнце?  (свет, тепло)

-От чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются (появляются на мониторе) иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)

Чтобы мы смогли рассказать Лунтику какой же он – свет, предлагаю отправиться в путешествие. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте.

А сможем ли мы с вами идти в темноте?  (нет) 

Значит, что нужно взять с собой в путешествие?  (фонарик)

Как пользоваться фонариком, чтобы он не принес нам вред? (ответы детей) 

-Теперь возьмем в руки фонарик, проверим, как он работает.

В путь мои друзья!  (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включаем фонарик.

-Что нам дает фонарик? Как светит фонарик в темноте?  (ярко)

 -Если фонарик направим вверх, что произойдёт?   (наверху будет свет)

 -На что похож свет от фонарика?

 -А если направим фонарик вниз. Где будет светло?

 -Давайте приблизим фонарик к полу, что произойдёт?  (свет уменьшится)

 -А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?  (свет становится больше)

 -Свет рассеивается. Давайте повторим слово -  рассеивается.

 -Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариком, и загорается свет)

 -Ребята, а как теперь светит фонарик?  (тускло)

 -Когда светло фонарик можно выключить.

 -Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами)

 -Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки)

 -Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет).

 -Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку?   (ответы детей)

 -Давайте попробуем, что получится. (свет не проникает)

 -Почему? (она плотная, непрозрачная)

 Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

 -Почему через некоторые предметы свет проходит, а через некоторые - нет? (ответы детей)

 -В путь, мои друзья.  (на пути настольная лампа и свеча)

 -Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны?   

 -Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)

 -Давайте проверим. Что для этого нужно сделать?  (включить свет)

 -Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?   (включить в розетку)

 -Фонарик тоже включаем в розетку?   (нет, у него есть батарейки)

 -Как включить свечу?   (её надо зажечь)

 Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.

 -Что же светит ярче?

 -Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану)

 -Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Присаживайтесь на стулья. Закройте глаза. Откройте. Что появилось на экране?   (ответы детей)

 -Это тень Лунтика.

 Воспитатель закрывает свет от прожектора.

 -Ребята, а сейчас есть тень?  (нет)

 -А почему не стало тени?   (нет света)

 -Правильно, мы можем организовать театр теней, я умею показывать ладошками тени животных. Хотите посмотреть?  (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)

 -Вы хотите поиграть с тенью?    (дети показывают тени)

Заключительная часть (рефлексия):

 -Ребята, наше путешествие заканчивается, Лунтику пора улететь домой.

-Понравилось ли вам путешествие?

-Что нового интересного мы узнали о свете и его источниках?

-Что больше всего понравилось?

-Что было самым трудным?

(ответы детей)

-Правильно, ребята, сегодня мы с вами познакомились с источниками света, определяли от какого источника свет ярче, узнали о свойствах света (рассеивается, проходит через прозрачные предметы, более яркий в темноте) и как появляется тень. Лунтику очень понравилось, что вы были дружными, умелыми, и он приготовил для вас, но спрятал его. Мой волшебный фонарик покажет лучиком света, где его искать.  

(дети находят сюрприз по лучу лазерного фонарика)

 -Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней лежит?   (нет)

 -Почему?    (там темно)

 -А теперь отвернитесь.    (воспитатель кладёт включенный фонарик в коробку)

 -А теперь видно, что внутри?  (да)

 -Почему?   (там светло) 

 -Ребята, Лунтик дарит вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно – продуктивной деятельности в средней группе. (Конструирование.)

Образовательная область: « Художественное творчество»Цели: учить делать перекрытия,  сочетать строительный материал по цвету, дать представление о разных типах зданий.Оборудование: наборы с...

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).

Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).Программное содержание:учить детей рисоват...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Весёлые рыбки"

Цель: Закреплять умения детей работать в нетрадиционной технике, рисования пальчиком. Продолжать учить обводить маркером свою ладошку. Показать способ «превращения» её в рыбку. Развивать творческие сп...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда". Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда".Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности....